В Курганской области стало гораздо сложнее получить водительские права

Кандидаты в водители массово жалуются

Кандидаты в водители в Кургане массово жалуются: сдать экзамен на права с первого раза сейчас практически невозможно. Если из пришедшей на аттестацию группы с водительским удостоверением в итоге уйдет хотя бы один человек, это считается большой удачей. Мы попытались выяснить, в чем причины проблемы и как их видят сами кандидаты в водители, представители автошкол и сотрудники Госавтоинспекции.

Три процента счастливчиков

Проблема с получением водительских удостоверений обострилась по всей России с 1 апреля 2021 года. С этой даты вступил в силу новый административный регламент МВД РФ по проведению экзаменов для водителей. Самое главное изменение в нем: теперь практическая часть экзамена больше не делится на выполнение специальных фигур на автодроме и вождение в условиях реального дорожного движения. Кандидаты в водители должны полностью продемонстрировать полученные навыки управления автомобилем в городской среде. Только параллельную парковку у края проезжей части и парковку задним ходом под углом 90 градусов (обычно ее называют заездом в гараж) выполняют на автодромах или парковках у торговых центров.

Второе новшество: инспектор-экзаменатор теперь сидит не на заднем сиденье, а справа от сдающего, за дублирующими органами управления. Ну и третье важное обновление: изменилась сама система выставления оценок за экзамен.

В целом все эти перемены не стали неожиданностью. По словам заместителя начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Курганской области Виталия Фомина, их анонсировали на протяжении долгого времени (около года), дело было только за вступлением в силу нового регламента. Кандидаты в водители и представители автошкол тоже были в курсе и с опаской ждали изменений в законодательстве. Как оказалось, не зря.

По официальной статистике Управления ГИБДД УМВД России по Курганской области, за первое полугодие 2021 года процент сдачи на права с первого раза составил 10,5%. Налицо падение более чем на 5% — в 2020 году с первого раза сдавали 15,8% кандидатов в водители. Общий процент сдачи экзамена на водительское удостоверение теперь чуть больше 20%, ранее он почти достигал 33%. Но это усредненные показатели с января по июнь включительно. По словам Виталия Фомина, если брать данные, начиная с 1 апреля, то теперь с экзамена с правами выходят 3-5 процентов кандидатов в водители.

Подтверждают это и представители автошкол. Как рассказала заведующая учебной частью автошколы «Максимум» Елена Мороз, процент сдачи на права среди учеников упал с 30 до 3-5 процентов. «Сейчас в Кургане бытует такое мнение, что сдать вообще невозможно. Настроение среди кандидатов упадническое», — отметила она.

курган новости

Парковка преткновения

А вот причины, которые привели к тому, что экзамен на права теперь с первого раза могут сдать единицы, участники процесса обучения водителей видят по-разному.

В автошколах считают одной из главных проблем выполнение элементов парковки на незнакомых водителям площадках. «Там нельзя заранее потренироваться, там нет стоек, приходится ориентироваться исключительно по линиям разметки. Плюс теперь на автодроме нужно включать указатели поворота при выполнении маневров. У нас «старые» кандидаты в водители, которые учились еще до нового регламента, не привыкли к этому, их пришлось переучивать», — поясняет Елена Мороз. По ее словам, именно на этих элементах автодрома «срезается» большинство сдающих.

При таком исходе экзамена многие водители возмущаются: мол, в городе же нормально вожу, а то, что машину в условный гараж или на парковку криво поставил, — это мелочи. Максимум, что это за собой влечет – небольшие повреждения своей и чьей-нибудь еще машины, которые решаются одним обращением в страховую компанию.

А вот госавтоинспекторы с такой позицией категорически не согласны. Во-первых, безопасность на дорогах должна быть максимальной при всех видах движения, здесь мелочей нет, поясняет Виталий Фомин. Во-вторых, при парковке можно не просто поцарапать чужой бампер, но и сбить пешехода, ведь они на парковках торговых центров зачастую перемещаются непредсказуемо. Для человека даже несильный удар автомобиля может повлечь серьезные травмы.

Всплывает и постоянно обсуждаемый вопрос со стойками. Не секрет, что инструкторы по вождению учат кандидатов в водители на автодроме ориентироваться по специальным шестам-стойкам, чтобы освоить парковку. А теперь при выполнении этих элементов в условиях реального дорожного движения экзаменуемые, естественно, должны смотреть только на разметку и чужие автомобили в зеркале заднего вида. Хотя и здесь стойки с автодрома, по мнению Виталия Фомина, ни при чем. «У нас кандидаты в водители, оказывается, зачастую не умеют настраивать свое рабочее место. Они начинают движение при неправильном положении кресла, рулевого колеса, зеркал заднего вида. Соответственно, они просто не видят, как едут», — поясняет замначальника МРЭО.

Главную же проблему кандидатов в водители сотрудники ГИБДД видят в том, что те сильно нервничают при сдаче экзамена. Этому способствует и то, что экзаменатор по новым правилам сидит в непосредственной близости от экзаменуемого. А вот увеличения времени вождения, на которое много жалуются кандидаты в соцсетях, на самом деле не произошло. Виталий Фомин подчеркнул, что раньше экзамен делился на два этапа: сначала все кандидаты ездили на автодроме, потом – по городу, поэтому у водителей был перерыв. Сейчас они находятся за рулем непрерывно, да и на дорогу до той или иной точки в городе, чтобы выполнить необходимый по регламенту маневр, бывает необходимо значительное количество времени.

новости курган

Плохо готовят или строго спрашивают?

Источником всех проблем со сдачей экзаменов на права госавтоинспекторы считают недостаточно качественную подготовку в автошколах, причем в основном с практической стороны. Инструкторы по вождению не дорабатывают с кандидатами почти по всем пунктам, начиная с настройки водительского места и заканчивая пресловутой парковкой в условиях реального вождения.

«После экзамена мы часто начинаем рассказывать, как и что, и кандидаты в водители просто в шоке: «Мне этого в автошколе не рассказывали!». Люди действительно на экзамене зачастую узнают, как на самом деле надо было проехать тот или иной перекресток, совершить маневр. На экзамен надо приходить не учиться, а показывать свои навыки. Поэтому да, проблемы качества подготовки в автошколах есть», — поясняет замначальника МРЭО ГИБДД.

В теоретической части подготовки к вождению проблем меньше, но вопросы у инспекторов все равно остаются. «Зачастую кандидаты в водители не учат на самом деле теорию вождения, а просто готовятся к теоретическому экзамену. Они запоминают картинки, а не ситуации, и не могут потом применить их на практике, привязать к реальным условиям дорожного движения. Кандидаты в водители не могут развернуться на перекрестке, мотивируя это тем, что с инструктором они там не ездили. Но завтра вы вообще один поедете по всем перекресткам Кургана или даже в другие города. И что вы там сделаете – выйдете из машины посреди дороги и скажете: «Я не могу»?», — рассказывает Виталий Фомин.

Однако в автошколах с этим не согласны. «Программы у нас остались те же самые, подготовка не ухудшилась. Не мы стали плохо учить, просто повысились очень сильно требования», — объясняет завуч «Максимума» Елена Мороз.

Среди кандидатов в водители мнения разделились. Меньшая часть признает, что они сами где-то не доработали – превысили скорость при движении, неправильно выбрали место для маневра, не так поняли инструктора. Кто-то обвиняет автошколу и инструктора. Еще один активно обсуждаемый сейчас среди кандидатов в водители слух – мол, все эти завалы с экзаменами и сложности в пересдаче делаются специально, чтобы вымогать взятки (со стороны автоинспекторов) или наживаться на пересдачах (со стороны автошкол). «Это все бред, это смешно. Весь процесс экзамена записывается на видеорегистратор, я сама нахожусь в это время в автомобиле и вижу все ошибки. За время моей работы в автошколе, а я этим занимаюсь уже пять лет, буквально, может быть, три-четыре раза было, когда мы были не согласны с решением инспектора и оспаривали учеников. Да, пересдача от автошколы платная, у нас это стоит 3000 рублей. Но автошколам гораздо выгоднее выпустить один набор кандидатов и взять следующий, чем нянчиться с повторниками.», — утверждает Елена Мороз.

Виталий Фомин с ней согласен: «Создается впечатление у людей, что мы их завалить хотим. Но если вы пересекаете линию разметки либо не можете выполнить какое-то упражнение, каким образом на вас влияет экзаменатор?»

При этом в ГИБДД предостерегают: пытаться купить права вместо того, чтобы честно их получить через сдачу экзамена, — не выход. «Надо понимать, что при остановке водителя инспектором все документы проверяются не только визуально, но и по базе данных. А покупка поддельных прав – это не административное правонарушение, здесь уже уголовная ответственность по статье 327 УК РФ», — объясняет Виталий Фомин.

Кстати, оскорблять инспектора на эмоциях, завалив экзамен, тоже не стоит, за это также грозит уголовная ответственность, а доказательством станет запись видеорегистратора из салона автомобиля.

За правами – в очередь

Низкий процент сдающих на права с первого раза приводит к другой проблеме: выстраивается длинная очередь на пересдачу. «Сейчас у нас свыше 200 повторно сдающих от нашей автошколы. Раньше их было не больше ста человек», — рассказывает Елена Мороз.

«В соответствии с административным регламентом повторная сдача экзамена кандидату в водители назначается не позднее, чем в течение двух месяцев. На данный момент мы с лихвой, скажем так, это исполняем, очередь на пересдачу около месяца», — поясняет Виталий Фомин.

Кстати, «рекордсмен» по количеству пересдач в Курганской области смог получить права только с 42 раза. «Он приходил на экзамен и каждый раз узнавал для себя что-то новое. Зато когда все-таки сдал, сказал, что он нам благодарен и теперь действительно подготовился к вождению», — рассказал Фомин.

А у «рекордсменки» из «Максимума» на получение прав ушло три года – она поступила на обучение в 2018 году, а стала, наконец, водителем только в 2021-ом. За это время у нее было 12 или 13 попыток.

При этом в Госавтоинспекции утверждают: количество пересдач никак не влияет на отношение инспекторов к кандидатам в водители. «Даже если вы были у нас 10, 20 раз, каждая новая попытка – с чистого листа, никакого предвзятого отношения у экзаменатора к сдающему нет. Все остальное зависит только от самого кандидата в водители», — говорит Виталий Фомин.

В общем, выход у кандидатов в водители только один – готовиться лучше, сразу ориентируясь на реальные дорожные условия, а не стойки автодрома. Кстати, возможно, апрельские ужесточения станут не последними. МВД РФ может начать глушить мобильные телефоны, Wi-Fi и Bluetooth-сигнал на теоретической части экзаменов на водительские права, сообщает РИА Новости со ссылкой на министерство. Эта новация может быть введена для исключения фактов вмешательства посторонних лиц при проведении теоретических экзаменов.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *