Любовь Савина: «Я жалею свою героиню»

новости курган

Актриса Курганского театра драмы стала номинантом престижной премии «Золотая маска»

Драма «Похороните меня за плинтусом» (16+) московского режиссера Дмитрия Акриша номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска» сразу в четырех номинациях. Вторая в истории Кургана (после Татьяны Кокиной) актриса – Любовь Савина – выдвинута на высшую российскую театральную премию в номинации «Лучшая женская роль» за роль бабушки Нины Антоновны. И эта номинация – заслуженная награда для талантливой, тонкой, глубоко проживающей свои роли актрисы.

Мы поговорили с Любовью Савиной о ее работе в отмеченном авторитетным жюри спектакле и о том, как она относится к неожиданно пришедшему всероссийскому успеху.

– Мою радость можно назвать пассивной, вроде бы и не со мной это произошло, – улыбается Любовь Ивановна. – В жизни всякое бывает, и с годами ты привыкаешь к самой себе, не ожидаешь сюрпризов. А тут такой невероятный взлет, поэтому я думаю: «Может, это не со мной случилось?». Такие вот смешанные чувства по этому поводу.

– А есть волнения о том, дадут или не дадут награду?

– Нет волнений! Ведь и так уже дали, это уже победа! Из 722 спектаклей по всей стране жюри выделило нашу постановку. Из более чем 220 драматических в номинацию вошли только 13 режиссёрских работ и 8 актёрских на главную женскую роль.

– Любовь Ивановна, расскажите о вашей роли, о работе над ней.

– Для меня эта роль была неожиданностью. Мы же все знаем фильм, в котором играет гениальная Светлана Крючкова. В повести есть и юмор, и сатира, и взгляд ребенка на всё происходящее. Но режиссер Дмитрий Акриш ушел от бытового решения спектакля. Он взял такую аскетичную основу, создал два крестообразных коридора, рассадил по краям этого «креста» зрителей и убрал со сцены ребенка, которого, по сути, нет. Получилось обобщенное философское видение мира, а не конкретизация характеров героев этой семьи. Я не могу ответить, почему режиссёр выбрал на эту роль меня. У нас в театре много достойных актрис, которые смогли бы сыграть такую колоритную тетку, но по-другому.

новости курган

– Насколько сложной была эта работа лично для вас?

– Работа была адски трудная, репетиции длились всего три недели. Нужно было успеть всё собрать, выучить огромное количество текста. И режиссер – требовательный и погруженный в свою работу, но и любящий артистов, верящий им. Роль и чисто психологически была трудной, я даже болела, когда ушла в отпуск, — целый месяц приходила в себя.

– Вы читали повесть Павла Санаева перед погружением в образ?

– До того, как получила эту роль, я смотрела только фильм. Когда стали работать, прочитала повесть. Конечно, мы в некотором смысле ушли от первоисточника. Спектакль развивается, сегодня он звучит несколько иначе. Появилось больше тихой, более тонкой интонации. Режиссер убрал лишние звуки и крики. Сейчас всё обрастает иным смыслом.

– Но вы свою героиню оправдываете?

– Я ее просто жалею. Судьба героини складывалась непросто: война, репрессии, собственная нереализованность… Я вот сейчас вспоминаю своих маму, папу, вроде всё было нормально, но я думаю: «А жили ли они вообще? Ведь никакой жизни тогда не было!». В спектакле скорее всего вопль о жизни человеческой, о том, что у нас ничего не получается – ни любовь, ни понимание, ни доверие. Здесь нет жизни, здесь «поминальная молитва» по ней. И один лучик света — этот ребенок. Но раз у героини жизнь в таком жутком тупике, она и на ребенка проецируется. И очень страшно, что это как цепная реакция распространяется. Мы должны остановиться и просто любить, быть честными и искренними, попытаться открыть глаза друг на друга. Не носиться по этому порочному кругу как сумасшедшие, не чувствовать крест под собой.

– Играть такую роль должно быть невероятно тяжело для актрисы. Должна же быть «техника безопасности»! Есть у вас такая?

– Я не знаю, что это такое. У меня есть такое в характере – когда я думаю о жизни и людях, то всё принимаю близко к сердцу. Как говорил Пастернак: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». А если ты сам не проживешь этого, не прочувствуешь, сыграть невозможно. И в юности однажды один из зрителей спросил меня: «А чего вы так играете? Умереть же можно!». Видимо, у меня такое обостренное чувство восприятия, что я не могу его затушить в себе.

Конечно, у нас непростая профессия – мы и болеем, и устаем.

Любовь Савина не только актриса, на ее счету несколько постановок театральных уроков, трогающих до глубины души спектаклей о войне. Актриса окончила Екатеринбургский театральный институт, курс режиссуры и актерского мастерства у Вячеслава Анисимова.

– Вячеслав Иванович был первым учителем Георгия Александровича Товстоногова. Он великий мастер, такая глыба! Каждый берет от учителя только то, что может, как губка, впитать. Не каждый выпускался с дипломом с его курса, в нашем выпуске нас таких было только двое. Для меня он Бог в своем деле.

Еще в молодости Любовь Савина была отмечена премией Ленинского комсомола за роль в спектакле «У моря» по пьесе Виктора Розова, но звания народной или заслуженной у актрисы нет.

– Я никогда и не стремилась к этому. Получить звание на периферии сложно.

У нас очень многие актеры его достойны, но, к сожалению, сейчас звания практически не дают, – говорит Любовь Ивановна.

В ближайших планах у номинантки «Золотой маски» — роль мамаши в «Поминальной молитве» и работа в качестве постановщика над документальным музейным спектаклем о Великой Отечественной войне по материалам реальных писем с фронта. И, конечно, участие в основной программе Национальной театральной премии. «Золотая маска» будет рукоплескать курганской актрисе в апреле будущего года.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *