В планах у молодого театра искать новые формы и язык
На курганской театральной сцене состоялся дебют: свой первый экспериментальный спектакль в период жесткой пандемии показал новорожденный театр-студия «Контекст». Спектакль «Падение…» (16+) по мотивам рассказов Эдгара Алана По в постановке молодого режиссера Вячеслава Цуцура в темные времена получился мрачноватым и немного апокалиптическим. Но чего же мы могли еще ждать от Эдгара По и нынешнего неспокойного года?
Вот и в помещении театральной студии «Инфанта» страсти нагнетались уже в гардеробе, где была оформлена небольшая выставка работ Эдварда Мунка, чьему творчеству также не чужды темы смерти, страха и одиночества, как и рассказам Эдгара По.
А в зале зрители очутились в темной-претемной комнате: по всем правилам жанра хоррора свет периодически гас, оставляя нас в предлагаемых условиях ожидания тихого ужаса. Как следовало из афиши, жанр спектакля автор определил как цикл сновидений (по большей части кошмарных), а стержнем постановки стала тема страхов. Восемь снов, происходящих наяву, –авторские интерпретации восьми рассказов Эдгара Алана По: «Падение дома Ашеров», «Человек толпы», «Страницы из жизни знаменитости», «Система доктора Смоля и профессора Перро», «Разговор Эйроса и Хармионы», «Как писать рассказы для «Блэквуда», «Береника» и «Очки».
Перед спектаклем неплохо бы их прочесть или перечесть, так как можно запутаться в алогичных реалиях происходящего, по-своему интересного, но порой очень туманного и абсурдного действия, начинающегося, как и заявлено в названии, с падения (в этом случае буквального) очень важного господина за столиком в кафе.
– Почему мы начинаем наш театр именно с Эдгара По? Есть у нас такая аналогия: Станиславский во МХАТе, когда понял, что сам может режиссировать, поставил «Чайку» Чехова. И театр взлетел. А у нас ассоциации с «Вороном» Эдгара По – опять же история про взлет, – объясняет режиссер. – Мы взяли эти рассказы не потому, что мы бы хотели войти во мрак. Но раз мы только начинаем, то большинство ребят-актеров — не профессионалы. И мы пытались поразмышлять, что же такое страх – страх сцены, контакта со зрителями, просто любой личный страх. Придумали встроить страхи в сны, ведь театр и кино – по идее тот же сон: в зале выключается свет, и мы видим какие-то картинки.
Зрителям предложили представить себя стоящим на перроне и смотреть на проносящийся мимо готический поезд из рассказов Эдгара Алана По, где «каждый вагон поезда – абстрактное сновидение, фантазия о страхах». Сон дает вереницу кодов и символов, а как их расшифровывать, решает сам сновидящий. Не все сновидения были приятны и приняты, но посыл поразмышлять о бессознательном и погрузиться в мистические миры был услышан даже теми, кто мало что в театральном эксперименте понял. Финал спектакля-сновидения, как и подобает хорошему экшену, оказался с неожиданной развязкой в доме сумасшедших под песню группы «Дорз» «People are strange». Кто сохранил рассудок, а кто сошел с ума – раскрывать секретов не буду, вы это прочувствуете сами, если погрузитесь в мрачный театральный сон вместе с актерами.
Спектакль еще ждут авторские доработки и работа над ошибками, и, возможно, сны приобретут новые очертания и иные глубины, чем на предпремьерном показе. Премьера «Падения…» состоится 20 и 21 ноября, повторные показы намечены также на 4 и 5 декабря.
Стоит добавить несколько слов о самом театре и его создателе. Молодой режиссер Вячеслав Цуцура, уроженец Лебяжьевского района, окончил Курганский областной колледж культуры, сейчас учится заочно в ЕГТИ на режиссерском отделении. Режиссурой занимается с 16 лет, его дипломный спектакль «Бедн/ая/» по мотивам повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» получил I место в областном конкурсе «Театральная весна». Вячеслав с этого учебного года преподает театральные дисциплины в Курганском областном колледже культуры и в театральной студии «Инфанта», где в сентябре и создал свой театр «Контекст». В труппе играют 14 человек, среди них есть как профессиональные актеры — преподаватели колледжа, так и пока не опытные студенты.
В планах у молодого театра искать новые формы и язык, из совсем ближайшего– постановки по рассказам Чехова, поэтические композиции… И это только начало, преодоление первых страхов и шаг в неизвестность, в которой есть надежда на взлет и большой зрительский интерес.
Теги: театр
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости