Лютики и война

курган новости

Фронтовая история зауральца Павла Игнатьевича Дудина из его писем домой.

Работая с архивными документами времен Великой Отечественной войны я вдруг почувствовала себя современницей того сурового времени. К концу июня 1941 года только в полк народного ополчения по Курганской области вступило 3349 человек. Были сформированы 32-й лыжный полк «Белые призраки» и 25-й стрелковый полк на Увале. Еще три тысячи зауральцев сражались под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и других фронтах. Многие из них получили высшие правительственные награды и почти все – медали. Но вернулось домой живыми только 530 человек.

курган новостиИ сейчас я напишу об одном из наших земляков, Павле Игнатьевиче Дудине, который до мобилизации был завучем в Мишкинском педучилище. Мне посчастливилось прочесть его письма с фронта, адресованные семье – их перепечатала и переплела в книгу его жена Антонина Ивановна. Всего писем 218: 30 написаны сыну Владимиру, 20 – дочери Кларе, остальные – супруге.

… Дудин вышел из блиндажа. Сел на обрубок бревна. После вчерашнего боя кругом стояла тишина чудесного летнего дня. Луг пестрел полевыми цветами. Среди красного клевера снежно-белыми островками выделялись ромашки. Голубыми и синими звездочками мелькали васильки. Желтые лакированные лепестки лютиков притягивали взор. В эту картину не вписывалось слово «война». Не верилось, что еще вчера был жестокий бой и гибли люди. Павел закурил. Воспоминания потянулись одно за другим…

22 июня. Вернулся с рыбалки. Жена, дети, семейный обед. Спокойная доброжелательная обстановка. И вдруг сообщение по радио: война!

Подошел Войтецкий, присел рядом. Достал курево, спросил: «Дом вспоминаешь? Ты же вроде вчера письмо получил?».

«Да я уже и ответ написал. Со дня мобилизации каждую свободную минуту пишу домой. Беспокоюсь, как они. Как зиму пережили, как здоровье жены, детей».

Войтецкий вместе с Павлом Игнатьевичем призывался в Мишкинском военкомате. Обоих направили в Златоуст, где Дудина определили на курсы связи. После них – присяга и зачисление в 4-ю роту 381-й стрелковой дивизии.

Вот и фронт. Здесь руководство части назначило Павла Игнатьевича командиром взвода – пополнить ряды комсостава позволило высшее образование и педагогический стаж.

Тут уже во всю шли бои. Времени почти не было – только на короткий отдых и сон. Но солдаты все же находили минутку-другую, чтобы написать домой.

5 марта 1942 года Павел Дудин был легко ранен в ногу и попал в госпиталь под Москвой. После выписки какое-то время находился в резерве, а 5 мая его назначили в часть 1297-й стрелковой дивизии заместителем командира 76-го батальона.

Снова бои. Во время отдыха бойцы писали письма, делились с товарищами своими заботами, читали полковую прессу, пели песни, которые сами и сочинили. Иногда на передовую приезжали артисты и давали концерты.

Тема любви была популярна среди бойцов, ведь они были молоды. Дудину, старшему во взводе, исполнилось сорок два. Но он этого не чувствовал, по-прежнему страстно любил жену, восхищался красотой природы.

«Здесь такие прекрасные места. Ехал верхом – залюбовался. Смешаный лес: ель, береза, вяз, дуб, ольха, осина, изредка – сосна и ясень, много вереска и ракит. А как тут поют соловьи! Даже бомбежек и взрывов не боятся. Не улетают. Природа хороша, но душа болит, если посмотришь на деревни и села. Порушены дома, обуглены сады, а иные деревни вообще снесены с лица земли. Стоят одни печные трубы. А где и труб даже нет. Руины! Но фашисты за все ответят. От расправы не уйдут!», — писал он.

Фронт не стоит на месте – бойцы постоянно передвигались. Прибыли под Смоленск. Батарея находилась на расстоянии от передовой, связь с полками осуществлялась кабельным телефоном и рацией.

30 августа 1943 года разгорелся бой под городом Ельней Смоленской области. Гитлеровцы цепко держались за плацдарм.

По приказу командования наших бойцы тянули телефонный кабель к 120-му полку дивизии. Тут начался сильный зенитный обстрел со стороны немцев. Связисты погибли. Послали других бойцов устанавливать кабель. Связь на время была прервана. Но артиллерийский полк уже пошел в контрнаступления и продвинулся вглубь фашистских позиций на 30 километров.

Однако случилось непредвиденное – на войне всякое бывает. Гитлеровцам удалось зайти в тыл нашим и отрезать их от базы снабжения. Солдаты оказались на голодном пайке, без боеприпасов, без горючего. В это время немцы начали авианалёт. Сотни бомб падали с неба. Вместе с ними гитлеровцы сбрасывали пустые бочки с отверстиями. Все это производило ужасный вой и свист. Убило лошадей, которые служили тягловой силой при пушках. В отсутствии связи и боеприпасов потери случились большие. Начался выход из окружения – группами и по одиночке. Чтобы орудия не достались врагу, с них поснимали замки, а сами спрятали.

Вскоре подошли свежие силы и разгромили фашистов. Город Ельня был освобожден. Но погибло много бойцов. Пал смертью храбрых и лейтенант Иван Дудин.

За этот бой его посмертно наградили Орденом Отечественной войны. Имя боевого офицера увековечено на братском кладбище в Ельне и на памятнике при Мишкинском училище. Есть оно и на родине героя – в Казачьем Кочердыке и на мраморной плите в Шумихинской средней школе.

На фото Юрия Губанова: Советские минометчики слушают товарища, зачитывающего газету 27-й армии «Мужество». В кадре 82-мм батальонный миномет (БМ). 1944 г. Венгрия.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *