43 млн рублей похитили у зауральцев кибермошенники

курган новости

Таковы итоги 2019 года

Полицейские нашего региона зарегистрировали в прошлом году 985 случаев кражи денег граждан с их электронных счетов (годом ранее таких преступлений было значительно меньше – только 325 случаев). Еще почти 1000 раз жители Курганской области стали жертвами мошенников, и под действием их уговоров сами перевели им свои деньги (в 2018 году было 747 таких фактов). Раскрыть при этом удалось только 284 кражи и 131 мошенничество.

При этом число таких преступлений продолжает расти. За январь и февраль 2020 года в Зауралье было зарегистрировано уже 327 случаев хищений денег у населения с помощью интернета и мобильных телефонов (184 кражи и 143 мошенничества). Рост по сравнению с прошлым годом составил 48% (в 2018 году за первые два месяца зафиксировано 221 аналогичное преступление). Такие данные привел начальник управления уголовного розыска УМВД России по Курганской области Олег Кирьянов.

По его словам, проще всего раскрыть так называемые бытовые хищения, когда владельцы карт теряют их, забывают на кассах и в банкоматах, а ими потом успевают воспользоваться нечестные люди. С начала 2020 года было уже 60 таких случаев, но 55 из них удалось раскрыть.

Основная причина роста числа таких преступлений — техническая и финансовая малограмотность населения, а также беспечное отношение к своему имуществу. Люди по-прежнему легкомысленно относятся к сохранности своих пин-кодов, данных банковских карт, смс-кодов, необходимых для подтверждения перевода средств на другие счета. Хотя полицейские, сотрудники банков, журналисты постоянно говорят об этом, люди продолжают верить преступникам. Верят, что им звонят из службы безопасности банка, что они смогут перевести бонусы «Спасибо» в наличные благодаря одному звонку, как и виртуальные бонусные средства из социальных сетей.

Кстати, не только зауральцы такие беспечные. Заместитель управляющего курганским отделением Банка России Евгений Шлепенков пояснил:

— Могу прокомментировать ситуацию в целом по России. Сумма ущерба от таких преступлений по всей стране в 2019 году составила 5,7 млрд рублей. Более 50% от этой суммы были похищены в процессе оплаты товаров и услуг в интернете. На втором месте по объемам хищений – системы дистанционного банковского обслуживания, с их помощью было списано около 2,2 млрд рублей.

В чем же причина того, что люди все равно верят мошенникам? Олег Кирьянов считает, что виной вера в собственную неуязвимость:

— Человек верит, что именно он не станет жертвой мошенников. Простой пример. В одном из населенных пунктов Курганской области жертвой кибермошенников стала сотрудница школы. Потом в своем коллективе она рассказал об этом всем коллегам, подчеркнув, что так делать не надо. Через неделю жертвой мошенников по той же схеме стал другой сотрудник этой же школы. Да, преступники очень убедительно разговаривают со своими «клиентами», но никакого гипноза в этом нет. Да, они говорят терминами, но иногда это вымышленные слова, которых на самом деле не существует. Когда они просят вас сообщить им код из смс, в сообщении крупными буквами написано, что его нельзя сообщать никому, даже сотрудникам банка. И каждый продолжает думать: «Меня это не коснется».

Иногда уже похищенные мошенниками средства можно вернуть, но действовать в таком случае надо быстро. Если вы заметили, что с вашего счета списываются какие-то средства или вы сами отправили их кому-то, кто оказался преступником, надо как можно скорее связаться со службой поддержки банка и попросить блокировать счет и отменить последние транзакции. Но при этом надо помнить, что счет времени в таком случае идет на минуты.

Кстати, сейчас банки сами проверяют потенциально подозрительные операции и могут приостановить транзакции до момента выяснения направления платежа, пояснил Евгений Шлепенков. И добавил:

— Сотрудники банков никогда не будут звонить клиентам и выяснять вопросы, связанные с его текущими счетами, платежами и так далее. Максимум они могут пригласить вас лично в отделение банка, чтобы решить какой-то вопрос. Но это происходит в очень редких случаях. Люди должны четко понимать, что информацию о карте у них не будет узнавать никто: ни сотрудник банка, ни работник прокуратуры, ни член правительства Российской Федерации. Поэтому не надо реагировать на психологические манипуляции о том, что счет заблокирован, деньги списываются и так далее. Если вас что-то смущает, то надо прийти лично в банк или позвонить туда, но не по тому номеру, который высветился у вас на экране телефона, а по указанному на обороте вашей банковской карты.

Потенциальную опасность представляют и широко распространенные сейчас бесконтактные карты, которые не надо вставлять в терминал для оплаты. Чтобы уменьшить возможность похищения с них средств Евгений Шлепенков рекомендует установить лимит траты денег без ввода пин-кода. Он может быть любым, хоть 10 рублей — все траты свыше этой суммы потребуют введения пин-кода.

Подводя итог, Олег Кирьянов заметил:

— Сейчас жертвами киберпреступников становятся не только пенсионеры, как раньше, а представители вообще всех социальных слоев и возрастов. Есть люди с двумя высшими образованиями, преподаватели, директора предприятий, студенты, работники банков даже. Поэтому лучший совет, который можно дать всем: никому никогда не сообщайте данный своей банковской карты!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *