-34°CКурган
Среда, 14 января 2026 г.

В Курганском театре кукол состоялась премьера бэби-спектакля

Он рекомендован для детей от 10 месяцев до 2,5 лет
22.08.22
В Курганском театре кукол состоялась премьера бэби-спектакля

В Курганском театре кукол «Гулливер» 21 августа состоялась премьера бэби-спектакля «А кто там?» (0+). Постановка рекомендована для детей в возрасте от 10 месяцев до 2,5 лет. Корреспондент «КиК» побывал на предпоказе.

Какая-то темная комната, вокруг незнакомые дяди и тети. Страшно. Одна тетя говорит «Здравствуйте!» и еще что-то непонятное, мама ей улыбается и кивает. Это хорошо. Штора за спиной у тети раздвигается, мы с мамой садимся на пол, поближе к натянутому дырявому одеялу. Рядом еще две девочки с родителями. Не интересно! Хочу домой! Дома лучше – у нас даже одеяло целое! Откуда этот звук? А, от дяди. Понятно. Мама, пойдем! А это кто такой? И что за колечки у второго дяди? У него еще есть мячики! Чур, мне красные!

Никите Румянцеву 2 года и 2 месяца. В театре он в первый раз. Его мама, Наталья Румянцева, рассказывает: «Для меня произошло чудо, потому что ребенок активный, и удержать его внимание очень сложно. Актеры справились. Огромная благодарность! В начале спектакля Никита хотел уйти, говорил: «Нет! Я не хочу. Уйдем отсюда!» В конце он уже сказал такую фразу: «Куда ушел дядя? Хочу еще!» Постепенно-постепенно актеры завладевали его вниманием. Когда рассыпались эти шарики разноцветные, у него расцвела улыбка, страх прошел, он уже готов общаться».

Выходить на условную сцену и общаться с актерами никто не запрещал. Режиссер-постановщик Анна Иванова-Брашинская (Санкт-Петербург) объяснила «КиК»: «Взрослый человек уже знает, что такое театр, ему кажется, что нужно обязательно смотреть на сцену. Ребенок воспринимает мир всем телом. Он может вдруг отвернуться и трогать маму за лицо. Это совершенно не значит, что он здесь не присутствует. Мама нервничает, переживает: «Повернись!», «Смотри!», «Ничего не трогай», «Перестань» или, наоборот, «Что-то делай!» У нас в культуре многое состоит из запретов. Очень назидательное включение человека в мир. Ребенок не знает, что нельзя перемещаться в театральном пространстве. А ведь он так общается, трогает, что ему интересно. Совершенно бессмысленно объяснять человеку, что этого делать в театре почему-то нельзя. Сейчас многие некогда базовые принципы театра меняются и подвергаются сомнению».

«А кто там?» – это спектакль, в котором история возникает из взаимодействия актеров друг с другом, с объектами и со зрителем.

Объекты, кстати, как и авторские куклы, придумала петербургская художница Ольга Филиппова. Из всего набора предметов актеры вбирают именно то, что считают нужным в данный момент. Они, например, играют на поляне цветущих кувшинок. Оказываются то в подводном царстве, то в ягодном лесу. Мимо проплывают птицы и пролетают рыбы… «Это такая плавучая реальность, которая из мира, где мы показываем, перетекает в мир, кому мы показываем, – отметила Анна Иванова-Брашинская. – И зритель тут «два в одном». Таких родителей я называю «бэби-носцами». Мама и ребенок – это сообщающиеся сосуды, между ними все время перетекают эмоции, жидкости».

Полноправным соавтором спектакля выступает художник по пластике Александр Козин (Петрозаводск). Он рассказал: «Актеров мы учили не играть ничего, кроме того, чтобы быть собой в пространстве и заниматься чистым исследованием, чистым процессом, чистым движением. Это главная, но очень непростая задача. В театральном пространстве сложно не уйти за какую-то маску. Мы все их снимаем. Например, для начала можно расслабить плечи и таз. В телесной практике быстрее приходит понимание, как ничего не играть и позволять себе какие-то открытия, искать ситуации, в которых тело не было раньше».

Актеры тоже соавторы. Александр Козин заметил: «Прежде чем запустить режим соавторства, нужно очень хорошо прокачать в себе эту способность, наблюдать, подмечать какие-то небольшие события в пространстве, которые возникают в каждую секунду времени. Спектакль из-за этого каждый раз складывается по-разному. Потому что разные дети, разные родители, разная энергия внутри ребенка и взрослого, все это каким-то образом влияет на то, как спектакль будет создаваться и во что он в итоге выльется».

В постановке, которую показали журналистам, были заняты Михаил Резников, Сергей Котельников и Александра Зацепилина. Сергей Котельников поделился: «Нам давали определенные техники по контактной импровизации. Выходя на площадку, мы совершенно не знаем, как поведет наше тело, как поведет себя зритель. И мы во многом отталкиваемся от зрителя. Есть гиперактивные. К нам такие приходили на экспериментальные показы. Гиперактивный ребенок сразу пошел, лег в гамак, ему было очень хорошо. А были зрители, которые совершенно тихие, они просто лицезрели спектакль».

Александра Зацепилина отвечает за музыкальное сопровождение спектакля. «Инструментов очень много: и шумовые, и гусли, и укулеле, и барабан. Все, что хочешь, кроме клавишных. Использую все, в том числе мы начали потихоньку подключать голос, – сообщила актриса. – Музыкант реагирует на то, что происходит на площадке. В случае, если ребенок отвлечется, как-то помочь привлечь его внимание. Ну, и создавать атмосферу. Чувствовать, в каком состоянии находятся актеры, и сопровождать их».

Другие актеры, занятые в бэби-спектакле: Татьяна Кокина, Карина Султанова, Дмитрий Чудов, Елена Шишанова.

Ближайшие показы «А кто там?» пройдут на площадке ДКМ 27 и 28 августа. Начало в 11 часов.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.

В Курганском театре кукол состоялась премьера бэби-спектакля