ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАУРАЛЬЕ
На календаре — первая половина июня. Выпускники школ сдают ЕГЭ. И совсем скоро они примут (или уже приняли) решение, в какой вуз поступать. И очень важно, чтобы выбор был сделан в пользу зауральских вузов. Ведь сегодняшние абитуриенты — это завтрашние специалисты, которые будут определять социально-экономическое развитие нашего края.

Эксперты во всем мире, в том числе и в России, солидарны в том, что качество образования — ключ к успеху личности, государства и общества. В нашей стране проблем в этой сфере хватает, как и негативных оценок и прогнозов. При этом наблюдается дефицит системных, конструктивных, технологически завершенных и просчитанных решений, направленных на повышение качества высшего образования в России, в том числе и в Зауралье.

Да, у нас своя специфика, масса проблем. Но, по оценкам экспертов, сохранен достаточно высокий научно-образовательный потенциал зауральских вузов, способных решать сложные задачи в условиях жестких вызовов современного мира. Надо действовать. И, конечно, обсуждать реальные проблемы высшей школы Зауралья и пути их решения.

Мы обратились к экспертам — ректорам, профессорам, представителю работодателей — с просьбой ответить на следующие вопросы:
1
Какие основные проблемы вы бы выделили в сфере высшего образования как в целом по отрасли, так и в нашем регионе?
2
Каковы, на ваш взгляд, возможные подходы, пути и способы их решения?
3
Что нужно делать для того, чтобы абитуриенты поступали в зауральские вузы?

«
Наше издание благодарно экспертам за полученные ответы, которые сегодня публикуем. Надеемся, что данная публикация станет началом совместного обсуждения актуальных проблем и путей развития высшей школы Зауралья с участием вузов, органов власти, работодателей, представителей гражданского общества.
Время прочтения текста - 45 минут.

«
СПИКЕРЫ
Артур Дзиов
ректор Шадринского государственного педагогического университета
Алексей Зайцев
проректор по образовательной деятельности Курганского государственного университета
Александр Кузнецов
профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ
Владимир Левитский
ректор Курганской государственной сельскохозяйственной академии, председатель Совета ректоров вузов Курганской области
Константин Прокофьев
исполняющий обязанности ректора КГУ
Алексей Симанов
исполнительный директор Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей»
Борис Шалютин
профессор, доктор философских наук, председатель регионального отделения Всероссийского общества «Знание»
Александр Терехов
профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, ректор КГУ (1995 2002 гг.), Почетный гражданин города Кургана
Молодежь мало знает о реальных достижениях зауральской высшей школы, нередко руководствуясь однобокими, предвзятыми, поверхностными суждениями, почерпнутыми в соцсетях. Вузам Зауралья давно уже надо разработать совместную информационную стратегию своего присутствия в медийной сфере.
Артур Дзиов
ректор Шадринского государственного педагогического университета.
1. Большой круг проблем высшего образования в нашем регионе связан с ограниченными возможностями вузов по привлечению ресурсов: материальных, финансовых, информационных, человеческих. Сравнительно низкая стоимость рабочей силы порождает хронический отток наиболее квалифицированных специалистов за пределы Курганской области. У высших учебных заведений нет возможности громко заявить о себе, войти со своими результатами и достижениями в федеральную новостную повестку, стать известными и узнаваемыми за пределами региона. Давно уже напрашивается мысль о создании в Зауралье вузовского консорциума. Эти идеи звучали недавно и на Совете ректоров вузов Курганской области. Несомненно, такой консорциум позволил бы усилить позиции каждого из наших вузов путем кооперации и совместного использования ресурсов.

2. Другой круг проблем, осложняющих положение вузов, имеет, скорее, социально-психологические корни: имеющая место социальная апатия, инертность, неверие в наличие реальных возможностей профессионального роста в провинции.
Как правило, различные «истории успеха» рассказывают нам о победах талантливого самородка из глубинки в мегаполисах — неважно, будь это сфера бизнеса, масскульта, искусства или чего-либо еще. Таким образом, в сознании молодого человека формируется стереотип: по-настоящему успешным можно стать, уехав в большой город. Якобы только там придет настоящее признание.

Молодежь мало знает о реальных достижениях зауральской высшей школы, нередко руководствуясь однобокими, предвзятыми, поверхностными суждениями, почерпнутыми в соцсетях. Вузам Зауралья давно уже надо разработать совместную информационную стратегию своего присутствия в медийной сфере.
3. Прежде всего, нужна эффективная стратегия профориентационной работы, причем не только в Курганской области, но и за ее пределами. Не нужно бояться выходить с рекламой наших вузов в северные округа, в Свердловскую, Челябинскую области.

Шадринский государственный педагогический университет, к примеру, давно уже проводит турниры по робототехнике среди школьников и молодежи. Не так давно эти соревнования приобрели солидный статус, превратившись в областной турнир на кубок губернатора.

В последнее время практически во всех вузах Зауралья были созданы попечительские советы, состоящие из наиболее авторитетных и уважаемых людей, руководителей крупных предприятий и организаций, общественных деятелей, профессионалов высшего ранга, добившихся признания в своих сферах. Роль таких попечительских советов — в привлечении ресурсов в вузы, в том, чтобы разработать реалистичные программы развития высших учебных заведений. Шадринский государственный педагогический университет как раз и планирует уже этим летом согласовать на заседании попечительского совета свою программу развития.

Наконец, нельзя не отметить и роль ассоциаций выпускников вуза. Эти ассоциации должны стать серьезной силой, помогающей привлекать новые источники финансирования, заказы, проекты.
К сожалению, в течение многих последних десятилетий утверждался и сохранялся ложный стереотип о сверхпрестижности и супервостребованности профессий финансово-юридического спектра. Одним из условий его устойчивости была слабая связь вузов с работодателями. Сфера высшего образования и сфера профессионального труда в этом секторе существовали во многом автономно друг от друга. Сделанные в последнее время уверенные шаги по налаживанию контактов между вузами и работодателями, в частности включение работодателей в состав государственных экзаменационных комиссий, привлечение к формированию учебных программ, расширенные практики, и в целом взятый курс на практикоориентированное обучение уже приводят к серьезным положительным сдвигам. Учебные программы ориентированы на реальные потребности отечественной школы, и выпускники без труда находят работу по специальности и по душе.

В Шадринском государственном педагогическом университете не один год успешно действует педагогическая интернатура, через которую прошли сотни старшекурсников. Суть в том, что студент на выпускном курсе проходит углубленную практическую подготовку в реальных условиях школы, детского сада, полностью погружаясь в профессиональную деятельность в течение двух семестров.

Все в наших руках, уверен: мы сумеем сообща преодолеть предвзятое мнение о высшем образовании региона.

«
Проблему качества высшего образования следует понимать не как проблему плохой, неудовлетворительной подготовки (ведь выпускники вузов успешно осваивают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а как проблему готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Алексей Зайцев
проректор по образовательной деятельности Курганского государственного университета
1. В целом в сфере высшего образования всегда существовали и существуют две взаимосвязанные проблемы: проблема качества подготовки выпускников и проблема нехватки выпускников для ряда отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.

Здесь проблему качества высшего образования следует понимать не как проблему плохой, неудовлетворительной подготовки (ведь выпускники вузов успешно осваивают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а как проблему готовности выпускников к профессиональной деятельности на конкретном предприятии или в организации.

Проблема нехватки выпускников в Курганской области наиболее остро ощущается в сфере подготовки медицинских кадров и инженеров для промышленных предприятий. Подготовка медицинских кадров с высшим образованием в области практически не осуществляется, а объемы выпуска инженеров в интересах промышленных предприятий существенно отстают от потребностей региона. Так, например, в 2017 году количество выпускников очной формы обучения по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Машиностроение» составит всего 45 человек на фоне областной потребности более 100 выпускников.

2. Механизмы снижения периода адаптации выпускников к практической деятельности за последние год-два претерпели серьезные положительные изменения.

Во-первых, правительством Курганской области начата работа по разработке и внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, требования которого к подготовке выпускников станут обязательными для органов исполнительной власти, образовательных организаций, работодателей.

Во-вторых, это повышение участия ключевых работодателей в образовательном процессе как при разработке образовательных программ, так и непосредственное их участие в качестве преподавателей.

В-третьих, это внедрение вузами проектно-ориентированного обучения, предполагающего за весь период обучения от первого курса совместное командное выполнение проектов полного жизненного цикла по предложению работодателей.

Также эффективны и классические механизмы повышения практикоориентированности подготовки: целевое обучение, подготовка выпускных квалификационных работ по заказу предприятий и организаций, многопрофильность образовательных программ, подразумевающая компетентность выпускников в нескольких смежных областях знаний.

Что касается объемов подготовки, то здесь вузам совместно с органами исполнительной власти и общественными организациями, например Союзом машиностроителей России, Курганским региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», необходимо бороться за увеличение выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации количества бюджетных мест для поступления. Это сделает образование более доступным, особенно для абитуриентов из села.
3. Решение проблемы здесь видится только через реализацию длительной масштабной совместной профориентационной кампании. Например, в части подготовки инженерных кадров для нашей области в Курганском государственном университете разработан план мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности региональной системы подготовки кадров с высшим образованием для предприятий и организаций. Реализация длительной масштабной профориентационной кампании предполагается совместно силами университета, департамента образования и науки Курганской области, департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики, регионального объединения работодателей «Российский Союз промышленников и предпринимателей». Решаются такие задачи, как внедрение в образовательные программы дошкольного и начального общего образования технических модулей, расширение системы профильных физико математических и биолого химических классов («инженерных классов»), повышение социального статуса инженера, развитие системы целевого обучения.

«
Несомненно, улучшение качества образования в высшей школе связано с повышением финансирования вузов, увеличением зарплат профессорско-преподавательского состава. Это позволит значительно улучшить и омолодить кадровый состав высших учебных заведений.
Александр Кузнецов
профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ
1. Прежде всего это проблема снижения качества образования. Многие считают, что имеет место кризис образования, причем не только у нас в стране, но и в мире. Есть и другая точка зрения, что в действительности имеет место не кризис образования, а переходный процесс, который можно назвать новым состоянием образования или даже не переходным процессом, а новым устойчивым состоянием.

Среди причин снижения качества образования можно выделить следующие. Введение платного образования в высшей школе создает преграды для способных молодых людей, которые не имеют финансовых возможностей. Студент должен учиться вне зависимости от финансовой обеспеченности за счет своих знаний и способностей. А у нас во многих вузах доля «платников» иногда значительно превосходит число студентов, обучающихся на бюджетной основе.

К сожалению, в российских высших учебных заведениях система образования во многом ориентирована на запоминание и усвоение большого количества материала и готовых решений. А в американских и европейских вузах главное внимание уделяется привитию навыков самостоятельного поиска научной информации и анализа, а еще лучше предложению собственных решений. Я в этом воочию убедился, когда был на стажировке в Серакюзском университете США, знакомясь с системой образования в Америке. Причем, если наши студенты пользуются списыванием на занятиях и экзаменах, там это считается недопустимым явлением.
Недостаточная связь вуза со школой и, главное, с рынком труда. Вузы не успевают перестраиваться к потребностям на рынке труда. Это приводит к сложностям в трудоустройстве после окончания учебного заведения. Кроме этого, теоретические знания даются на хорошем уровне, а подготовке для работы на производстве зачастую не уделяется нужного внимания.

Уменьшение финансирования, особенно периферийных вузов, неизбежно ведет к ухудшению материальной базы, в том числе к ухудшению современного приборного обеспечения, и, как следствие, наблюдается снижение качества научных исследований и привлечения студентов к науке.

2. Государственное финансирование обучения студентов в высших учебных заведениях должно опираться на постоянное изучение потребностей рынка труда в специалистах. Хотя в той же Америке 70 % выпускников высшей школы затем переучиваются для трудоустройства или, поступив на работу в фирму, не по профилю полученной специальности. Кстати, это переобучение осуществляется также в высших учебных заведениях. И отношение к этому в целом положительное. Поэтому потребности рынка труда должны ориентировать вузы на подготовку и переподготовку востребованных специалистов.

Несомненно, улучшение качества образования в высшей школе связано с повышением финансирования вузов, увеличением зарплат профессорско-преподавательского состава. Это позволит значительно улучшить и омолодить кадровый состав высших учебных заведений. На 10 тысяч 900 рублей в месяц навряд ли пойдет работать ассистентом талантливый выпускник.
Не менее важным является оснащение университетских лабораторий современным оборудованием. Для исследователя иногда наиболее важным фактором является не только зарплата, а возможность работать на переднем крае науки. А без современного оборудования это практически невозможно.

3. Должна осуществляться тесная связь между школой и вузом. Ученики должны посещать высшие учебные заведения не один раз во время дня открытых дверей, а по своему выбору участвовать в работе научного общества учащихся, посещать открытые публичные лекции ведущих преподавателей вуза, знакомиться с работой лабораторий, принимать участие в научных студенческих конференциях, выступлениях на сцене самодеятельных студенческих коллективов, спортивных соревнованиях. То есть будущие абитуриенты должны видеть жизнь вуза изнутри. А для наиболее талантливых и одаренных детей при университете целесообразно открытие гимназии, в которую широко привлекаются преподаватели разных кафедр. Такой опыт успешно используется во многих университетах России.

«
Трудовой путь современного человека отличается высокой степенью изменчивости. Все чаще человеку приходится сталкиваться с новыми профессиональными требованиями, осваивать новые технологии, углублять знания, а иногда и менять профессию или род деятельности. Развитая система дополнительного образования должна обеспечить гибкость рынка труда.

Владимир Левитский
ректор Курганской государственной сельскохозяйственной академии, председатель Совета ректоров вузов Курганской области
1. Во-первых, общее снижение интеллектуального уровня, вызванное недостатками школьного и профессионального образования, семейного воспитания и, как ни странно, развитием IT-технологий и доступностью информации. Во-вторых, хроническое отставание профессионального (среднего и высшего) образования от реального производства в овладении современными технологиями и оборудованием. В-третьих, слабая профессиональная мотивация абитуриентов при выборе специальности, а зачастую и полное её отсутствие: «лишь бы поступить!». В-четвертых, недостаточная профессиональная подготовка определенной части самих преподавателей, неумение, нежелание или даже неспособность овладеть передовыми технологиями, применяемыми на ведущих предприятиях. В-пятых, слабое техническое оснащение лабораторий образовательных организаций.

2. Первое направление — обучение педагогов. Кадровый дефицит в той же степени характерен и для системы образования. Он проявляется как в недостаточном уровне профессионализма определенной части преподавателей, так и в элементарной нехватке специалистов. Для повышения уровня профессиональной подготовки учителей школ необходимо обратить первоочередное внимание на углубление фундаментальных знаний педагогов. В большей части это касается подготовки по дисциплинам естественно-научного цикла — физики, химии, биологии, географии. Преподавателей вузов, техникумов, колледжей необходимо направлять на обучение, стажировки в ведущие вузы страны и на передовые предприятия соответствующих отраслей для освоения самых передовых практик.





Второе направление — развитие партнёрства образовательных учреждений с ведущими предприятиями по линии осуществления эффективного практического обучения студентов, софинансирования образовательных программ, создания базовых кафедр, проведения совместных научных исследований, совместного использования передового оборудования, комплексного освоения современных технологий.

Третье направление — современное техническое оснащение лабораторий вузов и учреждений среднего профессионального образования. Это одно из самых затратных направлений, но при этом есть способы более эффективного использования уже имеющегося оборудования. Например создание ресурсных центров коллективного пользования.

Четвертое направление — профессиональная ориентация будущих специалистов. Это направление требует усиления практической направленности, более активного привлечения будущих работодателей, участия учреждений профессионального образования и органов власти.

Пятое направление — развитие системы дополнительного образования. Трудовой путь современного человека отличается высокой степенью изменчивости. Все чаще человеку приходится сталкиваться с новыми профессиональными требованиями, осваивать новые технологии, углублять знания, а иногда и менять профессию или род деятельности. Развитая система дополнительного образования должна обеспечить гибкость рынка труда.
3. По сути, для решения этой задачи вузам необходимо следовать вышеуказанным направлениям и активно информировать об этом жителей Курганской области. Однако, на наш взгляд, данный вопрос нужно рассматривать шире: что нужно делать для того, чтобы молодежь оставалась в Курганской области? Для этого необходимо объединение усилий со стороны вузов, органов власти и работодателей. Вузы должны обеспечить получение современного качественного образования, органы власти — создать условия для поддержки молодых специалистов (включая предоставление жилья, подъемных пособий, обеспечение доступности образования и здравоохранения), работодатели — предоставление условий трудоустройства, включающих достойную заработную плату, социальные гарантии, четкие перспективы карьерного роста. Очень важно вести профессиональную ориентацию среди абитуриентов с привлечением предприятий и организаций. Если выпускник школы познакомится с профессией, поймет и «почувствует» её, будет иметь перспективу получить интересную работу, достойную зарплату, жильё, то обучение в курганском вузе будет для него неотъемлемой частью профессионального пути.

Курганская ГСХА имеет опыт конструктивного сотрудничества с предприятиями. Ежегодно проходят ярмарки вакансий, работодатели осуществляют конкурсный отбор среди студентов и предоставляют им рабочие места. Учитывая проблему доступности высшего образования для сельской молодежи, Академия сохраняет самые низкие цены на обучение (не говоря уже о возможности получить образование за счет федерального бюджета), обеспечивает общежитиями всех нуждающихся студентов, выплачивает стипендию особо выдающимся студентам в размере 10 12 тысяч. Кроме этого, Академия активно участвует в работе по сопровождению программ развития сельскохозяйственной кооперации, поддержки начинающих фермеров. Оно заключается в реализации специализированных курсов повышения квалификации по организации и планированию деятельности фермерских хозяйств, повышения квалификации для агрономов, животноводов, операторов по искусственному осеменению, ветеринарных фельдшеров и т. д. Также консалтинговым центром Академии выполнены работы по подготовке проектов бизнес-планов развития аграрных хозяйств.

«
Ни один вуз самостоятельно не справится с таким глобальным вопросом, как инвестиционная привлекательность региона, которая, в свою очередь, позволяет открывать новые предприятия, создавать дополнительные рабочие места, повышать уровень заработной платы. А наша задача — готовить квалифицированных специалистов для этих предприятий и области в целом.

Константин Прокофьев
исполняющий обязанности ректора КГУ
1. В целом по отрасли существует проблема повышения качества обучения, а как следствие — повышения профессионального уровня и компетенции выпускников, развития науки, привлечения студентов к научным разработкам.

В частности, в Курганской области необходимо улучшать материальную базу, совершенствовать аудиторный фонд, научные лаборатории, увеличивать количество остепененных преподователей, улучшать бытовые условия в общежитиях.

2. Формирование положительного имиджа университета для привлечения молодых сотрудников, имеющих ученые степени и звания.

Грамотный подход к структурным изменениям и оптимизации работы университета в целом.
3. КГУ предпринимает ряд мер для повышения качества образования и привлечения абитуриентов. Так, в 2018 2019 гг. на 78 мест увеличен план по приему на бюджетные места. В этом году приемная комиссия будет работать по новому адресу (ул. Советская, 63, стр. 4), для удобства абитуриентов мы вводим электронную очередь, что позволит подать документы практически без ожидания. Обеспечен доступ студентов к электронно-библиотечной системе; регулярно организуются крупные мероприятия — от научных до спортивных. В университете проводятся плановые ремонты и реконструкции учебных корпусов и научных лабораторий. В ближайшее время должен заработать здравпункт; увеличивается спектр оздоровительных мероприятий в профилактории «Женьшень»; в этом году будут улучшены условия на базе отдыха КГУ «Бараба».

Но важно понимать, что ни один вуз самостоятельно не справится с таким глобальным вопросом, как инвестиционная привлекательность региона, которая, в свою очередь, позволяет открывать новые предприятия, создавать дополнительные рабочие места, повышать уровень заработной платы. А наша задача — готовить квалифицированных специалистов для этих предприятий и области в целом.

«
Средняя школа как в целом по России, так и в регионе обеспечивает только четверть потребного количества абитуриентов на технические специальности вузов с уровнем знаний по естественно-научным дисциплинам, позволяющим успешно освоить образовательный стандарт инженера.

Алексей Симанов
исполнительный директор Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей»
1. Двухуровневая подготовка (бакалавриат, магистратура) специалистов с высшим образованием по техническим специальностям. Это проблема федеральная и уже отвергнутая в публичных выступлениях 2017 года даже активно поддерживавшим эту идею ректором МГУ Виктором Садовничевым. Бакалавр — это и не инженер и не техник, а непонятно какой «специалист направления подготовки».

Средняя школа как в целом по России, так и в регионе обеспечивает только четверть потребного количества абитуриентов на технические специальности вузов с уровнем знаний по естественно-научным дисциплинам, позволяющим успешно освоить образовательный стандарт инженера. При ежегодном приеме на инженерные специальности, где профильным предметом вступительных испытаний является физика, по России ежегодно требуется 170 тыс. абитуриентов с результатом ЕГЭ по физике более 50 баллов, а федеральная школа выдает только 60,8 тыс. таких выпускников средней школы; по Курганской области ежегодно требуется одна тысяча абитуриентов с результатом ЕГЭ по физике более 50 баллов, а региональная школа выдает только 260-300 таких выпускников средней школы.
2. Путь один и иного нет — обеспечить 100 % выпускникам средней школы преподавание естественно- научных дисциплин (физика, химия, биология) и математики на углубленном уровне. Необходимые для этого часы забрать из вариативной составляющей учебного плана старшей школы, прекратив отнимать у школьников учебное время на предметы, абсолютно не нужные им для дальнейшего профессионального образования.

3. Вопрос непонятен. Все бюджетные места, которые наши региональные вузы получают на конкурсах по распределению контрольных цифр приема, проводимых Министерством образования и науки РФ, ежегодно заполняются. Беда в том, что на технические и даже гуманитарные специальности (самый низкий балл в КГУ в 2016 году при зачислении на географию — 102 балла) вузы вынуждены принимать троечников, а иногда и со знаниями, граничащими с двойкой. Раньше таких студентов близко не подпускали не только к инженерным факультетам, но и к гуманитарным.

Что делать? Надо учить детей в школе на углубленном уровне по предметам, являющимся профильными на вступительных испытаниях вузов, в 85 % вузов это естественно-научные дисциплины.
Чтобы это сделать, следует восстановить обучение в наших региональных вузах учителей физики и химии. С 2000 года в области не принят ни один студент на обучение в вузе на учителя химии и с 2008 года в области не принят ни один студент на обучение как учитель физики.

В школах региона нет необходимого количества учебников для углубленного изучения физики, химии, биологии, даже в традиционных физико математических школах региона их нет в достаточном количестве.

Обеспечить лабораторным оборудованием классы для углубленного изучения физики, химии.

Самое главное, что надо сделать, это департаменту образования и науки захотеть решать существующие проблемы, а не искать оправдания. Прекратить распространять не имеющие под собой основания легенды о том, что это невозможно сделать, т. к. в нерешенных проблемах виновны работодатели, скудный бюджет, плохой имидж области, и вообще отсюда лучше бежать талантливым детям.

«
Путь решения многих имеющихся проблем — более тесное, последовательное и четкое взаимодействие вузов с работодателями, промышленниками, органами государственной власти и местного самоуправления. Это залог успеха. Вуз должен обеспечивать потребности региона. Но эти потребности должны быть качественно спрогнозированы.

Александр Терехов
профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, ректор КГУ (1995‑2002 гг.), Почетный гражданин города Кургана
1. Проблем в нашей высшей школе пока, к сожалению, больше, чем положительных решений. Со многими нынешними реалиями я не могу согласиться. Одна из наиболее острых проблем — снижение уровня и качества управления вузами. Допущен перекос в сторону привлечения к руководству вузами так называемых эффективных менеджеров (есть иллюзия, что они могут управлять всем), которые просто далеки от знания и понимания специфики высшего образования, что приводит к печальным результатам. Так, кстати, было в советское время, когда принадлежность к «номенклатуре» гарантировала назначение на высокие должности. Сейчас это повторяется, но на другой основе. Ситуацию нужно исправлять, но, на мой взгляд, это возможно только сверху.

Серьезные проблемы для отечественной высшей школы связаны с внедрением Болонской системы, предусматривающей два уровня подготовки — бакалавриат и магистратура. Не стану говорить о гуманитарных специальностях, но для технических это нонсенс. В рамках бакалавриата за четыре года невозможно подготовить полноценного специалиста-инженера. Раньше вузы готовили инженеров, техникумы — техников. А кто такой бакалавр-технарь? Куда ему идти? Где его место? Это очень печальная вещь. Ведь по отдельным направлениям подготовки сохранили специалитет, что само по себе говорит о том, что бакалавр — не специалист.

Снижается, к сожалению, качество высшего образования. И немалую роль в этом сыграл злополучный ЕГЭ, противником которого я являюсь. Вместо приобретения реальных знаний натаскивание на сдачу ЕГЭ, что приводит к снижению качества подготовки выпускников школ — абитуриентов вузов.

Серьезные минусы имеет действующая система финансирования вузов, когда платят за каждого студента. Отчислишь нерадивого студента, который и учиться-то не хочет и не может, — сразу станет меньше денег. Поэтому вузы держатся за каждого студента, всех тянут. В результате имеем снижение качества высшего образования. Плюс отношение к учебе студентов-платников: «Мы вам заплатили деньги, а вы нам дайте диплом». Такой подход обесценивает высшее образование.
Еще одна проблема — частая смена образовательных стандартов. Все время что-то меняют. При всех разумных, обоснованных нововведениях высшее образование, по определению, все-таки должно строиться на фундаментальной преемственной основе, в том числе в сфере организации обучения студентов.

2. Если говорить о путях решения вузовских проблем в целом, на уровне страны, то повторяю, по моему убеждению, это должно происходить сверху путем системного решения актуальных глобальных задач.
Сейчас не стану рассуждать на эту тему. Что касается зауральских вузов, в частности Курганского государственного университета, то путь решения многих имеющихся проблем — более тесное, последовательное и четкое взаимодействие вузов с работодателями, промышленниками, органами государственной власти и местного самоуправления. Это залог успеха. Вуз должен обеспечивать потребности региона. Но эти потребности должны быть хорошо обоснованы, качественно спрогнозированы.

Вот конкретный пример. Сейчас в стране, в том числе и на зауральских предприятиях, острейший дефицит инженерных кадров. Но для того, чтобы КГУ подготовить инженеров, абитуриенты должны иметь результат ЕГЭ по физике. А у нас в области ЕГЭ по физике, который является необязательным и сдается по выбору, сдают немногие выпускники. Соответственно и низкий конкурс на технические специальности. Говорят, не хватает учителей физики. Наверное, есть и другие причины. Но эта проблема требует совместного решения департамента образования, органов власти, включая муниципальные. Я удивляюсь: у нас в области подавляющее большинство руководителей — выпускники КМИ, КГПИ, КГУ. Должен же быть реальный патриотизм! Необходимо объединиться для решения задач по развитию КГУ — ведущего вуза Зауралья, что является непременным условием развития всего региона.
3. Для привлечения абитуриентов в зауральские вузы, на мой взгляд, недостаточно только пропаганды, различных информационных акций, когда раз в год вуз проводит день открытых дверей для выпускников школ и их родителей. Такие «выезды на природу» мало что дают. Необходима системная профориентационная работа, которая должна вестись на постоянной долговременной основе.

Но главное — обеспечить целевую подготовку будущих специалистов. Причем не на уровне декларативных, ни к чему не обязывающих, договоров между вузом и работодателем, а реальную, то есть обеспеченную финансированием со стороны заказчика-работодателя. Это, безусловно, сложная задача. Я вспоминаю разговор с директором одного из крупных курганских предприятий, который заявил: «Подпишу любые документы, но денег не дам». Но если работодатель (собственник) хочет развивать свое производство, что невозможно без квалифицированных инженеров, он должен раскошелиться, вложить средства в качественную подготовку специалистов, которые затем гарантированно придут к нему на работу. Так во всем мире. Положительный опыт есть и в России, например в Тюменской области. Заключается трехстороннее соглашение — вуз-студент-работодатель, которое включает все необходимые условия, в том числе и финансовые, выгодные для всех сторон. Уверен, что реальное целевое обучение привлечет большое количество абитуриентов и повысит престиж зауральских вузов.

«
Именно приращение знаний, то есть наука, сегодня является главным фактором социально-экономического развития. Если мы не будем производить новые знания, мы будем всегда плестись в хвосте. И это касается всех сфер, от промышленности и сельского хозяйства до технологий работы с молодежью.

Борис Шалютин
профессор, доктор философских наук, председатель регионального отделения Всероссийского общества «Знание»
1. Если говорить о стране, то несколько лет назад мое интервью на эту тему опубликовало агентство «Регнум». Основная идея выражена в заголовке: «Значительная часть системы высшего образования в России — имитаторство». Судя по тому, что его разместили на сайтах МГУ, СПбГУ, Высшей школы экономики и т. д., а интернет показывал более тысячи упоминаний, в нем удалось определить ситуацию достаточно точно. С тех пор серьезных позитивных изменений не произошло.

Причины не только в плохом финансировании. Образование делает высшим наука. Без нее вуз превращается в колледж (причем плохой, поскольку среднее образование базируется на совсем другой, нежели высшее, технологии обучения). А с наукой в вузах проблемы. В упомянутом интервью я говорил: «Вал псевдодиссертаций захлестывает. Люди, не способные внятно выражаться, склеивают чужие куски и защищают это как диссертации. Угроза науке состоит не столько в чиновниках, из тщеславия нацепивших кандидатские или докторские «погоны», сколько в липовых учёных, делающих стремительную карьеру внутри самого научного и образовательного сообщества. Мастера подлизывать власти, они лихо становятся председателями диссертационных советов, деканами, а то и ректорами, размножаются, плодя себе подобных, а потом эти раковые опухоли начинают давить настоящих учёных, здоровые структуры научно-образовательного сообщества».


Плагиату, то есть воровству идей и текстов, сегодня выставлены барьеры, и, спустя время, это начнет давать эффект. Но пока бездари, не способные не то что к производству знания (а это и есть наука), но и к его освоению, то есть просто неучи, пожалуй, усиливают свои позиции в высшей школе. В результате убожество расходится кругами, порождая толпы липовых инженеров, врачей, юристов и т. п.

Общий подход к высшему образованию министра образования и науки РФ Ольги Васильевой пока не продекларирован, поэтому перейдем к делам местным. Здесь основных проблем, на мой взгляд, три: отношение к высшему образованию, его состояние и недостаточное понимание этого состояния субъектами принятия решений.

В нашей области 153 человека на 1000 имеют высшее образование. Ниже лишь Чеченская Республика, так что фактически мы последние. Даже в Еврейской АО и Тыве соответственно 158 и 159. От среднероссийского мы отстаем на треть. Но еще хуже показатель по студентам-очникам: в РФ на 10000 населения приходится 163, в Курганской области — 83 (51 %), то есть мы уверенно наращиваем отставание.
Да, радуют снижение тарифов на электроэнергию (отлично!), серьезный рост налоговых поступлений и некоторые другие недавние позитивные сдвиги, особенно заметные на фоне большинства других субъектов РФ. Но в дополнение к традиционным направлениям необходимо действовать, исходя из того, что на дворе эпоха экономики знаний. Именно приращение знаний, то есть наука, сегодня является главным фактором социально-экономического развития. Если мы не будем производить новые знания, мы будем всегда плестись в хвосте. И это касается всех сфер, от промышленности и сельского хозяйства до технологий работы с молодежью.

А теперь снова к цифрам, на сей раз характеризующим науку. Для сравнения возьмем регионы, сопоставимые с Курганской областью. Наше население — 854 тыс. Посмотрим на субъекты РФ с населением от 700000 до 1000000 человек.

Сейчас интенсивно развивается так называемая наукометрия, позволяющая оценить вклад в науку отдельного ученого, вуза, города и т. п. К сожалению, для областей готовых данных нет, поэтому воспользуемся данными по столицам выбранных субъектов. В качестве показателя взят индекс цитирования в ведущих научных журналах (т. н. «ядро РИНЦ» — Российского индекса научного цитирования). Для каждого города суммированы 10 лучших значений работающих в нем исследователей, независимо от специальностей. Если взять средний для выборки показатель за 100, то у Кургана окажется 40 %.
Вот как выглядит эта картинка
Мы не просто в конце, а с огромным отрывом вниз. В разрезе отдельных научных дисциплин мы последние, например, в физико математических науках, химии, биологии, социологии, педагогике; не просто последние, а с полными нулями по социологии, юриспруденции, языкознанию, литературоведению, автоматике. Относительно прилично, хотя тоже ниже среднего для этих городов, мы выглядим только по медицине (73,9) (за счет ВТО им. Илизарова, к местным вузам непосредственного отношения не имеет) и по машиностроению (83,2). Особо следует отметить провал по педагогике — 8 % (!!!) от среднего по выборке; это все, что осталось от некогда очень приличного Курганского пединститута, постоянно ставившегося в пример Минпросом РСФСР именно по организации научной деятельности.

Вот такая грустная картина, боюсь, ранее просто никому не известная.
2. Как известно, разруха начинается и, соответственно, преодолевается в головах. Поэтому, прежде всего, нужно осознать, что высшее образование — отрасль, приоритетное развитие которой есть то единственное, что способно преодолеть стратегическое отставание области. Иначе, даже при наличии отдельных успехов, оно будет усугубляться.

Исходя из этого понимания, следует использовать весь административный ресурс, чтобы прекратить в регионе сокращение объема высшего образования, несмотря на общий для страны курс в этом направлении. Вышеприведенные данные по области — более чем достаточные аргументы, чтобы отстаивать эту позицию перед федеральной властью. Параллельно надо кардинально повышать качество образования. В целом его оценить несложно: оно впрямую связано с наукой (см. выше). Значит, надо всеми, и финансовыми, и, прежде всего, административными ресурсами способствовать развитию вузовской науки. Далее. В условиях крайнего дефицита в вузах области научных лидеров российского уровня необходимо посредством интернет-технологий привлечь к образовательному процессу значительное количество лидеров российской (а лучше не только российской) науки.
Особо следует сказать о педагогической науке и, соответственно, педобразовании. Их бедственное состояние в областном центре означает, что в ближайшее время, с уходом старых учительских кадров, нас ждет резкое падение качества среднего образования и, соответственно, такой уровень абитуриентов, с которым разговор о высшем образовании станет бессмысленным. Чтобы предотвратить это, надо преодолеть разорванность педобразования в КГУ между факультетами, где оно на задворках (что и было важнейшей причиной его угасания), и создать в структуре университета мощный пединститут, который вместе с ШГПУ позволит сохранить и усилить пока неплохие позиции зауральской средней школы. Кстати, аналогично, целесообразно создание внутри университета и автономного политехнического вуза (при всей важности машиностроения оно далеко не исчерпывает техносферу). Сложнее со структурированием академических специальностей, но это тема отдельного разговора.

3. Если не трогать тему общей привлекательности региона, то главное сказано выше: повышать качество образования. Можно, конечно, и даже нужно выдумывать всякие «мульки». Вот мы с проф. Нуруллиным придумали слоган «КГУ — Каждому Гарантирован Успех!» Вроде неплохо. Можно здорово организовать агитационную кампанию и прием документов. Это важно. Но все такие ходы — лишь красивая обертка. Конфетку, как известно, можно сделать не из любой субстанции. Пока не будет высокого качества образования, ребята будут уезжать.
КОНТАКТЫ
8 (3522) 45-84-31
[email protected]
Курган, Гоголя, 23
Система Orphus