Есть ли у вас план,
мистер Фикс?
Происходящее с общественным транспортом Кургана обсудили на заседании "круглого стола"
Редакция газеты "Курган и курганцы" и РИА "ФедералПресс" провели "круглый стол", посвящённый проблемам общественного транспорта на муниципальной маршрутной сети города Кургана. Во встрече приняли участие представители власти, науки, экспертного сообщества и бизнеса, а именно перевозчики областного центра. Мы искали пути решения проблем, волнующих всех без исключения курганцев: это рост стоимости проезда, качество автобусов, которое оставляет желать много лучшего, регулярность их движения и, конечно же, безопасность.
АКТУАЛЬНО
"Мёртвая зона" в центре Кургана
Одним из поводов для обсуждения стала опубликованная в "КиК" во вторник статья Евгения Городничева, известного в Кургане специалиста в сфере городского пассажирского транспорта, в своё время возглавлявшего МПГПТ.
Модераторы дискуссии, которыми выступили главный редактор "КиК" Жанна Чумакова и редактор РИА "ФедералПресс" по Курганской области Павел Овсянников, предложили выступить первым представителям научного сообщества.

Заведующий кафедрой автомобильного транспорта КГУ, доктор технических наук Валерий Васильев обратил внимание на вещи, которые бросаются в глаза и непосвящённому. Например, в самом центре города расположена транспортная "мёртвая зона" в границах улиц Куйбышева, Гоголя, Пролетарской и Красина.
Действительно, если здоровому человеку пусть даже и средних лет ничего не стоит прошагать полкилометра, например, из района областного суда до ближайшей остановки, то как же быть престарелому курганцу или инвалиду? Такое положение вещей учёный назвал транспортной дискриминацией. Другие проблемы также очевидны - это неприспособленность "пазиков" для внутригородского сообщения и дисциплина их водителей.

А ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН Михаил Ерихов сразу вспомнил о мультфильме "Вокруг света за 80 дней": "Есть ли у вас план, мистер Фикс?". Он признался, что читая официальные документы, он не находит ответа на вопрос о том, каков план развития системы общественного транспорта.
Полновесное изучение пассажиропотоков было проведено ещё в 2014 году, причём его результаты неполны и с ними очень сложно работать, поскольку организация, проводившая исследования, не оставила в открытом доступе базу данных. По мнению Михаила Ерихова, серьезные научные работы необходимы и в области ценообразования в транспортной отрасли. И, ссылаясь на упомянутую статью в "КиК", учёный поддержал идею об укрупнении транспортных предприятий. Как мы затем увидим, не все с этим оказались согласны
Когда иссякает поток...
Затем слово перешло к представителям муниципальных властей. Первый заместитель руководителя администрации Кургана Андрей Жижин признал, что в новом Федеральном законе №220 о транспортном обслуживании населения, из-за которого, отметим, по сути и разгорелся весь сыр-бор, отдельные позиции непросты для их реализации, поскольку все участники процесса - и органы власти, и представители бизнеса – смотрят на них по-разному.
Органы местного самоуправления города Кургана видят следующие цели:
первое - это безопасность,
второе - комфортабельность перевозок, для чего необходимо обновление парка машин,
третье - доступность транспорта для маломобильных групп населения и
четвёртое - разработка актуализированной схемы городской маршрутной сети, с учётом появляющихся новых микрорайонов, торговых центров, предприятий и прочих узлов притяжения пассажиропотоков. По прежнему во главе угла - стоимость проезда и её доступность для малообеспеченного населения и ритмичность работы транспорта. Здесь, как отметил первый заместитель сити-менеджера, совместная работа транспортного управления и перевозчиков принесла свои плоды: ситуация с регулярностью движения автобусов по крайней мере стабилизировалась.

А по-поводу того, есть ли планы у представителей власти то надо отметить, что 2 июня в Кургане проходят публичные слушания по Проекту программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Кургана на период до 2028 года. Что это за документ и что о нём думают как специалисты, так и представители общественности, мы обязательно расскажем читателям "КиК".

Почему же возникают проблемы? Их причины с цифрами в руках показал врио директора МКУ "Транспортное управление" Сергей Ментюгов. Дело в том, что ныне действующий вариант маршрутной сети разрабатывался с учётом того, что в Кургане по-прежнему будут ходить троллейбусы. Схема их маршрутов была очень хорошей и охватывала почти весь город. Если бы сейчас по тем же самым маршрутам запустить низкопольные автобусы, то на 70-80% удалось бы ликвидировать проблемы, связанные с эксплуатацией ПАЗов. Но, как мы знаем, МУП "Горэлектротранспорт" обанкротилось и, по словам Сергея Ментюгова, маршрутную схему пришлось корректировать с учётом сложившегося пассажиропотока.

А что же происходит с ним? В 2006 году в Кургане действовало вначале 147, затем 130 маршрутов, на которых работало 853 транспортных средства. Как мы помним, в основном это были "ГАЗели" и автор этих строк хорошо помнит своеобразную романтику и даже субкультуру, связанную с маршрутными такси. А сейчас работает 65 маршрутов, 437 автобусов, но, как отметил врио директора пассажиропоток сократился, причём сократился, я бы сказал, катастрофически. Если десятилетие назад было перевезено 117 млн. пассажиров, то сейчас - только 36 миллионов.
... Начинают возить воздух
Таким образом, по образному выражению Сергея Ментюгова, даже при использовании "пазиков" эти автобусы в основном "возят воздух" и основное их количество необходимо только для того, чтобы "закрыть" часы пик, а это даже не час а 30-40 минут в день. Во всё остальное время вместимость используется только на 17(!)%.
Да, если бы этот транспорт был муниципальным, а городской бюджет - бездонным, не было бы никаких проблем. Но он находится в руках у частных перевозчиков, на которых и ложатся затраты за эти "воздушные" рейсы. Для того, чтобы поддерживать заданный интервал движения, предприниматель вынужден содержать транспорт, водителей, кондукторов, тратиться на ГСМ и т.д. Поэтому перевозчикам чтобы не быть в убытке приходится экономить на всём: на обновлении подвижного состава, на социальной инфраструктуре. Как вспомнил участник "круглого стола", раньше МПГПТ было одним из лучших предприятий города, попасть туда было престижно и брали на работу далеко не каждого водителя. Сейчас тех, кто готов сесть за руль ПАЗика, найти не просто.
Один из выходов из ситуации, по мнению врио директора Транспортного управления - оптимизация маршрутной сети, хотя он сразу оговаривается, что это вызовет недовольство. Дело в том, что речь идёт о пересадках. Мы помним, что раньше в Кургане был такой "пересадочный треугольник": вокзал, центральный рынок и ул. Некрасова. По словам Сергея Ментюгова, по транспортным нормативам для нашего города вполне допустима одна пересадка.
И здесь специалист рассказал об интересном парадоксе. С одной стороны, переход на новые низкопольные автобусы не только затратен сам по себе - он может привести к убыткам, поскольку на тех же самых маршрутах будет передвигаться ровно столько же людей, как и сейчас. Где взять дополнительных пассажиров, чтобы окупить дорогостоящую технику? Значит надо сокращать маршруты, убирать их дублирование, сокращать количество транспорта, идущего в параллельном направлении, поскольку сейчас маршрутная сеть развивается экстенсивно.
- Это у нас и предусматривалось в документе планирования. Но он не сработал поскольку мы столкнулись с активным неприятием со стороны перевозчиков, - заявил Сергей Ментюгов.

Сейчас, по его словам, проводится новое исследование пассажиропотоков и готовится несколько вариантов актуальной схемы маршрутной сети, которые затем будут вынесены на общественное обсуждение. В любом случае новшества будут вводиться после окончания действующих договоров с перевозчиками.

Сергей Ментюгов
Врио руководителя МКУ "Транспортное управление
Требуются электронные кондукторы
А каково же мнение самих предпринимателей? Генеральный директор ООО "Транспортная компания" Наталья Кутепова сразу обозначила позицию: "утром деньги, вечером – стулья", вначале - актуальная схема маршрутов, затем уже действия со стороны перевозчиков. По мнению участницы нашего "круглого стола", необходимо решить три базовых вопроса.
Во-первых, как считает предприниматель, сейчас исследование пассажиропотоков производится формально, поэтому для того, чтобы знать точную картину необходимо внедрение валидаторов (электронных устройств для проверки проездных документов), к чему перевозчики готовы. Причём это позволит, как это уже сделано сейчас в городах, имеющих электронную форму оплаты проезда, ввести систему накопительных скидок на проезд и другие методы гибкой ценовой политики.
Второй тезис, по-моему, он бесспорен - необходима широкая линейка техники на городских маршрутах, поскольку и в отдалённые микрорайоны, и на многие улицы в центральной части города "низкопол" просто не доберётся.
А третье предложение очень интересно и может иметь далеко идущие последствия: речь идёт о безопасности. Наталья Кутепова предлагает создать некую саморегулируемую организацию перевозчиков, которая бы курировала вопросы безопасности дорожного движения. Такие службы есть в каждом предприятии, но, по мнению предпринимателя, если действовать совместно, например патрулировать линии, сотрудники могли бы работать намного эффективнее.
Предприниматель заявила, что сами перевозчики способны на многие коммерческие и социальные новшества.
Улица Куйбышева


Тем не менее параллельно работают и органы государственной власти. Первый заместитель директора депратамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Сергей Горбачёв напомнил о том, что сделано после принятия закона №220-ФЗ, который, по его словам, закрыл "серое правовое пятно". Это принятие нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровня. А полномочия, особенно у органов госвласти, здесь достаточно широки. Сергей Горбачёв напомнил о том, что в Курганской области именно на региональном уровне обязали перевозчиков пользоваться системой ГЛОНАСС на регулярных маршрутах. В закон "О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области" подготовлены дополнения, которые предписывают начать переход к автоматизированной системе учёта оплаты проезда с 1 января 2018 года. Он уже одобрен правительством области и в июне запланирован к рассмотрению в двух чтениях областной Думой. После принятия закона предстоит процедура выбора регионального оператора АСОП и решение технических вопросов.

"Не меняйте правила игры!"
Затем вновь настал черёд выступлений перевозчиков, кстати, их было большинство из присутствующих на "круглом столе".
Депутат курганской городской Думы Юрий Калинин заявил, что перевозчики теперь уже не занимаются перевозками, как видом бизнеса. Главная забота предпринимателей - соответствовать постоянно меняющемуся законодательству. Выступающий пенял, например, на федеральный закон №16 "О транспортной безопасности". При подготовке этого материала я открыл его - действительно с 2008 года в закон внесено порядка 15(!) поправок. Что, за восемь лет у нас какой-то новый транспорт появился, нуль-транспортировка?
А ведь человек, который работает в этой сфере сталкивается не только с этим законом, но и с массой других, не говоря уже о подзаконных актах ведомств различного уровня власти. Кроме того, многие из этих норм не скоординированы. Например, российский завод, подведомственный Минпромторгу, выпускает автобус, который по логике вещей должен обладать всеми необходимыми сертификатами. Но затем уже Минтранс заставляет перевозчика вносить изменения в конструкцию в целях безопасности. "Правая рука не знает, что делает левая", - констатировал депутат и сделал вывод: главное, что нужно предпринимателям - чтобы государство не меняло правила игры хотя бы в течении пяти-семи лет.
Ещё более жестко выступил заместитель директора ООО "Транспортная Компания" Александр Кадочников. Во-первых, он раскритиковал саму идею единого регионального оператора АСОП: а вдруг этот самый оператор будет, по-русски говоря, стричь купоны с перевозчиков за свои услуги, а они в свою очередь будут вынуждены включить эти деньги в тариф? Во-вторых, он настаивает на том, чтобы органы власти, принимая те или иные решения, затрагивающие интересы перевозчиков, учитывали бы их мнение, и находились с ними в постоянном диалоге.
И здесь мы подходим к одной из идей, о которой рассказывал в нашей газете Евгений Городничев - объединить перевозчиков. Евгений Александрович, кстати, также принял участив в "круглом столе" и повторил свои основные тезисы. Один из них, а именно то, что перевозчикам необходимо объединяться, поддержал и Андрей Жижин. Он напомнил, что при Транспортном управлении города в своё время был совет, где перевозчики и представители администрации могли решить все возникающие вопросы. Настало время организовать нечто подобное: совет, союз или ассоциацию директоров транспортных предприятий: какую угодно форму можно выбрать для того, чтобы консолидировать мнение участников этого рынка и уже с единым мнением выходить на диалог с обществом и властью. Со своей стороны первый заместитель руководителя администрации заявил, что муниципалитет готов к диалогу о перспективном развитии транспорта города Кургана.

Евгений Городничев
эксперт
Такой, по мнению Евгения Городничева, должна быть структура
транспортных предприятий Кургана

Что такое монополизация?
Необходимость консолидации профессионального сообщества транспортников в действенную структуру - это было пожалуй, единым мнением участников "круглого стола". Но речь идёт именно об общественной организации.
Что же касается тезиса, высказанного Евгением Городничевым и поддержанного Михаилом Ериховым, - о том что оптимальный размер транспортных предприятий - примерно 100 единиц подвижного состава, то у неё нашлись и противники. Так, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Ирина Гагарина обратила внимание на то, что готовится Указ Президента, который введёт в действие так называемый Национальный план развития конкуренции. Вообще, этот пакет нормативно-правовых актов, был подготовлен в недрах ФАС и, при беглом с ним знакомстве, предназначен, скорее, для "зачистки" рынка от всевозможных МУП и ГУП. Хорошо это или плохо - судить читателю. Но, по мнению Ирины Гагариной, он обязывает принять меры по развитию рынка все органы власти, в том числе и Минтранс.

- Поэтому на сегодняшний день об укрупнении речи быть не может, – безапелляционно заявила Ирина Владимировна. – Укрупнение – это, наоборот, монополизация рынка.

Ирина Гагарина
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
На это выступление сделал реплику Михаил Ерихов, который напомнил о том, что Курган находится вообще-то не в вакууме. Сейчас налицо тенденция к глобализации рынков, и если наш город пока неинтересен кому-то из крупных игроков, то это только до поры до времени. Если сюда зайдёт, например, компания "Питеравто", у которой более 2,5 тыс. автобусов, то что местные перевозчики смогут ей противопоставить?

Михаил Ерихов
Ведущий научный сотрудник Курганского филиала института экономики УрО РАН

Если делать вывод по итогам "круглого стола", то он заключается в том, что диалог между всеми участниками этого процесса нужно вести в режиме "онлайн". Мы, со своей стороны, надеемся продолжить традицию проведения таких мероприятий.

На инфографике вы сможете наглядно посмотреть вариант объединения перевозчиков, предлагаемый Евгением Городничевым. Речь идёт не о механическом слиянии, а о достаточно тонкой структуре, с соблюдением интересов всех участников. Правда, во время беседы с Евгением Александровичем в нашей редакции я в качестве аналогии приводил пример с сельхозкооперацией. Несмотря на то, что речь об этом идёт уже давно и сейчас сельхозкооперации оказывается государственная поддержка, результаты в Курганской области да и во всей России, за малым исключением, весьма скромные. И специалисты прямо отвечают на вопрос, "почему так, - это наследие "лихих девяностых" и взаимное недоверие людей.

О том, что друг другу не доверяют и курганские перевозчики, говорилось уже в кулуарах "круглого стола". - Ну вы хоть не стреляете друг в друга из-за угла, как в других городах,- добавил кто-то из участников беседы.

Наши контакты:
kikonline.ru
Фото: Александр Алпаткин. Текст: Сергей Цисарев.
Система Orphus