Вернуть «номер один»

IMG_0157

На расширенном заседании президиума городского совета ветеранов состоялось обсуждение публикации «КМЗ — это наше всё!»

12 января т. г. в газете «Курган и курганцы» был напечатан монолог почётного гражданина города Кургана Владимира Сахарова «КМЗ — это наше всё!» Эта публикация вызвала широкий резонанс: в редакцию звонили, писали наши читатели, чтобы сказать — в газете поднята актуальнейшая тема.

Обсуждению этого материала Курганский городской совет ветеранов посвятил расширенное заседание президиума. Оно прошло очень горячо! И это понятно — многие из присутствовавших в зале или работали в свое время на КМЗ, или трудятся на нем сейчас. А те, кто вроде бы не имеют прямого отношения к предприятию, однозначно заявляли: для любого курганца машзавод — это, действительно, все!

Первому слово было предоставлено В. С. Сахарову, который коротко изложил суть проблем, создавшихся на заводе.

IMG_0683

Поскольку никто из исполнительной дирекции предприятия на приглашение совета ветеранов не откликнулся и на заседание не явился, рассказать о сегодняшнем положении дел на заводе попросили председателя профкома КМЗ Виктора Родионова.

«Про технику ничего говорить не буду, ее оценят профессионалы. Есть также определенная закрытая информация, и как действующий работник завода не могу ее озвучивать», — сразу предупредил Виктор Александрович.

«И вообще говорить о заводе грустновато я не могу, — продолжил он, — потому что люди заняты, деньги зарабатывают. Сегодня на заводе средняя заработная плата 29 тыс. 037 рублей; самая большая — 32 тыс. 612 рублей — у основных рабочих».

Что касается страстей в конце прошлого года, Виктор Родионов заверил, что «проф-союзный комитет участвовал в той обеспокоенности, когда «Газпром Межрегионгаз Курган» отключил газ… Я не оправдываю администрацию КМЗ. Но в конце года изменилось законодательство, которое повлияло на ситуацию со спецсчетами. Деньги на них были, но брать их мы не могли. Звезды так сложились».

Исполнительный директор Курганского регионального отделения объединения «Российский союз промышленников и предпринимателей» (Курганского регионального отделения РСПП) Алексей Симанов, основываясь, как он отметил, на информации в открытом доступе, считает, что финансовое положение завода соответствует близкому к банкротству.

— Самая главная беда — прокачка финансов через завод, обладающий надежными заказами, продолжается, — сказал Алексей Николаевич. — Еще в 2009 году в результате анализа финансовой ситуации на КМЗ, проведенного департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, было установлено, что за счет дебиторской задолженности завод финансирует предприятия Чебоксарского концерна «Тракторные заводы», в который завод вошел в 2005 году, а для создания этой дебиторской задолженности берет кредиты в банках, тем самым утяжеляя себестоимость продукции и ухудшая финансовое положение предприятия.

В 2010 году «Тракторные заводы» взяли под свои акции кредит во Внешэкономбанке в надежде поправить положение, но за пять лет это им не удалось. За 9 месяцев 2015 года так называемая прочая дебиторская задолженность составила 15 млрд. рублей. Вот чем перегружена экономика завода.

IMG_0739

Если прекратить транзит финансовых ресурсом через КМЗ — над этим надо работать с управляющей компанией, — появятся деньги на новые разработки, на техническое перевооружение под новую продукцию.

Также Курганское региональное отделение объединения «Российский союз промышленников и предпринимателей» считает, что необходимо совместно с руководством концерна, который сейчас не является собственником, а исполняет функцию управляющей компании, с собственником — Внеш-экономбанком, с правительством региона работать по загрузке предприятия новой конкурентоспособной не только военной, но и гражданской продукцией.

— Возвращать в портфель продаж и гражданскую продукцию нужно, потому что большие «оборонные» деньги будут только до 2020 года, пока идет активное перевооружение армии. И если мы не будем готовы к выпуску качественной гражданской продукции, будет очередное падение КМЗ, — подчеркнул А. Н. Симанов.

Вряд ли кто будет спорить, как много зависит от того, «кто в доме хозяин». Именно с приходом в качестве собственника Чебоксарского концерна «Тракторные заводы» и началось разрушение КМЗ.

Выступление председателя Курганского регионального отделения РСПП Сергея Муратова еще раз подтвердило, как важно, кто у руля.

— Примерно в то же время, что и наши коллеги на КМЗ, мы пришли на Курганприбор, — напомнил Сергей Николаевич (Сергей Муратов был назначен внешним управляющим ФГУП «Курганприбор» в 2002 году — ред.). — Производство было практически парализовано. Более полугода не выплачивалась заработная плата, рабочие бастовали, из-за долгов была прекращена подача электроэнергии, тепла и воды. За прошедшее время в 60 раз увеличился объем производства; число работающих с 650 возросло до 2300. А секрет успеха предприятия простой — те деньги, которые зарабатываются, в предприятие обратно и вкладываются. Только за прошлый год мы приобрели 40 единиц современнейших обрабатывающих центров, потому что без этого сегодня невозможно развитие машиностроительного предприятия.

IMG_0662

Но, может быть, это невозможно для Муратова, который всегда заявляет: «Я в Зауралье родился и никуда уезжать отсюда не собираюсь».

А сменяющим друг друга «варягам» на посту руководителей КМЗ до технического перевооружения вообще дела нет.

Бывший главный технолог КМЗ Валентина Балахнина — она работала до марта 2015 года — запускала в производство знаменитые БМП-1, БМП-2, БМП-3, работавшая и над БМД-4, и над «Курганцем-25», — отметила, что инструментальное оборудование предприятия не менялось 30 лет.

— Процент износа 85%. О каком качестве, о каком росте объемов может идти речь? — волновалась Валентина Степановна. — Если бы вдруг случилось чудо и это старое оборудование заработало бы в две смены, понадобилось бы принять на завод 2000 основных рабочих. Где их взять? В условиях Кургана их нет. Выход один — замена старого оборудования на новое высокоэффективное, высокопроизводительное и внедрение новых технологий. Другого пути нет. Но тут возникает другая проблема — дефицит квалифицированных наладчиков. Да, до 2020 года завод будет загружен. А что дальше?

Александр Дмитриевич Богомолов отдал КМЗ более 20 лет, прошел путь от сменного мастера до генерального директора — и в этой должности проработал почти десять лет.

— Нужно определяться с руководством предприятия, потому что пришлые руководители — это чепуха. Сколько их уже сменилось на КМЗ! А чтобы стать директором, чтобы узнать производство, человек должен проработать минимум год-два, — говорил Александр Дмитриевич. — Нужны курганские специалисты. Наблюдается огромный дефицит по всем кадрам — и инженерным, и рабочим. А в нашем КГУ — недобор на инженерные специальности! Необходим комплексный план подготовки кадров для машиностроения, который должен строиться на сотрудничестве сферы образования и промышленности.

Александр Дмитриевич убежден: завод должен стать государственным и срочно отпочковаться от концерна «Тракторные заводы».

Сейчас, готовя выпуски «Старые строчки о главном» — эта рубрика появилась в «КиКе» в связи с нашим предстоящим 25-летием, — перелистываю старые подшивки. Помню информацию и о решении коллектива КМЗ создать акционерное общество. Сколько грандиозных планов и надежд! И что же?

Как сказал на проходившей встрече один из представителей ветеранов КМЗ, «вина нас, акционеров, в том, что мы продали свои акции чебоксарцам, вот и оказались в финансовой ловушке, когда за наш счет существует весь концерн. При таком положении вещей вряд ли на заводе может быть создана та «прорывная» техника, которой от нас ждут».

IMG_0752

И Сергей Муратов подчеркивал: нельзя КМЗ уходить в гражданскую продукцию. Наоборот, надо возвращать его на позиции предприятия номер один в мире по производству БМП — сегодня, к сожалению, много «горячих точек», и везде нужны БМП.

Михаил Самойлов, в свое время председатель Курганского горисполкома, предложил поставить в известность о ситуации, сложившейся на оборонном предприятии, Верховного главнокомандующего, Президента страны Владимира Путина.

Многие выступающие говорили: чтобы упрочить финансовое положение КМЗ, нужно вернуть его на налоговый учет в Курганскую область.

Председатель общественного совета УФНС, бывший главный налоговик Зауралья Николай Шитиков вышел к микрофону ненадолго, но приведенные им цифры говорили сами за себя: если в советские времена налоговые поступления КМЗ составляли 60% всех налогов города Кургана, то в 2015 году доля налогов КМЗ в области в общем объеме собранных средств составила 0,97%, а по Кургану — минус 0,58%.

— С созданием централизованных налоговых инспекций, когда КМЗ «приписали» к Санкт-Петербургу, ушла прозрачность. Никто не знает, сколько действительно средств мы получаем от КМЗ. И в обращении к соответствующим органам надо отразить требование прекратить использование средств Курганмашзавода в иных целях, кроме как на него, — предложил Александр Бухтояров, бывший заместитель губернатора Курганской области.

Кстати, и Президент России не раз указывал: где предприятие работает, там и должно платить налоги.

Заместитель директора департамента промышленности области Евгений Дмитриев заверил: правительство и губернатор области Алексей Кокорин разделяют тревогу о будущем КМЗ; предпринимают действия по переводу завода на налоговый учет в области. Он также заявил: «В сумме оборонзаказа заложен определенный процент средств на техническое перевооружение. Если на КМЗ этого не делается, мы готовы работать с Минпромом и Минобороны, но нужна конкретная официальная фактура. Также нами принимаются меры по укреплению связей школы и промышленных предприятий».

Подводя итог состоявшегося разговора, председатель городского совета ветеранов Александр Мазеин еще раз выразил сожаление по поводу того, что представители исполнительной дирекции не присутствовали на встрече.

IMG_0715

— Это нежелание хотя бы выслушать, причем мудрых людей, которые прошли школу и жизни, и создания боевой бронетехники, о многом говорит, — подчеркнул Александр Германович. — Будет создана рабочая группа по подготовке соответствующего обращения к губернатору Курганской области, руководству Внешэкономбанка и концерна «Тракторные заводы». Надеемся, о нашей встрече будет доложено заместителю министра обороны РФ, визит которого в ближайшее время ожидается на КМЗ.

P. S. Когда этот материал был подготовлен к печати, стало известно, что производство БМД-4М из Кургана переводится в Волгоград.

Как сообщает Накануне.ru., в 2014 году Главком ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов публично заявил, что подписан твердый контракт на производство 250 бронемашин — БМД-4М и БТР МДМ «Ракушка». Обе машины выпускаются предприятиями, входящими в состав концерна «Тракторные заводы», — Курганмашзавод и Волгоградский тракторный завод. В июне прошлого года владелец концерна Михаил Болотин заявил, что имущественный комплекс ВгТЗ, вероятно, будет распродан, а мощности вывезены в Курган. Однако спустя полгода генерал Шаманов озвучил зеркальный план. Более того, он отметил, что этот процесс уже идет полтора года и будет полностью завершен к 2018 году — заказ по БМД-4М, напомним, рассчитан до конца 2017 года.

И на фоне данной информации уже какой-то иной смысл приобретают слова, сказанные В. С. Балахниной на встрече в совете ветеранов: «В августе 2015 года десять руководителей были с завода убраны. На их место привезены люди из Волгограда. Даже не могу назвать их специалистами КМЗ. Может быть, там, в Волгограде, они и были специалистами, но здесь — нет: не знают завода, его структуру, оборудование, технологию завода, конструкцию выпускаемых машин».

И более понятным возмущение В. С. Сахарова, который процитировал выступление исполнительного директора ОАО «Курганмашзавод» Александра Клюжева на праздновании Дня машиностроителей: «Одним из предыдущих мест работы был Волгоград, — рассказал Александр Владимирович. — Под именем Сталинграда его знает весь мир. А теперь весь мир узнал и о Кургане. Боевая машина пехоты «Курганец-25», выпускаемая Курганмашзаводом, в этом году приняла участие в Параде Победы на Красной площади, который транслировался на все континенты, и результаты опроса показали, что более 80 % землян хотели бы ее иметь в своем личном распоряжении».

— Что же, до этого о КМЗ никто не знал?! — негодовал Владимир Севастьянович. — А говорить так пафосно о машине, которая еще не готова, по меньшей мере, лицемерие!

Перевод производства БМД-4М из Кургана в Волгоград, как водится, объясняют «объективной необходимостью». Обычно в таких случаях принято говорить: «Поживем — увидим». Но вот будет ли у КМЗ возможность выжить? Не окажется ли данное решение ударом в спину?

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *