12 октября исполняется 90 лет Герою Социалистического Труда Михаилу Александровичу Захарову

новости курган

«Мне везло на хороших людей…»

Михаил Александрович Захаров поднялся по всем ступенькам сложного производства на Курганском машиностроительном заводе.

Работал мастером, инженером-технологом, начальником участка. «Захаров надежно врос в производство, где осваивались и последовательно выпускались мостовые краны, артиллерийские тягачи, боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3, а также конверсионная гражданская продукция», — скажет о нем первый секретарь Курганского обкома КПСС Филипп Кириллович Князев. — И всегда он показывал себя умелым организатором сложного производственного процесса…»

В 1970 году Захаров был назначен директором Курганмашзавода. Через несколько лет — заместителем министра оборонной промышленности. Все отмечали его умение создать обстановку «горячего каления» — так сказал о своем воспитаннике первый директор КМЗ Василий Петрович Горбунов.

«Я приехал в Курган 3 августа 1955 года после окончания Челябинского политехнического института. Мне предлагали работать на ЧТЗ или на заводе имени Орджоникидзе. Но я был наслышан о новом заводе в Кургане и поехал туда», — вспоминал о том далеком времени Михаил Александрович Захаров.

В этот же год на завод прибыло 75 молодых специалистов — выпускников вузов Москвы, Ленинграда, Горького, Челябинска, Свердловска, Брянска. Среди них — Ю. А. Шалапугин, Ю. Н. Степанов, В. С. Сахаров, А. С. Елагин.

Это был самый сложный период становления Курганского машиностроительного завода — не было ни сварщиков, ни слесарей, ни руководителей. Приехали с других предприятий группы специалистов со своими идеями, со своими школами. Чтобы обеспечить быстрейшее освоение и организацию производства тягача, министр транспортного машиностроения СССР Степанов своим приказом направил в Курган опытные кадры конструкторов, технологов, начальников цехов с крупнейших заводов — Челябинского тракторного, Уралвагонзавода, Уралмаша, Омского завода им. Октябрьской революции. Через несколько лет получился удачный союз разных школ, и завод получил импульс в своем организационном и техническом развитии. Из прибывших молодых специалистов многие стали руководителями цехов, отделов.

новости курган

Михаил Захаров вспоминает: «Я попросил главного технолога Г. А. Пиратинского, чтобы меня направили технологом в 225-й цех, где начинали делать кабины тягачей. Поработал немного, и вскоре меня назначили начальником техбюро этого же цеха. Потом, когда на заводе был брошен лозунг «Даешь 20 рам в сутки!», меня перевели мастером в цех № 220, который должен был освоить выпуск рам».

В той давней рабочей жизни у Захарова было немало сложных моментов. Зимой в цехе стоял холод, и рамы приходилось варить при отрицательной температуре. А во всех инструкциях говорилось, что этого делать нельзя. Поэтому часто случались трения с представителями заказчиков. Но жизнь показала, что ту сталь, которая шла на производство рам, варить можно и в холод. В конце концов производство рам наладили.

Михаил Александрович вспоминает о такой производственной ситуации: «Артиллерийские тягачи начали поставлять на Кубу. Через некоторое время выяснилось, что термиты поели там на тягаче всю нашу резину, кожу и прочие «съедобные» материалы. Нам было предписано изготовлять машины, пригодные для эксплуатации в тропиках. Резину, краски, лаки, клей — все это надо было менять. Освоили фосфатирование. И здесь надо отметить самоотверженную работу технологов по лакокраскам и начальника бюро Марию Петрову. Они день и ночь искали рецепты по применению тропических красок и решили эту проблему».

Сегодня о том далеком времени Курганского машзавода говорят так: время Захарова. Когда потребовалось организовать в больших количествах производство боевой машины пехоты БМП-1, работники Госплана, ЦК КПСС, министерств долго решали, какой завод для этого выбрать. Выбор пал на Курганский машиностроительный.

Перспектива перехода на производство БМП была воспринята большинством заводчан с энтузиазмом. Завод выходил на совсем другой, более высокий уровень — планировалось большое строительство, предусматривалась помощь всех предприятий министерства оборонной промышленности — более двадцати заводов стали делать под новую машину технологическую оснастку. Выпуск БМП начал осуществляться, а скоро грозные машины стали поступать на вооружение нашей армии.

Захаров помнит своих учителей. Один из них Петр Игнатьевич Сконечный — волевой, принципиальный, решительный и энергичный руководитель. Это он назначил Захарова начальником цеха № 225, заместителем главного инженера завода, затем заместителем директора по производству. Захаров сменил Сконечного на посту директора КМЗ.

«Я считаю Петра Игнатьевича Сконечного и Григория Ароновича Пиратинского своими учителями, — отмечает Михаил Александрович. — Их опыт на протяжении всего времени моей работы помогал мне принимать решения в самых сложных ситуациях.

новости курган

При Петре Игнатьевиче Сконечном воплощалась в жизнь вторая реконструкция завода под выпуск боевых машин БМП-1. При нем было развернуто широкое строительство жилья для заводчан, ежегодно вводились по 1-2 детских садика, был построен Дворец культуры машиностроителей имени Ленинского комсомола.

Ежегодно на строительство завода осваивались десятки миллионов рублей (а сегодня — это сотни миллиардов рублей), монтировалось сложнейшее уникальное технологическое оборудование.

Одновременно с огромным строительством на заводе росли объемы выпуска артиллерийских тягачей, а затем и боевых машин пехоты. Это все налагало на руководителей завода огромнейшую ответственность».

За плечами у Михаила Александровича — яркая жизнь, наполненная большими делами. Создавал боевые машины пехоты, строил жилье, спортивный комплекс (за что, кстати, получил от высокого начальства строгий выговор!), создавал на селе ферму по выращиванию свинопоголовья. Такое было время, когда надо выпускать боевые машины пехоты и одновременно решать социальные задачи.

Михаил Захаров вспоминает: «Уже шла война в Афганистане. И вот как-то позвонил мне командующий Белорусским военным округом М. М. Зайцев: «Знаю, что есть у вас хорошая машина». Да, есть, говорю, но вы, военные, почему-то ее принять не хотите. Он попросил посмотреть. На другой день прилетел самолет, БМП-2 в него загрузили. Проходит неделя, другая, третья — тишина. Потом командующий звонит, сам в восторге от нашей БМП, такую машину, говорит, ждали давно.

Только потом я узнал, почему наши военные вдруг признали БМП-2. Представителем Ставки в Афганистане был М. М. Зайцев. На танках в горах воевать плохо, потому что угол возвышения орудия очень мал. Если зенитки поставить на автомобиль, то они слишком уязвимы для огня противника. Зайцев предложил использовать БМП-2 в Афганистане для боевых действий в горах, и они себя прекрасно зарекомендовали».

Нынешние машиностроители с гордостью говорят о Захарове: грамотный, с сильной волей и выдающимися организаторскими способностями руководитель.

Принимал непосредственное участие в организации серийного производства артиллерийских тягачей АТС и АТС-59, боевых машин пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Проведенная им работа позволила заводу при ежегодном росте объемов производства, росте производительности труда и фондоотдачи, начиная с 1976 года, 48 кварталов подряд занимать классные места в соревновании среди предприятий министерства оборонной промышленности СССР.

За заслуги в организации производства важной оборонной техники Михаилу Александровичу Захарову присвоено звание Герой Социалистического Труда и лауреата Государственной премии. В 1981 год назначен заместителем Министра оборонной промышленности СССР. В этом же году удостоен высокого звания «Почетный гражданин Курганской области».

«Мне везло на хороших людей», — скажет в конце беседы Михаил Александрович Захаров. И вновь назовет имена своих соратников, с кем вместе работал на машзаводе и создавал могучую технику для обороны и наступления. Один из них Анатолий Александрович Ефремов — лауреат Государственной премии СССР. Вместе с ним Захаров, начиная с 1955 года, начинал свою рабочую жизнь на КМЗ.

И еще имена других людей, с кем плечом к плечу работал на заводе: Владимир Федорович Кольцов, Анатолий Ефимович Харитоненко, Анатолий Николаевич Трудоношин, Георгий Алексеевич Яньшин, Владимир Андреевич Непомнящий, Юрий Александрович Шалапугин — и многие другие. Им пришлось активно участвовать в реорганизации производства и управления заводом, перенести на себе все невзгоды реорганизационного периода.

«Все памятно и все так близко сердцу. Я горжусь, что мне многие годы посчастливилось работать с этими людьми и вместе с ними испытать горечь неудач и радость успехов».

Фото из архива Курганмашзавода.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *