ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ СЕМЁНА ЯКУБОВА
Анатолий Журин
Автор текста
В публикации использованы фото из архива команды
Семен Якубов
Об этом удивительном человеке написаны сотни статей, созданы книги, фильмы. Их авторы, не скрывая удивления, повествуют о том, каких вершин можно достичь, упорно идя к своей цели. Говорят, мужчина должен построить дом, посадить дерево и "родить" сына. Всего-то… Семену Семеновичу Якубову, мужчине с большой буквы, покорилось многое: вырастил трех сыновей, покорил сердце любимой и единственной, подарившей ему надежное плечо друга и соратника и семейное счастье, строил КАМАЗ, возглавлял производство двигателей, главным инженером вводил вторую очередь сборки «КамАЗов», построил научно-техническую базу завода и 8 лет возглавлял конструкторскую службу, а в качестве хобби создал потрясающую спортивную дружину, изумившую и изумляющую по сей день весь спортивный мир, прославившую не только родной завод, но и страну.
Как он там оказался? Семен Семенович признается:
— Конечно, уходить с завода, ставшего родным, где я быстро дорос до замначальника цеха, смысла вроде и не было. Меня ждали хорошие перспективы, моя фамилия стояла в списке госнаград за добросовестный труд, но неожиданные семейные обстоятельства вынудили принимать решение.
В Челны на Всесоюзную комсомольскую стройку устремились многие его сверстники, а потом там пообещали жилье, которого в тот момент у него не стало и которое, кстати, он и получил всего через полгода. Свою первую награду — «Знак Почета» — он получит в 1981 году. Эти времена он вспоминает с юношеским восторгом, хотя они были совсем не простыми. То был пуск второй очереди КАМАЗа. Предприятие сумасшедшими темпами разгонялось до своей проектной мощности — и хотя тогда ее достичь не удалось, но 125 тысяч автомобилей в год стали выпускать уже при нем, ставшем главным инженером автосборочного завода. Как вспоминает сам Якубов, эти годы вооружили его огромным опытом, ставшим основой всего того, чем он потом занимался. Люди работали на заводе истово, не щадя себя. Если и уходили домой, то только для сна, а некоторые, в том числе и Якубов, спали прямо на рабочих местах.

И совсем не случайно именно в Набережных Челнах, где создавался невиданный по масштабам Камский комплекс заводов по производству большегрузов, мог зародиться автомобильный спорт. Последняя в истории Советского Союза Всесоюзная комсомольская стройка привлекала сюда немало романтиков, мечтающих воплотить свои творческие замыслы, стать специалистами. Начинать на новом заводе с нуля — что может быть привлекательнее и заманчивее для молодых? Но тогда еще в маленьком провинциальном городке с тридцатитысячным населением в самой середине прошлого столетия был в чести только мотоспорт, об автомобилях могли лишь мечтать. Автоспорт развивался параллельно со строительством заводов, завезли его в Набережные Челны первопроходцы КАМАЗа, приехавшие из разных городов и весей Советского Союза. Многотиражка «Рабочий КамАЗа» рассказала о том, что уже в 1969 году в московской дирекции молодые специалисты управления главного конструктора объединились в группу с броским названием «Багги-КамАЗ». А спортклуб под таким названием появился только через пять лет, еще через год ребята сконструировали свой первый багги. На чемпионате СССР по спортивному кроссу автомобиль был удостоен приза «За оригинальную конструкцию». Похоже, именно тогда команда увлеченных автоспортом пришла к мысли, что побеждать в состязаниях можно, только собрав спортивный снаряд собственными руками — до последнего винтика.
Из Кургана в Челны


Мастер-ралли. Победный финиш в Улан-Баторе, 1997 год
Команда его молодости
Именно баггисты вошли в состав специального бюро спортивных машин, созданного при управлении главного конструктора в 1978 году. Но вскоре возникла идея: а почему бы не пересесть спортсменам с багги на большегрузные «КамАЗы», ставшие уже популярными, и не только на дорогах страны? Ее озвучил как раз Семен Якубов, тогда возглавлявший научно-технический центр КАМАЗа, и руководство завода его поддержало. Молодого энергичного руководителя, буквально фонтанирующего идеями, хватало на многое: он строил здание научно-технического центра, жильё для своих сотрудников, при нём создавались полноприводные машины семейства «Мустанг». Руководитель НТЦ, вначале просто помогая команде, и не заметил, как вскоре сам увлекся этим видом спорта. Тогда и предложил изготавливать грузовики специально для соревнований, и первый такой «КамАЗ» вскоре принял участие в кольцевой гонке на трассе «Формула-1». Но, конечно, Якубову сотоварищи не давала покоя мысль об участии в широко известной спортивному миру с 1978 года гонке «Дакар».
Например, Борис Березовский предлагал Семену возглавить строительство трассы «Формулы 1» недалеко от Москвы. Я, откровенно скажу, тогда обрадовалась и предложила мужу согласиться. Помню его застывший взгляд и слова: «Я человек заводской и заводскую трубу никогда не брошу». И тогда я поняла: он человек железа, труда, ответственности.
Постепенно это стало для Якубова главным делом жизни — создание легендарной команды, прославившей страну. Послушаем, что по этому поводу говорит его боевая подруга, жена Ольга Ивановна:
— В нашу команду большая часть тех, которые начинали, пришли каждый со своей мечтой, каждый при своем каком-то таланте. Для Семена Семеновича это начиналось с увлечения, которое, как он считал, способствовало и раскрепощению людей, и сплочению мужского коллектива, приобретению взаимопонимания — «по звонку». И пусть для кого-то это было хобби, для кого-то мечта, но коллектив складывался. Были разные ситуации по жизни, были даже приказы команду распустить и на этом участке создать другое производство, но Семена Семеновича остановить уже было невозможно. Он стоял на своем: «я эти приказы выполнять не буду». Были соблазны — невесть откуда появились покровители, приехавшие помогать.
Члены команды отмечают колоссальный организационный талант создателя и его потрясающую интуицию предвидеть любую ситуацию, любой форс‑мажор. Выезжая в составе экипажа или в качестве руководителя команды, он принимал решения на ходу, просчитывая любые возможные последствия. Дебют камазовцев в 1991 году был ошеломляющим: второе и третье места. Первые успехи на «Дакаре» окрылили маленькую группку энтузиастов во главе с Якубовым, собравшихся вместе, чтобы осуществить свою самую заветную мечту.
Впервые тогда новоиспеченную команду позвали в Кремль, где им вручили советские правительственные награды. Цену этим наградам знали те, кто выдержал испытания неустанным трудом, бытовыми лишениями, бессонными ночами. 1991 год стал переломным в биографии молодых автогонщиков, они поверили в себя, в своего вожака, в то, что могут многое. Они полюбили эту настоящую мужскую работу.
Казалось, вот он, хвост жар-птицы, ребята уже стали строить грандиозные планы покорения африканской пустыни. Увы, холодный душ разочарования пролился на них на следующий год — все «КамАЗы» из-за поломок сошли с дистанции, не добравшись до финиша. Якубов сделал вывод: причина не только в технике и людях, но и в тактике. Зато всем стало ясно: участвовать в соревнованиях просто необходимо — их экстремальные для техники и людей условия — лучший способ выявить слабые места у большегрузов. Руководство завода с большим вниманием относилось ко всем замечаниям спортсменов, стараясь как можно оперативнее вносить изменения в конструкцию машины.
— Мой принцип такой: для того, чтобы человек мог чего-то в своей жизни добиться, он должен себя постоянно чувствовать полноценной личностью. Тогда он способен прыгнуть выше головы. А если он затурканный, если его унижают, от него грубо требуют всего лишь исполнения воли других, а при всем этом еще и риска собственной жизнью, то каких от него можно добиться результатов?
Семен Якубов
— В нашу команду большая часть тех, которые начинали, пришли каждый со своей мечтой. У одного было желание стать водителем-испытателем. Кто-то себя видел пилотом, но ведь сразу за руль не сажали. Для Семена Семеновича это начиналось с увлечения, которое, как он считал, способствовало и раскрепощению людей, и сплочению мужского коллектива, приобретению взаимопонимания — «по звонку».
Ольга Якубова


Победный финиш Дакар-2011
Победная поступь дружины
Настоящая уверенность к команде пришла позже — созрели, по утверждению Якубова, только к 2000 году. Тогда он, уже опытный штурман, несколько лет выступал в новом экипаже с будущими триумфаторами «Дакара» — молодым пилотом Владимиром Чагиным и опытным механиком Сергеем Савостиным. В том году, как считает Якубов, наступил перелом в сознании членов команды, за счет каких именно факторов достигается успех. Чагин со штурманом Якубовым таки выиграли «Дакар»! И хотя в следующем году «КамАЗы» участия в гонках не принимали, но последующие годы неизменно заканчивались их полным триумфом. Сегодня «КАМАЗ‑мастер» — 14-кратный победитель престижнейшего состязания «Дакар», многократный победитель автогонок «Африка рейс», «Шелковый путь» и Кубка мира.
Журналисты, которым посчастливилось общаться с Семеном Семеновичем, неизменно отмечают его добродушие, его искреннее желание снабдить как можно более полной информацией, не упустить самого, по его мнению, главного. Вспоминаю недавний его комментарий по поводу победы молодого гонщика Эдуарда Николаева на «Дакаре-2017».

— Эдуард пришел в команду в непростой период для нее. Формировалось третье поколение (первыми были приглашенные опытные пилоты). Нужны были «неиспорченные» скоротечными гонками пилоты. В марафонах главное — выдержка и способность распределить свои силы и возможности техники на изнурительную, двухнедельную гонку протяженностью 10 тысяч километров. Здесь излишний азарт только во вред и скорости должны соответствовать преодолеваемым препятствиям. Увы, к этому никто из именитых не был готов. Поэтому мне пришлось разыскивать тех, кто не знал ничего другого. Таким, к примеру, был нынешний руководитель команды Володя Чагин, который успешно занимался техническими видами спорта, блестяще разбирался в автотехнике, но до прихода к нам участия ни в каких автосоревнованиях не принимал. С 18 лет он рос и воспитывался в нашей атмосфере. Вот и вырос Володя в настоящего марафонца и стал одним из лучших, а, может быть, и самым лучшим в мире автогонщиком.
То же самое можно сказать о представителе нового поколения — Эдике Николаеве. Отец у него спортсмен, член нашей команды и в научно-техническом центре зарекомендовал себя с самой лучшей стороны еще в команде баггистов. Сына он с детства водил в секцию картинга. Эдик мне понравился своей не по возрасту взрослостью, хоть ему-то всего было чуть больше десяти тогда. Своей физической готовностью — он ее развивал, занимаясь еще и спортивной гимнастикой. Подкупало и то, что мальчик сильно переживал, если у него что-то не получалось, и порой даже не стеснялся слез. Тогда я у него и спросил, не интересно ли ему было бы заняться автоспортом на грузовиках в «КАМАЗ‑мастере»? Он начал ходить к нам в свободное время, на школьных каникулах. Занимался в команде тем, что поручат. Постепенно осваивался в команде, не чураясь любой работы. Трудился на совесть. Перед окончанием школы пришел ко мне с просьбой принять его на постоянную работу. Я не возражал, но поставил ему условие — получить высшее образование, иначе перспективы у него не будет. У нас это традиция. Уже студентом мы его взяли в команду. Дебютировал в качестве механика в экипаже. И вот теперь у него три «бедуина» — высокие дакаровские награды! Один — полученный в качестве механика в экипаже Чагина и два — в качестве пилота.
Ольга и Семен Якубовы
Прыгнуть выше головы
— Как бы вы, Семен Семенович, охарактеризовали свой стиль руководства — он авторитарный, жесткий?
— Мой принцип такой: для того чтобы человек мог чего-то в своей жизни добиться, он должен себя постоянно чувствовать полноценной личностью. Тогда он способен прыгнуть выше головы. А если он затурканный, если его унижают, от него грубо требуют всего лишь исполнения воли других, а при всем этом еще и риска собственной жизнью, то каких от него можно добиться результатов?


— Кстати, о риске в гонке…
— Он в команде всегда есть. Это и колоссальное напряжение экипажей в процессе гонки, и ежесекундный поиск единственно верного решения на трассе, изобилующей непредвиденными препятствиями… Вообще считаю, что в риске заложена тайна, — и это гораздо лучше, чем вялотекущая повседневная жизнь.
Между прочим, когда Семен Семенович говорит об опасности, риске, он знает, что говорит. На ралли «Дакар» 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся.
Кузов «КамАЗа» оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Удивительно, но несколько участников гонки, ставших очевидцами этой аварии, проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин тогда получил сильнейшее сотрясение мозга, оказавшись зажатым в искорёженной кабине. Механик Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Штурман Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей отказался от эвакуации и остался на месте аварии около обломков грузовика, чтобы их не растащили на сувениры местные жители. А был еще случай, когда только хладнокровие Якубова помогло его экипажу уцелеть на трассе, заминированной местными африканскими повстанцами. Да мало ли таких случаев…
Победа команды на «Дакаре», 2006 год.
Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РФ, лауреат Государственной премии РФ, кавалер многочисленных государственных наград Семен Якубов в канун собственного семидесятилетия вывел свою формулу счастья. Она — в том, что в жизни его сопровождает верный друг, его муза, его ангел‑хранитель Ольга Ивановна. Она — в его сыновьях, в его команде, которую он, не колеблясь, передал в руки своего ученика Владимира Чагина. Вообще, считает он, каждый появившийся на свет человек создан для чего-то определенного. И если ему удается в полной мере себя в этом реализовать — значит, ему повезло, значит, он нашел свое счастье. Якубов доволен тем, что ему это удалось, и главной наградой для него стали победы созданной им великолепной камазовской дружины.
Наши контакты:
kikonline.ru
Система Orphus