Где сошлись Восток и Запад

новости курган

Заметки о 41-м Московском международном кинофестивале

Сегодня, когда итоги Каннского фестиваля уже обсуждаются не критиками, а широкой зрительской аудиторией, а юбилейный «Кинотавр» начал смотр самых интересных российских фильмов 2019 года, можно сопоставить некоторые тенденции — как объединяющие, так и отличительные, московского, французского и российского кинофорумов.

Вопреки гениальным стихам Киплинга они ныне то и дело ищут и находят точки соприкосновения. В Торонто и Венеции, в Берлине и Каннах, Санденсе и Токио… Вот и в жюри 41-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Председатель — ярко выраженный представитель Востока — один из лидеров мирового кинематографа, неповторимый и непредсказуемый Ким Кидук, исследующий человека в своих парадоксальных и все же всегда узнаваемых фильмах-притчах.

Еще один удивительный и, пожалуй, менее знакомый гость с Востока — турецкий режиссер Семих Капланоглу. В международном киномире он засветился как автор поэтической кинотрилогии «Яйцо» — «Молоко» — «Мед». Последний фильм получил главный приз Берлинале — одного из главных европейских киносмотров. Можно сказать, поэтика турецкого кино находится сегодня в стадии панорамного развертывания, постепенного впитывания некой новой, визуально-лирической волны восприятия природы в разных жанрах и формах у разных авторов, но с опорой на лишь угадываемые традиции персидской поэзии. Впрочем, последний фильм Капланоглу «Зерно» (главный приз МКФ в Токио) весьма далек от национально-крестьянской, поэтически природной эстетики трилогии. Многие в фильме «Зерно» легко обнаружили некую параллель с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер». А еще и актер — исполнитель главной роли в этой антиутопии — россиянин Григорий Добрынин (тоже лауреат Берлинале — за роль в фильме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом»). Но поиск истин нас снова возвращает к поэтической мудрости Востока, другой его ипостаси — уже не дзэн, — иная природа, мусульманская, но также утонченная и тяготеющая к природному началу.

От запада в жюри финская киноактриса Мария Ярвенхельми, она рэп-звезда, выступающая в группе Notkea Rotta Мено-Ану, говорят (я сама не слышала!), бешеного темперамента певица. Актриса, это точно, зажигательно яркая, обладающая мощным запасом энергии, притягательной женственностью и впечатляющим по форме легкомыслием (это в фильме Аки Каурсмяки «Огни городской окраины»). Не только девушка с окраины, она еще и сказочная фея из финского детского фильма «Ролли и лесной дух» и партнерша Максима Суханова по фильму Константина Лопушанского «Роль». Короче говоря — личность неординарная и многогранная.

Италия. Чтобы на ММКФ и не было итальянцев — это невозможно! Итак, сценарист и режиссер из Италии Валия Сантелла (вспомним недавние фильмы — участники ММКФ — «Неаполь под пеленой», 2018 год, «Перикле черный», 2016 год, а если углубиться чуть в прошлое, то дебютный фильм Валии Сантелла в роли режиссера назывался «Именем итальянского народа» — словно в продолжение традиции социально-политического кино Италии. Даже скорее не продолжение, но и развитие, то есть углубление в психологическое понятие ответственности героя, то, что определяет тенденции нового витка итальянского кино. И вообще эту западную женщину интересуют человек и его история — и вовсе не всегда в социально-политическом контексте).

Итак, два мужчины с дальнего и ближнего востока, две женщины с близкого — южного и северного запада и еще один член жюри — из России, которая тяготеет и к Западу, и к Востоку. Вот не просто интересная актриса (в начале актерской карьеры Ирина Апексимова снималась у Годара в роли Анны Карениной в необычном — как и весь Годар — фильме «Дети играют в Россию» 1993 года — своего рода композиции литературных образов Толстого, Достоевского, Чехова в попытке найти новые коды новый России с опорой на трансформацию традиционной русской культуры. Это все о жюри. Далее — о фильмах.

новости курган

«Потому что мы мужики»

Странно, что первый фильм, о котором хочется рассказать, вовсе не художественный и даже не «золотой». Он отмечен призом «Серебряный Георгий» как лучший документальный фильм. Это совместная работа двух норвежских режиссеров — П. Соммера и Ю.В. Свендссена — «Потому что мы мужики», и начинается фильм с такой хулиганской задиристо «мужчинской» песни, что, весело переглядываясь, зрители спрашивают, нет ли в зале детей до 18 лет. А поет эту «недетскую» песню хор из двадцати пяти разительно не похожих друг на друга мужчин: один — с пижонской эспаньолкой и философскими размышлениями о жизни. Другой — румяный здоровяк, похожий на скандинавского Портоса, третий кажется очень тихим, спокойным и незаметным, именно у него обнаруживается вскоре удивительный тенор. И вообще постепенно мы понимаем, что, встречаясь только раз в неделю в течение десяти лет, они стали настоящим классным хором — называйте его любительским, непрофессиональным, но это хор с большой буквы. Это хор как образ жизни, как важная часть в ее свободное от всего другого время! И каждый из них — обладатель нежной души, только это становится ясно не сразу. Не буду раскрывать сюжет — смотрите сами и слушайте сами, — и я точно скажу: ваше сердце отзовется. Одна из главных сюжетных «зацепок» — хор будет участвовать в концерте рок-группы Black Sabbath на разогреве.

Я попыталась представить себе наших казаков на разогреве у наших же рокеров… Как-то не срастается… А у этих северян такой кураж, такие голоса — многоголосие очень чистое, серьезно. И отдельная тема — их руководитель, хормейстер — трепетное и очень мужское, и очень художническое, без скидок и поблажек, отношение к музыке и к каждому человеку в хоре. Проще говоря: «Меж нами нет чужих. Мы все друг другу братья…» Так живет этот хор. Самый необычный из всех, что я слышала. Репертуар у них невероятный: от рэпа и норвежского рока до Мендельсона — отчасти в этом и секрет, быть может… Во всяком случае приз за лучший документальный фильм получен по праву. Никто не оспаривает.

С музыкой связан и другой фильм, получивший очень важный и престижный приз ФИПРЕССИ. Напомню, что ФИПРЕССИ — это международное авторитетное жюри критиков и журналистов, специалистов в области киноискусства, работающих на крупных международных кинофестивалях.

новости курган

«Медовый месяц в Згеже»

В 2019 году в Москве они присудили свой приз французскому режиссеру Элиз Отценбергер — автору фильма «Медовый месяц в Згеже». Жанр картины неожиданно легкий, такой, что многим она может показаться просто комедией. но это не совсем верно. Тема поиска своих корней героями и почти по касательной проходящая во время странствия по Польше история холокоста с деликатной интонацией «осторожно»: раны прошлого не бередить. Неслучайно бабушка героини не хотела вспоминать войну и все, что с ней связано, — ни дочери, ни внучке не рассказывала. Зато кормила их на новой родине, во Франции, настоящим польским борщом. Но когда случайные реплики о странном отдыхе в полуварварской Польше вместо модных курортов звучат на фоне дивной и утонченно-возвышенной музыки Шопена, возникает чувство вместе ностальгическое и несколько ироничное.

Именно эти изысканные и сдержанные интонации ноктюрнов, мазурок Шопена придают особое очарование чрезмерно порывистой героине Жюдит Шемла, словно уравновешивая и оттеняя ее неуправляемую эмоциональность. Элиз Отценбергер, режиссер фильма, отсутствовала на церемонии вручения по очень уважительной причине… Буквально в дни проведения ММКФ она ожидала появления на свет третьего своего ребенка и уже придумала для него имя — независимо от того, кто родится — мальчик или девочка. Это будет Mosku — в честь московского фестиваля. Публика встретила известие из Франции дружными аплодисментами.

новости курган

«День субботний»

Приз еженедельника «Коммерсант», одного из постоянных информационных партнеров ММКФ, был вручен режиссеру и автору сценария Мостофе Сарвару Фаруки, автору сценария фильма «День субботний» (совместное производство Бангладеш — Германия). Об этом показе невозможно ни писать, ни говорить спокойно. В основе фильма — реальное и самое кровавое в истории Бангладеш террористическое нападение на посетителей популярного кафе Holey Artisan Bakery. Сценарий был написан точно на основе рассказов очевидцев теракта. Спустя несколько недель после выхода чиновники Бангладеш не выдали фильму прокатное удостоверение, и фильм был неожиданно запрещен к показу государственными органами цензуры. Мало того, в интернете против фильма, его авторов и актрисы Нухрат Имроз Тиша, исполнительницы главной роли, развернули массовую кампанию, что делает пребывание авторов фильма на родине, в Бангладеш, опасным.

Фильм снят одним кадром, чтобы подчеркнуть единство времени и места. Оператор-постановщик — блестящий мастер Азиз Жамбакиев (Казахстан), лауреат премии «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля — 2013 за лучшую операторскую работу («Уроки Гармонии», Казахстан).

Жюри международной федерации киноклубов свой главный приз «Колючий взгляд» (символизирует этот приз художественно исполненная фигурка ежа) вручила 3-му секретарю посольства Латвии за фильм «Отец Ночь» с формулировкой «За фильм, который затронул наши чувства, за проявленные авторами фильма смелость и мужество, за обращение к теме, не потерявшей своей актуальности».

Про этот фильм Игорь Савельев написал короткую заметку в фестивальную газету «Манеж» в октябре под названием «Ужас, который всегда с тобой». Наверное, потому что ужас холокоста действительно остается в памяти у тех, кто не только сам пережил, но и ребенком видел, не все понимая до конца, как сын Жаниса Липке, расправы над ни в чем не повинными людьми. Реальный герой Жанис Липке действительно спас в годы войны 57 евреев, и в 70-е годы в его присутствии в его честь посадили дерево на израильской Аллее праведников — рядом с деревом Оскара Шиндлера. Но фильм Дависа Симаниса решен иначе, чем «Список Шиндлера». В отчаянно рискованной деятельности Липке (первое укрытие для беглецов герой устраивает в кинотеатре, за экраном, на котором громыхает немецкая кинохроника и отупляющие агитки) участвует вся его семья. Семья — именно она создает человечески достоверный портрет героя фильма, лишенный какого бы то ни было «героизма» и пафоса.

новости курган

«Годовщина революции»

Спецприз онлайн-кинотеатра Окко — документальному фильму «В поисках величия» знаменитого режиссера Гейба Польски. (Напомню его предыдущий хит — документальная лента «Красная армия» — рассказ о знаменитой сборной СССР по хоккею с участием давнего знакомого и друга Вячеслава Фетисова, которого он вывел на красную дорожку Каннского фестиваля, где «Красная армия» была участником официальной программы. Фильм собрал в прокате сумму, внушительную даже для игрового кино. И, кстати, был показан как фильм открытия на 36-м ММКФ). На сей раз идея автора — показать через великих спортсменов путь к вершинам легендарных Уэйна Гретцки, Пеле, звезды американского футбола Джерри Райса. Режиссер выстраивает разговор со звездами, мгновенно располагая их к себе. В доверительной интонации говорят они самые простые и понятные вещи, избегая пафоса, иногда ностальгируя и в чем-то укоряя современность.

Для меня интересно было сравнение режиссера гениальных каких-то моментов в спорте и в искусстве. Впервые эта тема поразила меня в фильме Эмира Кустурицы о жизни Диего Марадоны. Есть какая-то не прямая параллель, есть ощущение неповторимости — как у Гейба Польски «во взмахе кисти Пикассо» и в гениальной атаке на ледовой арене на спортивной площадке, а мы добавим от себя: и в танце на льду «Кумпарсита»!

И одно из самых значительных событий на 41-м ММКФ — это показ уникального фильма, который 100 лет не был на большом экране. Он вообще считался утраченным. Хотя искали его упорно и долго более 50 лет, с начала 60-х. но только в 2017 году были найдены интертитры дебютного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции».

Один из героев дня — историк кино Николай Изволов, который по кусочкам воссоздал ленту. Этот двухчасовой документальный фильм — настоящая мировая сенсация. Для 1918 года это было просто почти невозможное явление. Это практически полная историческая панорама русской революции с февраля 1917 года до октября 1918-го. Скорее всего, это первый монтажный фильм такого уровня в истории кино. 100 лет его как бы не было — был он надежно спрятан от уничтожения, ведь один из главных реальных героев его — Лев Троцкий. Собравшие фильм люди: знаменитый историк Виктор Семенович Листов еще пятьдесят лет назад искал и первым нашел информацию о фильме и даже идентифицировал несколько его частей… Светлана Ишевская, которая нашла полный список интертитров фильма. Нашла в довольно неожиданном месте, в фонде (архиве) Владимира Маяковского в РГАЛИ. Конечно, помог российский государственный архив кинофотодокументов. Музыка фильма — это пианист Филипп Чельцов, очень точно попавший в жанр и ритм фильма музыкант, наш современник, которого называют конгениальным соавтором Дзиги Вертова.

На фото — кадры из фильмов

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *