В Кургане вышел 45-й литературно-публицистический журнал «Тобол»
Как полюбить литературного героя
Лежит на столе 45-й по общему счету и первый в 2025 году литературно-публицистический журнал «Тобол» (16+). Требует обзора, взывает к моей совести. Ведь обещал же публично при недавней его презентации в Юговке сделать для газеты такой обзор.
Что ж, новый «Тобол» не лишен достоинств. Как и неудач, которые, впрочем, иногда интереснее многих «правильных» текстов.
Начнем с раздела поэзии, лидирующему по числу авторов (13 из 37) среди других постоянных рубрик «Тобола». Большая часть неудач в новом номере журнала, к сожалению, как раз и выпадает на стихотворцев. И это при том, что во время подготовки очередного номера журнала его редколлегией вычищены буквально сотни графоманских виршей.
Именно в них ядовитым цветомсорняков расцветают набившие оскомину «родная сторонушка», «победный май», «русская душа»,«моя Россия», «полюшко», «наш город славный», «луна, рассветы и закаты» и т.д. Слова-то хорошие, но сказаны многими авторами неискренно. Поэтических открытий мало, почти нет.
Лучшим в номере, на мой взгляд, следует считать стихотворение Ольги Хузе «Погибшие слова», включенное вовсе не в поэтическую рубрику, а в биографический очерк «История одного библиотекаря». Ольга Федоровна Хузе — литературовед и переводчик — была первым директором (с 1943‑го по 1951 год) нашей областной библиотеки. Названное стихотворение начинается со слов «Я не была его женой, но я его вдова…», которые сразу просились на музыку, на песню. И такая песня была написана Александром Фадеевым, бывшим художественным руководителем курганской филармонии.
Из других авторов поэтической рубрики удивляют в хорошем смысле «русские хокку» Александра Галямина. Один только пример:
Я любви грабли
положу в чулан темный.
Не наступить бы.
Хорош и тюменский гость журнала Николай Нидвораев со стихами «Как земные раздам долги», «Я ничего не смыслю в моде», «Человек всея Руси». Его лирический герой, неотделимый от автора, «красив неброской красотой», делает большие дела без лишнего шума и трескотни, а когда устанет, «помолится и на краешек Земли отдохнуть по-людски присядет».

Раз уж мы заговорили о поэзии, нельзя не остановить внимание читателей «Тобола» на прекрасном эссе Дмитрия Аникина (г. Москва) «Анна Ахматова. Памятник самой себе». Ахматова первая после Пушкина всерьез сказала о памятнике себе: «А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают памятник мне…» Такая смелость вызвала в литературном мире потоки недоброй зависти, мол, «вознеслась», появились пакостные книжонки, разоблачающие мифы о великой поэтессе. Эссе Дмитрия Аникина спорит с разоблачителями, поднимая Ахматову на еще более величественный пьедестал. Обычные стихи стесняются своего автора, гениальные — принимают свое иногда сомнительное происхождение как должное. И могут быть высечены на граните и мраморе: «Когда б вы знали, из какого сора…»
Главное наполнение любого литературного журнала, конечно же, проза. И тут возникают проклятые вопросы: что есть рассказ и где черта, разделяющая журнальную и книжную прозу? А, может, и нет этой черты? Ясно одно, если в журнальной версии рассказ может нести признаки явной спешки (успеть бы в номер!), некоторой стилистической неряшливости, то в книжном варианте все должно быть подогнано страница к странице, буковка к буковке. Не всем автором «Тобола» удалось в процессе редакторской подготовки текстов втиснуться буквально в «последний вагон». Но, например, Сергей Кокорин, избавившись от многочисленных техницизмов и редких газетных канцеляризмов, резко улучшил читаемость своего рассказа «Один день из жизни Т-34». При этом второй его рассказ — «Две каски» — о солдатской хитрости и отваге — интересней.
Вообще Сергей Кокорин — фигура удивительная. Он очень активен и плодовит. Первый сборник его рассказов под названием «Пути-дороги» увидел свет в 2012 году. И с тех пор (за 13 лет!) им издано три стихотворных книжки и 15 прозаических. Это и военная проза, и романтические приключения, и будничная жизнь современников, «бытовуха». Кокорин, можно сказать, крепко укоренился в зауральской литературе. Настала пора качественного роста, выхода на что-то серьезное, что невозможно без квалифицированной критики. Ему нужен равный и грамотный собеседник, критическое сопровождение его творчества. А какую благотворную роль в жизни писателя, в его судьбе может сыграть критик, легко узнать из записок Виктора Потанина «Сокровенное» о дружбе с талантливым критиком и литературоведом Юрием Селезневым. Потанинские заметки «Из блокнота писателя» опубликованы рядом. Что касается остальной прозы этого номера «Тобола», то не могу сказать, что рассказы Ольги Ман, Виктории Сорокиной, Светланы Пушкиной, Татьяны Коростелевой, Любови Сошниковой, а тем более Анны Жаровой или Алёны Лопатиной меня «перепахали» или очаровали. Можно, конечно, высказать некоторые претензии к слогу или желанию понравиться всем этой «женской» прозы (правда, первые три пишут от первого лица мужского имени, что по-своему интересно). Но не будем придираться.
Главное в другом — в рассказах этих нет героя, которого хочется полюбить. А вот маленький Олежка из очерка Олега Бунина «Те долгие годы войны», который стал «главным мужиком» в семье, пока папка его воевал, — достоин читательской любви.
Подобные чувства (имеется ввиду читательская любовь) вызывают герои биографических очерков, опубликованных под рубрикой «Портреты и судьбы».
«Король московских журналистов» Лазарь Бронтман, уже упоминавшаяся библиотекарь Ольга Хузе, солдат, педагог и переводчик Михаил Филлипович; декабрист Федор Башмаков — усилиями своих авторов Александры Васильевой, Юлианы Даниловой, Натальи Дружининой, Нины Комарских, Владимира Аги предстают перед нами прекрасным человеком. Такие люди всегда прекрасны, всегда насущно необходимы, всегда привлекают сердца, делают нас выше и чище в любые времена, в любые исторические эпохи.
Перекличка эпох и времен хорошо заметна в дневниковых записях солдата Великой Отечественной войны Григория Еланцева (на фронте с января 1942 года до Победы) и священника, участника специальной военной операции Михаила Шушарина. И 80 лет назад, и в наши дни совпадают трудности передвижения, на каждом шагу солдата подстерегает смертельная опасность. Фронтовая жизнь — тоже жизнь, и к ней надо приноравливаться, верить боевым товарищам и командирам, верить в удачу и победу. От чтения того и другого дневника остается физическое ощущение неимоверной солдатской усталости.
Невозможно в газетном обзоре назвать всё достойное читательского внимания и каким-то чудесным образом вместившееся в 240 журнальных страниц. Но следует высоко оценить публицистическую смелость писателя Владимира Филимонова, взявшегося в своей статье «Славы различная степень» за тему, которая долгие годы находилась под запретом. С болью автор называет чудовищную цифру: с начала Великой Отечественной и до февраля 1945 года, по оценкам различных историков, в немецкий плен попали до пяти миллионов советских солдат и офицеров. Были среди них и наши земляки. О них рассказывается в серии книг «В фашистских застенках». Инициатором издания серии (свет увидели уже 10 томов) стала журналистка Наталья Захарова. Ей и воздает должное Владимир Филимонов.
* * *
Откаркав критическим вороном, исказив елико возможно «объективную картину», автор данного обзора благодарит редколлегию и авторов 45‑го «Тобола» за удовольствие читать наших писателей и думать над их словами.
Валерий Портнягин














Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.