В курганском театре кукол «Гулливер» идут премьерные показы литературного спектакля «Побудь со мною»

новости курган

Поэты-громады Маяковский, Блок и Ахматова станут ближе курганцам

В Курганском театре кукол «Гулливер», на малой сцене, идут премьерные показы литературного спектакля «Побудь со мною» (16+), посвящённого жизни и творчеству писателей Владимира Маяковского, Александра Блока и Анны Ахматовой.

«У вас были сомнения, стоит ли объединять этих поэтов в одном спектакле?» – задаю вопрос режиссёру Татьяне Леняшиной. Она отвечает: «Это процесс был, он рождался». — «Мучительно?» — «Я не знаю, родится ли что-то вообще спокойно. У меня, по крайней мере, не родится. У меня всё всегда мучительно».

новости курган

Одна из центральных тем – революция, которая в спектакле сравнивается с Вавилонской башней. Татьяна Леняшина говорит: «Для меня Маяковский был строителем этой башни. Блока она закрутила, затянула внутрь. А Ахматова осталась снаружи. Похоронив, потеряв, в тюрьму отправив, отстояв в очереди, она себе внутрь тему революции, мне кажется, не взяла. Для неё любовь и человек, конечно, самое главное».

В литературной постановке роль Анны Ахматовой играет Татьяна Кокина. Вавилонская башня в руках героини превращается в ракушку, которую можно поднести к уху и слушать. Это уже не символ раздора, а некая ценность. В нашей жизни всё перемешано. Тот, кто постиг смысл и способен выразить его в своих стихах, наделён божественным даром. Поэзия и есть драгоценность.

На вопрос: «В каком состоянии вы вышли после спектакля?» – Татьяна Кокина призналась: «Как будто я стою на скале, тёплой, солнечной. Внизу море. Я ещё не полетела, но вот-вот полечу». — «Вниз или вверх?» — «Над морем. В это пространство, в этот воздух войду и растворюсь в нём. Вот такое ощущение».

«Ко мне приплывала зелёная рыба, // Ко мне прилетала белая чайка, // А я была дерзкой, злой и весёлой // И вовсе не знала, что это – счастье». Это строчки из стихотворения Ахматовой «У самого моря», которое исполняют в спектакле. Его название спрятано в следующих: «Ушёл не простившись мальчик, // Унёс мускатные розы, // И я его отпустила, // Не сказала: «Побудь со мною».

новости курган

Владимир Маяковский, которого играет Владимир Лазарев (в другом составе – Егор Неустроев), наоборот, не молчит – кричит: «Мария! Мария! Мария! // Пусти, Мария! // Я не могу на улицах!»; «Пусти, Мария! // Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка!» «Облако в штанах» звучит то по одну, то по другую сторону дверного проёма – и налицо торжество этого театрального приёма. Владимир Лазарев делится: «Возникло чувство обострённого внимания к происходящему. Я почувствовал, что зацепил, и повёл за собой до конца. Я надеюсь, что зритель получил колоссальное удовольствие. Потому что я, благодаря ему, тоже ощутил».

новости курган

По словам Татьяны Леняшиной, они с художником Лидией Ерохиной (Пермь) хотели использовать пространство комнаты на 100 процентов. Преобразилось даже окно: на подоконник сели блоковские голуби. «Я заметил, что она тоже волнуется // И внимательно смотрит в окно. // Оказалось, что большой пёстрый кот // С трудом лепится по краю крыши, // Подстерегая целующихся голубей. // Я рассердился больше всего на то, // Что целовались не мы, а голуби, // И что прошли времена Паоло и Франчески» (стихотворение «Она пришла с мороза…»).

Актриса Мария Кузнецова, в спектакле темпераментная Революция, после «Побудь со мною» иначе взглянула на поэтов, раньше казавшихся ей далёкими громадами. «Я поняла, что эти люди – Блок, Маяковский, Ахматова – обычные люди, – призналась она. – И приколисты. Маяковский с этой жёлтой кофтой. Он приходил на собрание поэтов, и они прикалывались. Смотришь на них и думаешь – они такие же, как Вова (Владимир Лазарев – прим. КиК), с которым я работаю. Тоже такой эксцентричный».

Татьяна Леняшина ранее говорила, что сначала, перед открытием занавеса, «представила поэтов просто как людей с необычной судьбой, чтобы зрители переживали за них как за своих знакомых». Актёры минут двадцать стояли перед зрителями и по очереди рассказывали об Ахматове, Блоке, Маяковском, опираясь в основном на воспоминания Корнея Чуковского. Татьяна Кокина рассказала: «Мы долго это репетировали. Казалось бы, выучить текст, и всё хорошо. Нам помогала искусствовед Любовь Кочарина. То, как мы это говорим, многое решает. Нужно удерживать внимание зрителя, чтобы донести наше отношение к поэтам. Это, наверное, даже сложнее, чем всё остальное театральное. Тут мы стоим голые, с голосами и всё. Ну и глаза у нас, ваши глаза».

По сути, в одной постановке объединились приёмы драматического, теневого и кукольного театров. Оживают стихи и картины. Зримым становится невидимое: «Впереди – с кровавым флагом, // И за вьюгой невидим, // И от пули невредим, // Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, // В белом венчике из роз – // Впереди – Исус Христос» (из поэмы «Двенадцать» Александра Блока). В постановке «Побудь со мною» каждый зритель увидит и услышит своё.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *