Как вернуть в Курган транспортную цивилизацию?

транспорт

Алгоритм действий от Евгения Городничева

В общественном транспорте города Кургана существуют серьёзные проблемы — это неоспоримый факт.

Только за четыре с небольшим месяца 2017 года в Кургане случилась уже целая череда происшествий с автобусами, в которых погибли люди.  Самым резонансным из них стала трагедия 19 апреля, которая потрясла горожан —  под колёсами автобуса оборвалась жизнь 7-летнего мальчика.

Но это только верхушка айсберга. Например, в ходе операции «Безопасный автобус», которую  ГИБДД  провело с 24 по 30 апреля, было составлено  295 административных материалов за различные нарушения правил дорожного движения. Сотрудники Госавтоинспекции отмечают среди основных причин ДТП нарушение правил проезда перекрестков, опасное маневрирование, не соблюдение дистанции и бокового интервала. Между тем, несмотря на такие рейды, «гонки за пассажиром» мы видим на улицах Кургана каждый день.

К тому же всё это происходит на фоне того, что большинство перевозчиков с начала года повысили цену билета на два рубля. Вроде бы пустяковые деньги, но если взять поездку туда-обратно, умножить на количество рабочих дней в году, то получится 988 рублей — почти тысяча!

Будем надеяться, в недалёком будущем хотя бы часть общественного транспорта нашего города будет представлена низкопольными автобусами. Ну, а на остальных маршрутах так и будут бегать вездесущие «пазики», постоянно нарушая правила движения и перевозки пассажиров? А цена билета так и будет расти, причём во многих случаях далеко не соответствуя качеству предоставляемых услуг? Неудивительно, что на днях Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области признало, что большинство курганских перевозчиков вступили в картельный сговор по поводу цены билета.

Таким образом, задав сакраментальный вопрос «что делать?», мы решили собрать компетентные мнения.

Евгений Александрович ГОРОДНИЧЕВ. Он долгое время возглавлял муниципальное предприятие городского пассажирского транспорта и пришедшее ему на смену ООО «РегионАвтоТранс — Курган».  Затем работал в Санкт-Петербурге, где с нуля создал три автотранспортных предприятия. 

Уйти от «чёрного нала».

Если вспомнить историю курганского МПГПТ, то там развивали, в первую очередь, безналичную оплату проезда. Уровень реализации месячных проездных билетов достигал 35% от общей выручки.  Причём, как вспоминает Евгений Александрович, их старались удешевлять и продавать по цене себестоимости проезда. «Программой максимум» было то, чтобы разовые билеты приобретали только гости Кургана, а все постоянные жители пользовались проездными.  Почему это делалось? Да потому, чтобы уйти от «чёрного нала».

Далее. Во многих городах на муниципальных маршрутах организованы муниципальные же службы по сбору выручки. Они торгуют проездными билетами, они собирают деньги и потом распределяют их между предприятиями не от количества полученных на конкретном маршруте, а в зависимости от объёма выручки на всей муниципальной маршрутной сети.

Транспорт там работает какой угодно — муниципальный, частый,  но все деньги делятся в зависимости от выполненной работы — количества километров пробега и качества обслуживания пассажиров. Это, на взгляд Евгения Городничева, единственный метод для того, чтобы перевозчики не гонялись за каждым клиентом,  нарушая скоростные режимы и прочие правила.

Но для этого, вновь подчеркнул Евгений Александрович, необходимо обеспечить как можно более массовую реализацию проездных билетов, чтобы большая часть выручки поступала по безналичному расчёту.  Так что придётся возродить сеть распространения проездных на предприятиях, в организациях, в школах и так далее.

Держаться за своих перевозчиков

Есть мнение о том, что существующие перевозчики, несмотря на их количество, со своими функциями не справляются и лучше бы было, если бы крупный инвестор «зашёл» в Курган  и взял на себя львиную долю перевозок общественным транспортом. Желающие, надо думать, найдутся, бизнес это прибыльный. А что до судьбы местных перевозчиков, то таковы суровые законы рынка, се ля ви.

И здесь Евгений Городничев отрицательно качает головой.

— Говорить об инвесторах, о том, что кто-то в Кургана «зайдёт»… Я могу многое рассказать о том, как они могут «заходить», а потом также быстро уходят, — говорит  Евгений Александрович. — Единственным реальным инвестором могут выступить частные перевозчики города Кургана. Точнее, не только выступить, они уже инвестируют в развитие общественного транспорта. Они вложили десятки миллионов рублей в обновление подвижного состава, своей производственно-технической базы, сейчас уже начинают покупать дорогие низкопольные автобусы среднего класса.

Курганским перевозчикам надо объединяться

Однако всем ли из ныне действующих перевозчиков по силам кардинальной обновить свой подвижной состав?

Действительно, подтверждает наш собеседник, укрупнение перевозчиков — это не только уже сложившаяся российская, но и мировая практика. Компания с количеством десять-двадцать автобусов неинтересна ни властям города, поскольку те понимают, что она долго не проработает, ни потенциальным инвесторам, кредитным учреждениям, лизинговым компаниям. Так что, по мнению Евгения Городничева, органам управления необходимо стимулировать объединение компаний.

Но здесь он подчёркивает, что выполнять объединение категорически не следует путём прямого слияния, а только путём создания каких-то совместных товариществ, холдингов, ассоциаций и так далее, когда каждый остаётся с одной стороны «при своих», а с другой стороны, они выступают и на рынке, и в отношениях с органами власти единой командой.

Более того, об этом можно порассуждать в контексте регулируемых и нерегулируемых тарифов, которые предусматривает 220-й федеральный закон. Дело в том, что крупные компании при участии в тендере на перевозки по регулируемым тарифам могут значительно снизить величину стоимости проезда, на что не пойдут мелкие перевозчики. И, как уверен Евгений Александрович, именно крупные фирмы, как правило, и будут выигрывать тендеры.

Так что с учётом того, что маршруты с регулируемым тарифом рано или поздно должны появиться и в Кургане, пора, как кажется, перевозчикам стоит двигаться к объединению.

Сам Городничев считает, что для нашего города достаточно пяти-шести транспортных компаний. Есть оценка, согласно которой оптимальное количество автобусов для транспортной компании — сто единиц.  

Общественный транспорт должен нести социальные функции

Это, помимо приемлемой стоимости проезда, разумеется, и доступность транспорта для всех категорий граждан. Это не только инвалиды. Ели подумать про молодых мам с колясками, то сейчас они оказались «привязаны» к автомобилям, будь ли это машина мужа или собственная. Выйти с ребёнком и с коляской, усадить малыша в машину, сложить коляску, убрать в багажник — да это целая эпопея! А так — дошёл до остановки, закатил в автобус — и путешествуй по городу на здоровье. Поэтому, так или иначе, переход на комфортабельные «низкополы» неизбежен.

А то, что такие современные автобусы комфортабельны в прямом смысле этого слова, позволяют специалистам, в числе которых и Евгений Городничев, надеяться на то, что с течением времени на них пересядет и часть владельцев личного транспорта, что позволить разгрузить улицы, особенно в часы пик.

Наш собеседник убеждён в том, что если перевозчик будет по-прежнему наедятся на неприхотливость наших людей, уже притерпевшихся к «пазикам», то эти надежды ошибочны — он просто не удержится на рынке. А тогда как раз и придут иногородние перевозчики.

— Это были москвичи, такие ребята «пальцы веером», — делится Евгений Александрович впечатлениями об опыте работы с ними, причём даже не у нас, а в северной столице. —  Их не интересуют местные условия и город, где им приходится работать. Это могут быть дорожные условия, не поступившее вовремя финансирование льготного льготного проезда из бюджета. Они просто начинают судиться, переругаются со всеми и в конце концов просто машины заберут и уедут.  Поэтому здесь нужны свои ребята, чтобы курганцы этими делами занимались.

С одной стороны, необходимо поддерживать курганских перевозчиков, с другой стороны, они и сами не должны теряться. Например, коль скоро на смену «пазикам» рано или поздно придёт современная низкопольная техника, которая требует намного более высокого уровня сервисного обслуживания, то почему бы им не скооперироваться и не создать единый мощный сервисный центр. Затраты на него будут меньше, чем если организовывать такие вещи на каждом предприятии по отдельности. В Кургане, по мнению Городничева, это можно сделать элементарно.

То же самое касается и подготовки персонала: водителей, сотрудников сервисных центров. Сейчас они берутся «как есть», но раньше, в бытность МПГПТ, а до него и автоколонны №1855, как вспоминает Евгений Городничев, более 60% водителей, уже имевших категорию D, проходили на предприятии специальные полугодовые курсы именно по управлению автобусами.

Кстати, в том же  Санкт-Петербурге, по словам Евгения Городничева,  создана единая система подготовки водителей пассажирских автобусов, причём её инициаторами стали сами транспортные компании.

Нельзя было не спросить в ходе беседы о мнении специалиста по поводу перспектив муниципального транспорта. Евгений Александрович считает, что такая форма бесперспективна и без обиняков называет это утопией.

— По своей сути муниципальный транспорт планово-убыточный, — считает Евгений Городничев, — теряется смысл самого предприятия, с точки зрения экономики, оно создаётся для извлечения прибыли.      

По мнению Городничева, даже в соседних мегаполисах, Челябинске и Екатеринбурге, где муниципальный транспорт всё ещё есть, он находится на грани банкротства и местные власти его вряд ли удержат.

Какой вообще смысл в существовании такого предприятия в муниципальной собственности, если в спину дышат частные перевозчики, которые уже поднаторели, накопили неплохой капитал и готовы вывести на линию современный подвижной состав?

Именно с ними — с современными курганскими частными транспортными компаниями и их руководителями — связывает свои надежды наш собеседник.

— Я знаю многих лично. Это очень способные, упорные, хваткие ребята, которые могут справиться с любыми поставленными задачами. Они найдут возможность со временем поменять свой подвижной состав и вернуть Кургану потерянную транспортную цивилизацию.      

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: