О транспортной реформе – компетентно

новости курган

Директор МКУ «Транспортное управление» города Кургана Павел Коваленко: «Откладывать изменения дальше не было ни смысла, ни возможностей»

О транспортной реформе, происходящей в Кургане, последнее время у нас в городе говорится много и подробно. Не секрет, что она вызывает много нареканий у горожан. В то же время представители экспертного сообщества в сфере транспорта расценивают реформу позитивно, отдавая должное администрации города, решившейся на такой шаг. Говорится о том, что это единственный выход из ситуации, когда общественный транспорт Кургана последние двадцать лет, после ликвидации МПГПТ, переживал кризис за кризисом. Конечно, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Мы-то, курганцы, чувствуем все возникающие проблемы на себе. Тем не менее, специалисты уверены в том, что реформа была неизбежна, как и в том, что она принесет (и уже начинает приносить) положительные результаты. Своим мнением об этом поделился в эксклюзивном интервью «Курган и курганцы» директор МКУ «Транспортное управление» города Кургана Павел Коваленко.

— Павел Васильевич, транспортная реформа началась 3 января. Прошло уже три недели и, наверное, уже можно подвести некоторые предварительные итоги того, что получилось в ходе реформы. Какие проблемы возникли, поскольку известно, что есть и какое-то недопонимание ее необходимости, и жалобы со стороны горожан на некоторые аспекты. С одной стороны, они во многом связаны с тем, что все новое, все непривычное всегда находит себе дорогу с трудом, с другой стороны, есть и реальные предпосылки для недовольства. Какова ваша позиция?

— Действительно, с 3 января началось движение по новой маршрутной сети по регулируемому тарифу. Перед этим был отыгран конкурс по выбору перевозчиков, которые будут обслуживать новую маршрутную сеть. В настоящее время их три – группа компаний «Транссервис», ООО «Транспортная компания» и ИП «Мунтян Г.И.». По регулируемому тарифу на линию у нас вышли 250 транспортных средств на 40 маршрутах. Хотелось бы сказать — может быть, в начале реформы у населения остаются вопросы, есть жалобы, но людей мы видим и слышим и корректируем работу транспорта. Кроме того, все транспортные средства вышли на линию, и фактов их невыпуска нами не было отмечено.

— Да, такие автобусы видны, как говорится, невооруженным взглядом.

— Конечно, их можно отличить по логотипу, соответствующему курганскому бренду, на этих транспортных средствах практически отсутствует реклама — только на кормовой части кузова.

— Замечу, что, с точки зрения обычного пассажира, теперь в салонах стало гораздо светлее, а через окна, наконец, можно увидеть город, а не какие-то мутные пятна.

— Вот именно, потому, что одной из целей реформы было как раз повышение культуры и безопасности перевозок. Не все отдают себе отчет, что это касается, в том числе и безопасности. Все эти шторочки, рюшечки и остальная мишура, они, возможно, создавали какой-то своеобразный уют, но в то же время отвлекали водителя, мешали ему концентрироваться на управлении автобусом – а это, косвенно, могло приводить и к дорожно-транспортным происшествиям. Более того, перевозчиками уже заключены контракты по пошиву форменных жилетов и в скором времени мы увидим водителей и кондукторов в этой одежде.

— Первые позитивные результаты, как говорится, налицо, теперь обратимся к наиболее часто встречающимся нареканиям. В число вопросов от горожан входит и то, что время для реформы было выбрано не совсем удачно, поскольку зима, а тут иногда приходится ожидать автобус дольше, чем это было ранее…

— Дело в том, что откладывать реформу дальше не было ни смысла, ни возможностей. Нарекания от горожан все равно бы последовали, но уже по другому поводу. Наверное, не открою большого секрета, но если бы у нас оставался нерегулируемый тариф, билеты уже сейчас стоили бы не 30, а 34, 36 и даже 40 рублей. Перевозчики объявляли нам об этом, начиная с прошлого лета. Сейчас департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области установлена четкая сумма – 30 рублей за билет.

— Небольшая, но важная ремарка по поводу времен года. Мы не успеем оглянуться, как начнется дачный сезон. Что будет с садоводческими маршрутами?

— Они останутся без изменений, в том же объеме, в котором были, с теми же номерами, остановками и так далее.

— Возвращаясь к тарифу, хотелось бы отметить, что когда ранее перевозчики пытались поднять стоимость проезда, и в свою очередь администрация города приводила свои доводы против, указывая на то, что такое повышение экономически необоснованно, это были именно что доводы, мнение. И предприниматели могли в этом вопросе руководствоваться своей доброй волей. Или не руководствоваться… А сейчас 30 рублей – это именно что утвержденный тариф, то есть нормативно-правовой акт, принятый с учетом всех требований законодательства.

— Совершенно верно.

— Однако не приведет ли такой уровень тарифа к тому, что транспортные компании будут работать себе в убыток?

— Смотрите, как вы уже сказали, тариф утвержден с учетом всех требований законодательства, а значит, он является экономически обоснованным и подтвержден соответствующими расчетами специалистов областного департамента. Дело ведь еще в том, что когда ранее перевозчики пытались поднять стоимость проезда и выходили на администрацию города, они ссылались то на повышение цен на запчасти, то на ГСМ. Но когда муниципалитет в свою очередь просил у них полное обоснование повышения цены билета, никто из предпринимателей не раскрывал свои хозяйственные процессы, не показывал финансовую подоплеку.

— А проверить ее в условиях нерегулируемого тарифа у того же департамента госрегулирования просто не было полномочий… Так что даже и при регулируемом тарифе бизнес на этом рынке дело выгодное?

— Когда мы проводили конкурс на заключение муниципальных контрактов по федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то по всем лотам было по четыре, а по некоторым даже и по пять участников. Если бы это было невыгодно, то перевозчики бы и не заявлялись на конкурс. Тем более, что у нас победили местные компании, они прекрасно знают рынок, и если бы не видели перспектив, то не стали бы вкладываться в это дело.

— Кстати, об инвестициях. Перевозчикам ведь предстоит начать обновление парка?

— На 2023 год сформированы планы по обновлению подвижного состава, а это является существенным условием муниципального контракта. Запланировано обновление 54 единиц автобусов среднего класса и восьми единиц – большого класса. Могу сказать о том, что перевозчики уже активно ищут транспортные средства, разговаривают с поставщиками, с заводами-изготовителями, подают заявки на лизинг. Более того, мы уже с начала января видим, что те перевозчики, которые были готовы к реформе, не дожидаясь ее начала, уже подготовили техническую базу и финансовые ресурсы и даже закупили часть транспортных средств. Эти автобусы уже работают на улицах нашего города.

— Еще один важный момент, который, наверное, в первую очередь волнует представителей молодого поколения, да в общем то и всех владельцев смартфонов: когда появится анонсированное перед началом реформы приложение на платформе 2ГИС для отслеживания автобусов в реальном времени? Это было бы очень удобно.

— Сейчас в распоряжение Транспортного управления поставлено новое программное обеспечение, которое позволяет интегрировать его, в том числе и с 2ГИС. Сейчас ведутся пусконаладочные работы, в тестовом режиме это приложение работает, мы смотрим транспортные средства, смотрим маршруты, пока занимаемся отладкой, думаю, что в скором времени оно появится в открытом доступе для горожан.

— Кстати, сейчас, когда, как вы говорите, идет настройка маршрутов «в ручном режиме», и в дальнейшем, когда новшества войдут в колею, помогает ли и будет ли способствовать это программное обеспечение четкому соблюдению графиков движения автобусов?

— Как раз, когда идет отладка графиков, корректировка путей следования маршрутов, эти изменения необходимо вручную вносить в программу. Плюс, дело в том, что навигационная информация, которую перевозчик согласно федеральному законодательству обязан передавать, у разных компаний транслируется через разнотипные устройства, их обслуживают разные провайдеры. Так что пока у программистов, у технических специалистов огромный объем прикладных задач, чтобы переработать весь этот массив информации, оптимизировать программный код. Поэтому, кстати, и приложение на 2ГИС мы пока не можем предоставить в открытый доступ. А что касается будущего, то, конечно же, все параметры движения автобусов по маршрутам будут четко фиксироваться. Более того, в настоящее время перевозчики, перешедшие на регулируемый тариф, работают уже не по свидетельству, а по муниципальному контракту. А за нарушения его существенных условий, тем более, неоднократные, связанные с несоблюдением графика, проездом остановок, учетными ДТП и так далее, четко прописаны штрафные санкции, вплоть до расторжения контракта.

— Также вопрос, с одной стороны, технический, с другой стороны, он также беспокоит горожан – а именно формат аншлагов на остановках с информацией о маршрутах.

— Действительно, как выяснилось, первая партия таких аншлагов, около 80 штук, которая была размещена на остановочных комплексах, вызвала объективные претензии курганцев. Оказалось что там размещено слишком много информации, поэтому шрифт получился неудобочитаемым. Мы переработали формат, сейчас новые таблички, где-то более 300 штук, уже напечатаны и размещаются на остановочных комплексах. Единственное, что место размещения – в верхней части павильона – мы оставили неизменным. Хотя, разумеется, гораздо удобнее читать, когда они смонтированы на уровне глаз. Впрочем, так делалось всегда, по банальной, увы, причине – это единственный способ хоть как-то защитить аншлаги от вандалов.

— Чуть раньше вы уже сказали о штрафных санкциях. Но, как мне кажется, помимо этого у бизнеса должна быть собственная внутренняя мотивация для того, чтобы повышать качество предоставляемых услуг, о какой бы сфере речь не шла, в данном случае, о пассажирских перевозках. Как вы считаете, будет ли способствовать этому проводящаяся реформа?

— Думаю, да. Во-первых, на конкурсе у нас победили, как говорится, сильнейшие, флагманы данного рынка в Кургане. Они, заявляясь на торги, уже были материально и организационно готовы к тому, чтобы соответствовать нашим возросшим требованиям. Кто считал, что у него есть силы, заранее, загодя, начали планировать свою хозяйственную и финансовую деятельность для того, чтобы принять участие в конкурсе. Мы уже говорили о том, что перевозчики берут автобусы в лизинг, а ведь эти схемы рассчитаны как минимум на пять лет. Так что у этих компаний длительный горизонт планирования, самые серьезные намерения. У них уже сейчас высокая внутренняя производственная культура, корпоративная культура, серьезная техническая база для обслуживания подвижного состава, что эти перевозчики планируют совершенствовать и в дальнейшем.

— То есть, транспортная цивилизация все же вернется в Курган?

— Да, в этом отношении я настроен оптимистично. И, подводя итог, я хотел бы просить горожан набраться терпения. Я знаю, что идет много жалоб, в том числе и в наше Транспортное управление. Курганцы еще не успели освоиться с номерами новых маршрутов, с путями следования автобусов, с графиками движения. Но работа по разрешению проблемных вопросов ведется постоянно, в реальном времени. Специалисты Транспортного управления, и я в том числе, постоянно выезжаем на маршруты, в отдаленные микрорайоны – Черемухово, Керамзитный, Увал. Мы встречаемся с общественностью, с территориальными общественными самоуправлениями, с депутатами Курганской городской Думы, с представителями заводов, в том числе и оборонных, выслушиваем их замечания, отрабатываем их. Поэтому, надеюсь, что в том числе и благодаря конструктивным предложениям неравнодушных курганцев, переходный период у нас закончится как можно быстрее, и мы увидим все плюсы реформы и ее перспективы для развития общественного транспорта нашего города.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *