Все три кандидата на пост ректора КГУ получили отказ

IMG_8950-copy

Таково решение аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ

Курганский государственный университет — ведущий вуз Зауралья, поэтому понятен общий интерес — и граждан, и экспертного сообщества, и СМИ — к выборам ректора КГУ, которые должны были состояться в ближайшей перспективе. Но не состоятся.

Аттестационная комиссия Минобрнауки РФ отказала всем трем кандидатам на пост ректора КГУ. Претендентами были и.о. ректора КГУ, кандидат юридических наук, доцент Роман Скиндерев; завкафедрой философии, доктор философских наук, профессор Борис Шалютин; завкафедрой «Организации работы с молодежью», доктор педагогических наук Наталья Бобкова. Все трое были выдвинуты университетскими кафедрами и факультетами, кандидатуры согласованы с ученым советом КГУ.

Ситуация с выборами ректора КГУ имеет свою историю. В апреле 2012 года выборы уже состоялись, по итогам которых с большим перевесом победил Роман Скиндерев. В выборах не участвовал, хотя его кандидатура выдвигалась, Борис Шалютин, поскольку все та же аттестационная комиссия Минобрнауки не согласовала кандидатуру профессора без объяснения причин и мотивов отказа. Это вызвало протест части студентов и преподавателей. Борис Шалютин подал иск в Тверской суд г. Москвы, но и без судебного решения Минобрнауки отменило результаты выборов ректора КГУ в связи с выявившейся недостоверной информацией об одном из кандидатов.

Сейчас история повторяется, но уже с более широким охватом: отказано всем трем кандидатам. После возвращения из Москвы Борис Шалютин провел пресс-конференцию для курганских журналистов. На вопрос нашей газеты «Привела ли комиссия четкий перечень мотивов, оснований, причин данного решения?»  профессор ответил: «Нет». Одновременно Борис Шалютин отметил:

«Аттестационная комиссия приняла мое предложение, высказанное на заседании комиссии: отказать в согласовании и Скиндереву, и мне. Благодаря этому сегодня открывается возможность тем здоровым силам, которые есть в университете, выйти на первые роли и начать работу по возрождению университета. Я уверен, что наш вуз выправится, и достаточно быстро. Чем раньше будут объявлены новые выборы, тем лучше».

IMG_8045

Дав негативную оценку деятельности Романа Скиндерева во главе университета (упал престиж вуза, проблемы с набором студентов, снизилось качество образования), Борис Шалютин возложил ответственность и на областные власти, губернатора, который, по его оценке, все это время поддерживал Романа Скиндерева. Правда, здесь следует сказать, что региональные органы государственной власти и обязаны поддерживать руководителя, который возглавляет государственный университет.

По мнению Бориса Шалютина, свою роль сыграло и то, что, выступая на заседании комиссии, он обратил внимание на выявленные, по его оценке и оценкам отдельных экспертов, заимствования в кандидатской диссертации Романа Скиндерева из трудов других ученых без указания авторов. «Я ни от кого не скрывал, что на заседании комиссии мною эта тема будет поднята. Я довел информацию». Участвовавший в пресс-конференции декан факультета транспортных систем КГУ Леонид Савиных по этому поводу отметил, что «относительно заимствований — это частное мнение Шалютина, и решение по данному вопросу может принять только суд». Борис Шалютин признал решение аттестационной комиссии позитивным, поскольку «оно открывает новый этап в развитии университета».

Иную позицию, отвечая на вопросы нашей газеты, высказал и. о. ректора КГУ Роман Скиндерев, охарактеризовав ситуацию, сложившуюся после решения аттестационной комиссии Минобрнауки, как неконструктивную, поскольку вместо реальной работы продолжается нервотрепка, которая так или иначе негативно влияет на жизнь университета.

Роман Скиндерев сказал: «Аттестационная комиссия без указания причин приняла данное решение. О реальных причинах судить не берусь, поскольку заседание комиссии проходило в закрытом режиме. Догадки строить не буду. Но в результате принятого решения возникла неопределенная ситуация. Когда будут выборы? Кто будет исполнять обязанности ректора, хотя, по условиям контракта, я исполняю данные обязанности до результата следующих выборов, его легитимного признания. На данный момент (1.10.2013 г. — ред.) я для себя решения не принял. Необходимо провести консультации с коллективом, коллегами, представителями министерства. Но тревожит и удивляет то, что в условиях сложившейся непростой ситуации раздаются только негативные оценки деятельности университета.

Да, я несу полную ответственность за неудачи, промахи, ошибки. Но сводить все только к негативу — это необъективно не столько по отношению ко мне, сколько ко всему университетскому коллективу. Ведь за последнее время мы сделали определенные шаги вперед. Открыта магистратура по 16 направлениям. Мы значительно усилили работу, причем бесплатную, по подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ, в частности, по физике. Впервые университет выиграл федеральный грант (100 млн рублей на два года), который будет направлен на развитие подготовки инженерных кадров для промышленности Зауралья.

Большую помощь нам в этом оказывают ведущие предприятия региона. Несмотря на все трудности, укрепляется материально-техническая база университета, в этом году будет сдан новый библиотечный университетский корпус, оснащенный новейшим оборудованием, включая типографию. Наконец, наш университет в конце прошлого года получил государственную аккредитацию, пройдя серьезную экспертную проверку по всем направлениям деятельности».

На этом можно было бы поставить точку, но ситуация в КГУ, действительно, остается сложной и неопределенной. И сводить все к межличностному конфликту на тему «как Борис Соломонович поссорился с Романом Владимировичем» будет, на мой взгляд, неправильно.

Есть в этой ситуации некий системный изъян. Почему кулуарные, закрытые решения без объяснения причин и мотивов аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ (говорят, закрыт даже список членов данной комиссии) ставят преподавателей и студентов Курганского государственного университета в столь сложную ситуацию? Ведь это не Министерство обороны, а система образования, где все должно быть открыто и прозрачно.

При этом понятно, что аттестационная комиссия действует в рамках соответствующих нормативно-правовых актов. Но тогда следует изменять правила игры, и курганский прецедент — серьезный «звонок». Либо  полноценные выборы, где вузовские коллективы тайным голосованием выбирают ректоров, либо полноценное назначение ректоров, за которое будет нести ответственность Минобрнауки. А сидение на «двух стульях» (выборы, но сначала согласование) приводит к ситуации в КГУ, где уже почти два года продолжаются выборы. Но главное-то не выборы, которые в данном случае превратились едва ли не в самоцель, а спокойная, нормальная жизнь университетского коллектива.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *