Математика как свобода

Новости Курган

В Кургане работает талантливый педагог Олег Южаков

Блестящий математик, он мог сделать научную карьеру или стать благополучным университетским профессором, но выбрал иное. Учить математике детей. Да так, что его ученики регулярно занимают первые и призовые места на областных и российских олимпиадах, поступают в самые престижные вузы страны. Олег Южаков живет в Кургане, возглавляет известный Центр дополнительного математического образования. Эпитет «известный» — не для красного словца. Летняя математическая школа, которую постоянно проводит Южаков в Зауралье, входит в десятку лучших в России. Популярность ее такова, что приезжают одаренные дети из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, где дела с математическим образованием обстоят совсем не плохо, а просто отлично. Но вот выбирают Курган, Южакова. Почему?..

Первое и, возможно, главное. Одаренность ребенка, чуткого, ранимого, решающего все задачи быстрее одноклассников, не вмещающегося в тусклые штампы так называемого массового образования, может понять и научить только одаренный педагог. Олег Южаков родился в 1973 году в Юргамыше. Девять лет учился в обычной школе. Если бы так все и продолжалось, скорее всего, сегодняшнего Южакова, талантливого математика и педагога, могло бы и не случиться. Например, он мог стать футболистом, спортивным тренером, поскольку с детства влюблен в эту удивительную игру. И сегодня всегда готов со своими учениками погонять мяч — футбол математике не помеха. Одно время Южаков даже пытался учиться на спортивном факультете университета, но не срослось.

Но вернемся к Олегу-девятикласснику. В его жизни случился неожиданный, но счастливый поворот. На олимпиаде по математике его заприметили студенты Новосибирского государственного университета. Тогда они ездили по градам и весям Урала и Сибири в поисках одаренных детей. Это была целая система «отлова» вундеркиндов, включая сельских ребят, способных стать достойными студентами одного из лучших тогда не только в стране, но и мире университетов. А затем заниматься наукой по высшему, гамбургскому счету. Новосибирский академгородок славился своей физикоматематической школой, где огранялись детские таланты, выращивались будущие ученые, а преподавали ведущие профессора университета. В эту-то школу и принимают Олега Южакова. После года обучения в физматшколе он становится студентом мехмата НГУ.

Здесь важно отметить, что Южаков прошел все ступени элитарного математического образования, где мало одной одаренности, а необходимы еще упорство, трудолюбие и какой-то особый психологический стержень, позволяющий и себя сохранить, и задачи все более сложные решать. Пройдя все круги математического «ада», Южаков прекрасно понимает своих учеников, способен и защитить их, и предостеречь, и помочь в трудных ситуациях. То есть второе условие успешности педагога, работающего с талантливыми детьми, это понимание души такого ребенка, сколь одаренного, столь и беззащитного перед жесткими реалиями современного мира. Они не такие, как все. А белых мышей, как и ворон, не любят в серых стаях. И прямо скажем: массовое образование — не лучшая участь для одаренного ребенка. Кстати, Южаков после окончания физмата КГУ, куда он по личным обстоятельствам перевелся из Новосибирского университета, пытался преподавать математику в обычной школе. Но не смог. Неинтересно. Образовательные стандарты и шаблоны не для него. Да и дети, далекие от любви к математике, не очень-то интересовались придумками и сложными задачами начинающего педагога.

И тогда возник сначала математический кружок при Курганском университете, где Южаков окончил аспирантуру по математике, а затем родилась идея открытия Центра дополнительного математического образования. Здесь все будут свои и можно свободно заниматься любимым делом — учить способных и одаренных детей математике.

И все получилось. Не имея ни особой административной поддержки, ни спонсоров, Олег Южаков создает свой Центр, который в 2005 году получает статус самостоятельного юридического лица. Сегодня Центр развивается, известен всему российскому математическому сообществу. Южакова приглашают преподавать в центр «Сириус» в Сочи, созданный для одаренных детей по инициативе Президента Путина. Говорил я уже и о популярности летних зауральских математических школ, которые ведет Олег Южаков вместе со своими бывшими учениками. Ребята, обучающиеся в южаковском Центре, регулярно побеждают на региональных и всероссийских олимпиадах, поступают в лучшие вузы России.

Но внешние успехи для Южакова не главное. Он не любит сравнивать математику со спортом, хотя, казалось бы, много общего — турниры, олимпиады, победы и поражения… Педагог убежден, что для ребенка важнее не внешняя, а внутренняя мотивация, некий драйв, устремляющий человека к решению все более сложных задач. Самодостаточность, свобода, гармония.

Всё пытался по-журналистски выведать у Южакова какие-то особые секреты преподавания. Он не пишет научных статей, не публикует методических пособий, которые, к сожалению, не влияют на уровень преподавания. Но успехи-то Южакова очевидны. Значит, дело не в оформленных методичках, а в личности талантливого педагога. Это персональная, штучная педагогика. Попробуй ее опиши. Ничего не получится. Да, интуиция, креативное общение, требовательность и гибкость одновременно и что-то еще, не подвластное стандартам и стереотипам обычного педагогического сознания.

Есть еще одна грань деятельности Олега Южакова. Он хороший организатор. Активно занимается в Кургане пропагандой математических знаний. Центр дополнительного математического образования проводит в городе математические турниры, объединяющие до 500 школьников. Любитель интеллектуальных игр, Южаков и его коллеги регулярно проводят на базе Маяковки общегородские игры «Что? Где? Когда?», где дети играют рядом с родителями. В ближайшее время совместно с областным департаментом образования и науки планируют провести региональный чемпионат по любимой игре.

О математике Олег Южаков может говорить бесконечно. Для него это не просто наука и тем более не сумма готовых правил и формул, а системный способ мышления, открывающий мир в его многообразии и взаимосвязи. Математика как свобода. Этому и учит детей.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *