В Курганской области работает два медицинских вертолета и нередко
бывает так, что задействованы сразу оба
«Ансат» летит
на помощь
Наталья Мосина
Фото Александра Алпаткина

В четверг, 8 февраля, в Кургане открыли первый в России специализированный вертолетный центр оперативной медицины. Наш регион единственный, где в рамках программы развития санавиации задействовано сразу два вертолета «Ансат».

Дело не в количестве вертолетов – тут у каждого региона свои особенности, а в качестве. Это новейшая разработка Казанского вертолетного завода. О том, как организована работа по эвакуации пациентов, расскажем.


Первые в России
С 1 августа 2017 года в Курганской области вновь заработала санитарная авиация. Это стало возможным благодаря тому, что Зауралье вошло в число 34 регионов, участвующих в приоритетном национальном проекте по развитию санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах.
Программа рассчитана на три года, субсидии из федерального бюджета в размере 3,3 млрд рублей в год выделяются на условиях софинансирования с регионами.

Строительство вертолетного центра оперативной медицины взяла на себя компания «Русские вертолетные системы», вложив в проект 15 миллионов инвестиций. По словам директора «Русских вертолетных систем» Алексея Зайцева, это единственный подобный центр в России.
Вертолетный центр расположен на базе областного Центра медицины катастроф на проспекте Машиностроителей. Здесь оборудованы две вертолетные площадки с современным светотехническим оборудованием, что позволяет совершать полеты круглосуточно, построен ангар, в котором можно проводить техническое обслуживание вертолетов, а медицинский и технический персонал в шаговой доступности, что существенно экономит время. Все и всё в одном месте и в этом уникальность центра.

Сам Центр медицины катастроф расположен так, чтобы в считанные минуты можно было экстренно госпитализировать пациента в нужное медучреждение.

- К тому времени, когда вертолет с пациентом на борту совершает посадку, его уже ждет реанимобиль. Дальше пациента доставляют на реанимобиле в любую больницу в течение 10-12 минут максимум, - объясняет принцип работы директор Центра медицины катастроф Александр Шумаев.
Полеты выполняются двумя вертолетами «Ансат», что в переводе с татарского «запросто». Нередко бывает, что оба вертолета задействованы сразу. Например, 7 февраля было четыре вылета и пять выездов машинами скорой помощи. Один из пациентов – младенец, который появился на свет двадцать дней назад.
Время в этом деле играет чуть ли не решающую роль. Ведь если в диспетчерскую Центра медицины катастроф поступает вызов, значит, ситуация серьезная.
Александр Шумаев как врач анестезиолог-реаниматолог непосредственно участвует в эвакуации пациентов. Он отмечает, что транспортировка больного – самый рискованный этап, тем более, если расстояние из района до областного центра превышает 100 километров. И чем меньше на это будет потрачено времени, тем больше шансов спасти человека.
А за пять месяцев 2017 года было совершено 175 вылетов. Нескольких пациентов эвакуировали с подключением аппарата искусственной вентиляции легких.
- Первый вылет был в Мокроусово. От момента сбора бригады до доставки пациента в областную клиническую больницу прошло два часа. Если бы мы везли его автомобилем, то понадобилось бы минимум 5-6 часов, - говорит Александр Шумаев.
Система взаимодействия с районными больницами отлажена. Когда вертолет вылетает из Кургана, в районной больнице уже готовят площадку к приему борта. Вертолетные площадки на сегодняшний день есть в шестнадцати районах области, на подходе еще две – в Звериноголовском и Частоозерском районах. Площадки с ночным стартом уже имеются в Макушино, Шадринске, Шумихе и Щучье и количество их растет.
Важно для жизни
Вертолет «Ансат» - двухдвигательный многоцелевой, подготовленный для эксплуатации в российских условиях. Вертолеты находятся в лизинге. Пилоты являются сотрудниками компании «РВС» и приезжают в Курган из других городов, сменяя друг друга каждые две недели.
Вертолет «Ансат»
Некоторые технические характеристики вертолета «Ансат» пр взлетной массе 3600 кг:

• Максимальная скорость 275 км/час
• Скорость в режиме максимальной продолжительной мощности 240 км/час
• Максимальная дальность полета 500 км
• Максимальная продолжительность полета (техническая до сухих баков) 3,07 ч
• Срок службы вертолета 16000 ч

По словам специалистов, у этого вертолета самая просторная грузопассажирская кабина в своем классе, а это важно и для работы медиков и для пациента. Для больного предусмотрено лежачее место. Вместе с ним в кабине находятся двое медиков – врач реаниматолог-анестезиолог и фельдшер, которого в случае необходимости может заменить врач узкой специализации, будь то акушер-гинеколог, нейрохирург или хирург.
Вертолеты оснащены современным медицинским оборудованием, предназначенным для медицинской эвакуации пациентов в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. В кабине имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибриляции, аспиратор – в общем всем, что позволяет оказывать медицинскую помощь как в полевых условиях, так и при эвакуации пациентов из районных больниц.
Кстати, в ближайшем будущем специалисты Центра медицины катастроф планируют отработать совместные действия с другими службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП, чтобы максимально сократить время эвакуации пациентов с помощью вертолетного транспорта.
Тем временем, компания «Русские вертолетные системы» строит дальнейшие планы по развитию санитарной авиации на Урале. В частности, идет речь о создании Уральского хаба санитарной авиации, что позволит оптимизировать использование как вертолетной техники так и наземного медицинского оборудования, топливной инфраструктуры, а также повысить качество оказания услуг санитарной авиации.
Санитарная авиация начала работать в Курганской области с 1 августа 2017 года. В течение пяти месяцев 2017 года было совершено 175 вылетов. Нескольких пациентов эвакуировали с подключением аппарата искусственной вентиляции легких.
Это интересно
В следующем году санитарная авиация Курганской области отметит 75-летие. Полеты прекратились в 1992 году и до 2017 года экстренная медицинская помощь оказывалась с помощью наземного транспорта. За последние пять лет было осуществлено около пяти тысяч выездов в районы, из них две тысячи выездов закончились эвакуацией пациентов в специализированные клиники областного уровня.

Система Orphus