Ажурное искусство оренбургских мастериц известно во всём мире.
Недавно по заказу курганской знакомой отправила ей палантин – паутинку. Потом передала её отзыв связавшей палантин мастерице: «Такой нежный, красивый и очень тёплый». Та просияла: приятно! Ведь сколько бы ни связала за свою жизнь настоящая пуховница паутинок, каждая для неё неповторима и дорога – как для любого автора его произведение.
А я порадовалась, что такая красота не выходит из моды и по-прежнему востребована.
Что такое пуховая паутинка не только для Оренбуржья, но и для всей России, мы рассказывали в газете «Курган и курганцы» за 30 июля 2022 года. Наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, дымковской игрушкой, уральским малахитом оренбургский пуховый платок – один из символов России, нежный и изысканный. Ажурное искусство оренбургских мастериц известно во всём мире.
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств работает галерея «Оренбургский пуховый платок». А в конце прошлого года оренбургская паутинка обрела и собственный дом: в селе Нежинка открылся Дом оренбургского пухового платка.
Проект реализован на грантовые средства от Минсельхоза РФ по направлению «Агротуризм». Базой нового объекта является производственный кооператив «Оренбургские пуховницы». Это предприятие осуществляет полный цикл производства: разведение настоящих оренбургских пуховых коз на собственных фермах, классификация пуха во время чёски коз, переработка, пропаривание, прядение, вязание изделий вручную.
Поэтому рядом с уютным павильоном построили цех по переработке козьего пуха и загон для 15 пуховых коз, привезенных из Кувандыкского района. Только там, на самой высокой точке Оренбургской области, сохраняются уникальные свойства оренбургского козьего пуха. И связанные из него шали и паутинки особенно нежные и мягкие.
Проект направлен не только на поддержку народного промысла, развитие производства. Дом оренбургского пухового платка должен стать крупным туристическим центром. Здесь будут проводиться событийные мероприятия, мастер-классы, занятия в школе пуховязания. Обучать всех желающих будут прославленные мастерицы из села Жёлтое Саракташского района. Ведь именно жительницы Саракташского района считаются основоположниками пуховязального промысла.
Говорят, прежде дом пуховницы можно было определить по забору, разрисованному ажурным узором. Не знаю, сохранилась ли сейчас эта традиция. Но производственный цех компании «ОренбургШаль» в Саракташе можно легко найти именно по белым воротам с графическим рисунком черного цвета, повторяющим узоры знаменитого пухового платка. Среди узоров можно разглядеть очертания клубков, веретен и спиц – инструментов, которыми пользуются вязальщицы. При грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив и компании «ОренбургШаль» здесь работает «Школа пуховниц».
Вязальщицам посвящена скульптура оренбургского скульптора заслуженного художника РСФСР Надежды Петиной «Песня «Оренбургский пуховый платок», хранящаяся в областном музее изобразительных искусств. Выразительные женские фигуры символизируют не только сам народный промысел, прославивший Оренбуржье, но и не менее знаменитую песню, блестяще исполнявшуюся народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной.
Песня «Оренбургский пуховый платок» была написана в 1958 году специально для хора, организованного в областной филармонии. Поэт Виктор Боков и композитор Григорий Пономаренко приехали в Оренбург, чтобы сочинить несколько «фирменных» песен для нового коллектива. Они жили здесь около месяца, ездили по области, знакомились с историей края… Так появились «Расцвели оренбургские степи», «Гай-городок». Но ни одно из произведений не тянуло на главную композицию, которой народный хор мог бы заявить о себе всей стране. Помог случай. Перед отъездом Боков и Пономаренко в поисках сувениров отправились на рынок, и поэт выбрал в подарок для своей мамы красивый и тёплый оренбургский платок. Там, на рынке, и родились строчки великой песни.
Она стала своеобразным музыкальным эпиграфом к «Дням оренбургского пухового платка», которые приурочены к православному празднику – Покрову Пресвятой Богородицы, отмечаемому 14 октября.
«Дни оренбургского пухового платка» – это множество ярких, красочных, зрелищных мероприятий, исполненных любви к родной земле и глубокого уважения к тем, кто пестует, бережет и приумножает культурно-историческое наследие региона и всей страны. В такие же дни 2017 года в областном центре на территории Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» появилась новая городская скульптура – памятник оренбургской козе местного художника Ивана Ульянова. Тёмная фигурка козы с длинными пуховыми прядями накрыта золотым платком с традиционными зубчиками – ими заканчиваются все оренбургские пуховые изделия. На фоне платка – географическое изображение Оренбурга. На спине козы сидит птица – символ лёгкости оренбургского платка, который легко и быстро облетел весь мир, покорив его.
В 2024 году в с. Черный Отрог Саракташского района появился мурал «Паутинка», созданный воронежским художником Яном Посадским в рамках проекта «Музей В.С. Черномырдина». Как сообщается на сайте музея, «это продолжение музеефикации водонапорной башни села Черный Отрог. Проект «Башня сельпрома» – история о том времени, когда Черный Отрог был центром Гавриловского района. Тогда здесь работали два крупных колхоза, кожевенный и пуховый цеха, развивалось кирпичное производство, варили брынзу.
Для основы арт-объекта взяли извлеченный из водонапорной башни бак. На нём художник воссоздал собирательный образ мастерицы, вяжущей паутинку. За основу рисунка взяты фотографии из передовиц газет, в которых прославлялись трудовые достижения пуховязальщиц. Оттуда же на мурал попали фразы «потрудились на совесть», «черноотрожские пуховницы» и данные статистики.
Расположение нежных женских лиц на грубом необработанном металле напоминает о том, что за лёгким и пушистым платком стоял огромный труд: нормы выработки были колоссальными, вязали буквально сутками. Дети разбирали пух, а подрастающие дочери помогали матерям и вывязывали каёмки прямо на уроках в школе».
На традиционном всероссийском фестивале ёлок в Кирове, который провозглашен новогодней столицей России – 2025, была представлена и ёлка из Оренбуржья. Среди ёлочных украшений – и эксклюзивные глиняные игрушки, и деревянные веретена и, конечно, шары, «одетые» в пуховые шали, и игрушки-медальоны с изображением весёлой козочки.
«В Оренбург со своей козой не ездят» – таков слоган мастерской «Печатный пряникъ» Алексея Мигулаева, которая работает по старинным технологиям. И вполне логично, что в номинации «Гастрономический сувенир» Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», также проходившего в конце прошлого года, третье место завоевал силуэтный имбирный пряник «Коза из Оренбурга» от мастерской «Печатный пряникъ».
В интернете мне попались заметки туриста, гуляющего по Оренбургу. По его признанию, его интересовало, прежде всего, то, что связано с платком-паутинкой. Естественно, заглянул он и в магазины, где можно приобрести главный сувенир Оренбуржья. Автор заметок сообщает, что вначале был удивлен пятизначными цифрами на ценниках. Но в одном из магазинов продавец «успокоила» – самые дорогие и эксклюзивные платки на прилавке не залёживаются, потому что настоящие ценительницы эксклюзивной красоты на цену не смотрят…
В конце января в Кургане обычно проходит традиционная православная выставка – ярмарка «Добрый свет Рождества» (0+). Наверняка, как и в прошлые годы, там будет и экспозиция оренбургских пуховых платков. Стоит сходить хотя бы просто полюбоваться.
Может быть, будут на ней и изделия оренбургского дизайнера Анны Советовой, владелицы Дома пуховой моды. Анна и её помощницы стараются вдохнуть новую жизнь в известный промысел. Например, ими создана целая коллекция риз для икон. Выставки «Пуховые ризы Оренбуржья» уже проходили в Сретенском монастыре, в часовне – музее Храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, в Совете Федерации РФ. «Ризы икон обычно украшают самым дорогим материалом, который есть на земле – золотом – в дар Богу. Мы же принесли в дар самое дорогое, что есть в оренбургской земле. Это наш пуховый платок, – признаётся Анна Советова. – В нём такая математическая точность! Мне нравится в нём ритмичность, монохромность. Всё это хорошо легло на моё осознание современной моды. Оренбургский пуховый платок – важный символ традиционных художественных промыслов России, который сохранился в веках, это наш культурный код».
В Доме пуховой моды создаются и уникальные коллекции одежды из паутинок, перчатки, украшения.
«Пуховязание – тихий, ласковый, сердечный промысел. А паутинка 21-го века это, в первую очередь, утилитарная вещь, при этом – изящная, тонкая, красивая. Не случайно мы активно поддерживаем молодого дизайнера одежды Анну Советову, которая по — своему продвигает оренбургский пуховый платок, – говорит Ирина Бушухина, известный оренбургский искусствовед. – Хочется, чтобы он соответствовал самому высокому рангу российских женщин. Таких, например, как председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Ивановна Матвиенко, костюм которой украшает пуховый воротничок от Анны Советовой. Коллекции одежды Анны Советовой демонстрируют удивительную современность традиционных паутинок».
Вера Мусина, Оренбургская область, Саракташский район.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости