-29°CКурган
Вторник, 13 января 2026 г.

Субботний вечер вместе с нарядом ППС отдежурила в Кургане корреспондент

Ночной дозор или Работать на «земле».

10.11.25
Субботний вечер вместе с нарядом ППС отдежурила в Кургане корреспондент

Дверь резко распахнулась, и пара крепких парней в форме помогли войти в здание отдела полиции №2 УМВД России городу Кургану очередному «кухонному бойцу». Было сразу видно, что ехать с представителями власти «боец» не собирался: он был по пояс голым, босиком и в наручниках. Один из полицейских нес в руках заботливо захваченную с собой куртку дебошира.

«Кухонные бойцы» чаще всего полиции не сопротивляются – они смелы и беспощадны только с женщинами. Но этот пошел до конца – пришлось ему надеть «браслеты».

— Вот и наряд наш приехал, — заметила Надежда Соболева, начальник пресс-службы УМВД России по Курганской области. И тут же сфотографировала наряд и задержанного. Сегодня мы с ней «усилим» патруль – поедем дежурить вместе с полицейскими. И никто не может сказать наверняка, что нас ждет в этот субботний вечер. Отделы полиции не зря среди своих называют «землей», они работают не с бумажками, с людьми, на земле.

Сумерки быстро упали на город. Теперь мы – это лейтенант полиции Денис Ефеменко, инспектор 2 взвода 3 роты ОБППСП УМВД России по городу Кургану и сержант Сергей Устименко, командир 2 отделения 1 взвода 3 роты ОБППСП УМВД России по городу Кургану, майор Надежда Соболева и я едем на патрулирование в микрорайон Рябково. Территориально за него отвечает отдел полиции № 2.

— Спокойный день был сегодня? – Спрашиваю ребят. Они дежурят с 9 утра.

— Ну, одного «босяка» вы видели уже, пьяненьких привозили с улицы. Один гражданин сегодня совершил грабеж из винного магазина. Коньяк хотел унести, — перечисляют патрульные. — Мы его догнали. Сразу протрезвел. Если бы его на кассе поймали – было бы просто «мелкое хищение», а при попытке скрыться – это уже грабеж, уголовная статья. На данный момент по нему проводятся разбирательства.

— Значит, следующего раза у него не будет?

— Думаем, не скоро! – Резюмируют наши полицейские.

Мы едем на красивом полицейском автомобиле с бортовым номером «31» по рябковским ухабам. Удивительно, но местные детишки радостно козыряют машине.

Наш экипаж уже «бывалый», служат по четыре-пять лет. Конечно, мне хочется услышать захватывающие рассказы про погони и стрельбу.

— Важна в вашей профессии командность?

— Это основа основ, всегда надежда на напарника, — отвечают.

Шум рации перебивает нашу беседу, дежурный постоянно в эфире. «9-3-3, на маршруте!» — откликается экипаж.

Как-то на задержание на улицу Дзержинского выехали. Поступило сообщение: мужчина с обрезом возле подъезда сидит. Экипировались: бронежилеты, каски. Подъехали к адресу – пусто. Двинулись в сторону 9-й школы, и возле дома по улице Рабоче-Крестьянской увидели «человека с ружьем». Озвучили законные требования. Подчинился, положил обрез на землю. Были изъяты у него и переделанные патроны. Обидел его кто-то, решил отомстить. Пьяный.

А мы между тем подъезжаем к сидящим прямо на поребрике, разделяющим дорогу и тротуар, подросткам. Им объяснили, что так нельзя, нарушение ПДД. Отправили для надежности в свой двор.

Дальше петляем мимо каких-то маленьких болотцев и магазинчиков. Сейчас алкоголь по закону Курганской области после 22 часов не продают, а вот раньше здесь были «злачные» места со всеми вытекающими.

— А детективы любите смотреть? – Интересуюсь, пока есть время.

— У нас свои детективы! И триллеры свои! Ну, конечно смотрим, а как иначе! Кое-что совпадает. Но в сериалах все круто получается – нажал на кнопочку – и в кабинете следователя уже подозреваемый сидит, добровольное признание пишет, — смеются парни фантазиям киношников.

Но многих «непродвинутых» граждан удивляет наличие у нашей полиции планшетов, благодаря которым они сразу устанавливают личность.

Едем по улице Чернореченской. Мы с Надеждой тоже смотрим в окна машины. Но наметанным глазом замечает сразу все вокруг только экипаж.

Говорят, что на их участке есть «граждане алкоголики», которых знают в лицо — это на сленге полиции «постоянники». И тут же, не к ночи помянутый, около светящегося большого магазина нарисовался Сергей Викторович Ч.

— Наша звезда! – Прокомментировали его появление полицейские. (Скажу по секрету, они его зовут между собой «Веселым»).

Не смотря на побитое жизнью и помеченное яркими ссадинами лицо, он не очень уверенно, но весело пританцовывает на ходу. После недолгих обязательных представлений полиции Сергей Викторович привычно и довольно бодро залезает в машину.

В машине сразу забористо «заблагоухало» перегаром…

Оказалось, Веселому всего 45 лет. Не очень сохранился, прямо скажем. Пьет шкаликами, делает коктейль. При слове «коктейль» Сергей Викторович оживился, забормотал что-то радостно-невнятное. 950 протоколов составлено уже на него. Но бросать в таком состоянии гражданина нельзя.

— Таких много. Зимой особенно опасно: обморожения, остаются без пальцев, без ног, рук. — Говорят ребята. – Мы поднимали замерзших не раз. И вдруг добавляют неожиданное: — Жалко их!

Говорим о профессиональной необходимости быстро реагировать, не теряться ни в каких ситуациях: от тебя может зависеть жизнь человека!

Например, моментально и правильно сориентироваться при приступе у гражданина эпилепсии, при ножевом ранении в ногу до прибытия скорой скрутить жгут из футболки. При повреждении легкого нельзя просто замотать и ждать, есть другой проверенный метод.

И даже в свой законный выходной у полицейских всякое случается: пошел с женой по магазинам, а помог охраннику поймать воришку.

— Конечно, существует уголовная ответственность, если являешься сотрудником полиции, но не помог. Хотя даже не из-за этого действуешь: человечность должна быть, — просто поясняют полицейские.

И Сергей, и Денис рассказывают каждый свою «дорожную» историю, случившуюся в неслужебное время.

«На трассе около быка, в сторону Кетово, увидел ДТП с вылетом автомобиля на обочину. Женщину вытащили, она была в сознании. Мужчина же периодически «терялся», разговаривал с ним до прибытия скорой….»

«Пьяный слетел в обочину на синем «Логане». Быстро все сориентировались — и я, и гражданские. Отключили аккумулятор, перевернули автомобиль. Человека посмотрел – руками-ногами шевелит, значит, позвоночник вроде не поврежден. Аккуратно вытащили через заднее сидение, дождались скорую помощь».

А пока завозим веселого Сергея Викторовича в отдел полиции, оформляем. И сразу — новый вызов.

Поступил сигнал, что в квартире дома в Рябково объявился гражданин, находящийся в розыске. Тут надо действовать быстро. Едем с мигалками. Машины, согласно правилам дорожного движения, уступают нам дорогу. Но так бывает не всегда, уточняют полицейские.

Увы, нас оставили посидеть в машине, в темном дворе. Наряд исчез в подъезде. Мы за них, понятно, волнуемся. Это уже не кино! Несколько томительных минут прислушиваемся к звукам из вроде бы тихого двухэтажного дома.

Разыскиваемого не оказалось, а вместо него привели «прокатиться» небольшого парня азиатской внешности без регистрации. Место «пассажира» вновь занято!

— А с незаконным оборотом наркотических средств приходится бороться?

— Пресекаем! Мы можем предполагать, где могут появиться закладчики, проверяем. Бывает, оставляем автомобиль, идем по следу, смотрим. Если в 4 часа ночи по лесу бродит человек с фонариком, то ясно, что не грибы собирает, — рассказывают полицейские.

Вот прошлой зимой два подозрительных гражданина ясным днем «гуляли» вблизи эко тропы. И полиция, «спешившись», осторожно пошла за ними. При задержании пришлось применить оружие. Даже после третьего предупредительного выстрела один еще попытался скрыться, свернуть в лес. Догнали…

Оказалось, опытный закладчик, а второй только стажировался. Под сидением их авто нашли пакет с запрещенным веществом. Эти «гастролеры» из Перми до этого уже разложили сотни пакетиков с наркотой.

— Сегодняшним днем довольны? – Спросили мы парней, когда вместе приехали сдавать смену.

— Да, продуктивно день прошел! – Улыбнулись те. И, думается, с радостью передали нас следующему наряду из Отдела полиции №1 УМВД России по г. Кургану.

Но вначале наш новый экипаж вооружается, получает рации и планшеты. Для всей смены проводится инструктаж, доводится оперативная обстановка на маршрутах патрулирования, ориентировки, проверяется знание закона «О полиции». На построении проверяется и внешний вид — все парни смотрятся достойно, залюбуешься! Приказ заступить на службу – и мы вновь «служим» тоже. Этим экипажам дежурить до 9 утра.

Уже ночь, и мы с Надеждой поедем лишь на один вызов – в микрорайон Керамзитный. В доме №2 сожитель ведет себя агрессивно.

Знакомимся с новым экипажем. Полицейские отдельного батальона ППС УМВД России по городу Кургану: за рулем — Даниил Верба, инспектор 2 взвода 1 роты, лейтенант полиции, рядом — заместитель командира 1 взвода 1 роты отдельного батальона ППС полиции Александр Казанцев, лейтенант полиции.

Работа у наших парней, скажем, разнообразная. Мошенничество в отношении пожилых граждан в последнее время набирает обороты. Пытаются вразумить человека. Но порой мошенник так хватко обрабатывают свою жертву, что полиции пострадавшие уже не доверяют! Наивные, добрые старики верят в легенду про пострадавшего в ДТП сына – срочно на лечение нужны 400 тысяч. Пять миллионов переводила другая бабушка!

Ищут «потеряшек» — пожилые люди с деменцией уходят из дома «странствовать» и сами вернуться уже не могут. Знают даже на своем участке таких постоянных дедушку и бабушку. Уходят – их вновь возвращают.

Но это «тихие» случаи.

— А в целом «адренолиновые» ситуации для полицейских — это обыденность?

— Справляемся! – Спокойно кивают. — Когда едем на драку, к примеру. Приезжаем вдвоем, а дерется — с десяток, тогда, понятно, есть адреналин…

— И против вас могут объединиться в этой неразберихе?

— Бывает! Мы первые всегда приезжаем. Но когда подлетают наши ребята на подмогу, то против нас — уже никто!

Подъезжаем к Керамзитному. Оказывается, сожитель выгнал звонившую, а гражданке нужно забрать свои вещи. Еще и ручку у двери ее квартиры, что в соседнем подъезде, сломал. Гражданка старательно пишет заявление о порче имущества.

— Еще бы КГБ вызвала! – бросает своей, похоже, уже бывшей, даме на прощание незадачливый кавалер.

— Парни, мы долго будем стоять? Может, поедем уже? — торопится в полицию транзитный пассажир.

И вновь едем на «базу», на «землю».

— Не разочаровались в службе? – Спрашиваю у самого «старослужащего» из наших сегодняшних экипажей Александра Казанцева.

— Нет, конечно! – Отвечает.

Служба в полиции, да еще «на земле», понятно, не для каждого.

Хотя и зарплаты, и график работы – достойные и стабильные. И карьерный рост. Но нужно быть постоянно в форме. Во всех смыслах. Сдавать нормативы – боевые приемы борьбы, физические упражнения, огневую подготовку, правовую, служебную.

И у обоих  экипажей я спрашивала:

— Служба в МВД изменила вас?

— Все меняются! – Отвечали.

Конечно, парни из полиции готовы ко всему, но мечтают о мирном небе – у всех жены, маленькие дети. И на вопрос про выходные отвечают, словно сговорившись: с семьей, ребятишек на качелях покачать.

Мы едем назад по шоссе Тюнина и издали любуемся огнями города. «Наш Курган стал таким красивым!» — замечает экипаж.

Сейчас в Кургане все спокойно, контролируемо, как говорят в полиции. Но когда ночь опускается на город, то просыпается… всякое.

А у меня после этого субботнего дозора с экипажами осталось чувство надежности. Ощущение, что ты под защитой. И тебе всегда придут на помощь.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.