Оренбургский пуховый платок

новости курган

Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

2022-й год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Народные промыслы многих регионов известны не только во всей стране, но и за её пределами, а некоторые являются негласными символами.

В разных областях России, например, издревле были развиты тканевые промыслы: вологодское кружево, которое плетется из льняной тесьмы на коклюшках; павловопосадские платки с узором из цветов (как правило, роз и георгинов), собранных в букеты или гирлянды. И, конечно, оренбургский пуховый платок, связанный из тонкого козьего пуха.

Если на проходивших в Кургане всевозможных выставках была представлена экспозиция «Оренбургский пуховый платок», обязательно подходила – встретиться с малой родиной.

Одно из воспоминаний моего детства – небольшой дом с вывеской «Саракташская пухартель». В нём собирались местные пуховницы: сдать изделие, получить новый заказ. А работали они дома. Ещё одна картинка из детства: в тёплое время года у какого-нибудь двора собирались несколько вязальщиц. Вели неспешные разговоры о жизни, а спицы в их руках так и мелькали… Кстати, многие на свои руки даже не смотрели – такое вот мастерство!

Мои землячки вяжут и тёплые пуховые платки, и ажурные – которые называют паутинками. На первый взгляд, тёплые серые платки кажутся похожими. Однако узорная кайма всегда разная – результат опыта, фантазии, умения каждой вязальщицы. Но особенно ярко индивидуальность мастериц проявляется в паутинке. Именно она известна как оренбургский пуховый платок, который сегодня входит в число самых узнаваемых брендов России – наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, дымковской игрушкой и многими другими.

новости курган

Когда после окончания школы я поступила на факультет журналистики Уральского госуниверситета, две мои тёти – со стороны мамы и со стороны отца – подарили связанные ими большие паутинки. Совершенно разные и по узору, и по цвету – одна белоснежная, другая – молочного цвета, и по фактуре. Но обе нежные, лёгкие, тёплые. Мои однокурсники, слышавшие, что настоящие оренбургские паутинки проходят через обручальное кольцо, устроили тестирование… Тётушки не посрамили!

Сейчас паутинки вяжут и в других городах, но славу настоящего оренбургского пухового платка не может затмить никто. А в самом Оренбуржье считается, что лучшие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района.

Одна из самых знаменитых пуховязальщиц России – Миннур Ишмухаметова из Жёлтого. Её платок в 2018 – 2019 годах 204 суток провел на космической станции, о чём свидетельствует сертификат. Идея отправить в космос оренбургскую паутинку появилась после визита в Оренбург в 2017-м году космонавта Олега Кононенко. Он посетил выставку оренбургских пуховых платков. И был потрясен их красотой…

В конце прошлого года в галерее «Оренбургский пуховый платок» прошла выставка «Радость души», посвященная 75-летию Миннур Гизятовны Ишмухаметовой. По словам заведующей галереей искусствоведа Ирины Бушухиной, «Миннур Ишмухаметова – мастер элитарный, её ажурные платки, похожие на картины, пол-Европы проехали».

Еще одна пуховязальщица из с. Жёлтое – Майсара Биккушина. Она делилась опытом в Америке. А полюбоваться изделиями жёлтинских мастериц приезжали из Японии, Франции.

О том, как в Оренбуржье чтят свой главный бренд, говорят и многие факты.

Так, в Саракташе был организован фестиваль «Шальтуй». Свои работы представляли как опытные мастерицы, которые не выпускают спицы из рук по несколько десятилетий, так и совсем юные рукодельницы.

В рамках праздника оренбургского пухового платка в 2013 году впервые в России в Оренбурге прошла акция «Самое массовое пуховязание», где собрались 699 участников в возрасте от 6 до 80 лет.

Ежегодно в преддверии большого православного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы – в Оренбуржье традиционно проходят выставки оренбургского пухового платка. А прошлой осенью в галерее «Оренбургский пуховый платок» был представлен экспонат в прямом смысле слова царский – ажурный платок, который в ноябре 1894 года жена оренбургского губернатора Елена Михайловна Ершова преподнесла к бракосочетанию будущего императора Николая II и Александры Федоровны.

Царский платок привезли на время выставки из государственного музея-заповедника «Павловск» (г. Санкт-Петербург) в рамках проекта «Казачий дар». По нынешним меркам он огромный – 3,25 на 3,25 метра. И такое объёмное изделие легко уместилось в ларце Фаберже размером 20 на 22 сантиметра! На серебряной пластине, прикрепленной к внутренней стороне ларца, выгравирована надпись: «Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне, верноподданнейшия и беспредельно преданныя оренбургския казачки».

– Такие дары при дворе бережно сохранялись, – отмечала Ирина Бушухина. – Возможно, императрица оренбургский платок носила: украшала свой наряд, согревалась. Но для нас это, в первую очередь, предмет декоративно-прикладного искусства, который хочется сберечь для следующих поколений.

Еще один рекорд, зафиксированный в Оренбурге, – самый большой платок, изготовленный на фабрике Оренбургских пуховых платков, размером 3 м 50 см на 3 м 50 см, из 378 940 петель, длина использованной пряжи – 13 км 500 м. Самый маленький платок, изготовленный ручным способом, – всего 10 на 10 см.

Радует, что снова возродилась Саракташская пухартель, закрывшаяся в 1995 году. Сегодня надомницы сотрудничают с компанией «ОренбургШаль». Они много времени провели в архивах Оренбургского областного музея изобразительных искусств, изучая узоры хранящихся там платков; кропотливо собирают всё, что связано с традициями пуховязания, отбирая лучшее. При этом каждая из мастериц – а большинство из них вяжет с шести – семи лет – уникальна.

В пуховязальном промысле непосредственно создание платков – «белая» работа, которой предшествует нелёгкий труд по уходу за своенравными козами. Ведь именно высокое качество пуха местных коз – одна из составляющих успеха.

Специалисты компании «ОренбургШаль» отмечают: когда компания только начинала работать, сельские жители не видели большой ценности в пухе. У тех, кто держал коз, могли лежать запасы пуха, но хранился он как попало. Сотрудникам компании приходилось самим перебирать, чтобы отделить хороший пух от испорченного. Но когда пуховязание стало вновь активно развиваться, в деревнях стали уже сами сортировать пух для продажи. В последние годы спрос на пух оренбургских коз заметно вырос. Пух стал дороже, и это подтолкнуло сельчан снова держать коз. Хотя «пуховый дефицит» всё равно ощущается.

Некоторые вязальщицы используют пух из других регионов, потому что он не такой трудоёмкий. Например, его не надо тщательно перебирать от волоса. А на переборку оренбургского пуха для одного платка уходит практически столько же времени, сколько на его вязание! И прясть оренбургский пух сложнее.

Изделие из другого, более длинного пуха сразу выглядит привлекательно для покупателя. А платки из оренбургского пуха «расцветают» во всей красе уже при носке.

Оренбургский пух очень тонкий. Его толщина составляет 13 -17 микромикронов, и ажурный платок 170 на 170 сантиметров весит около 450 граммов. А толщина, например, волгоградского пуха – от 23 микромикронов, такой же платок весит под 700 граммов.

Только качественный козий пух, подчеркивают специалисты, обладает теми качествами, на которые обратили внимание организаторы пуховязального промысла в Оренбуржье еще в 18 веке.

Оренбургскому пуховому платку не случайно приписывают целительные свойства.

Лечебные свойства козьего пуха обусловлены его химическим составом – в нём 20 аминокислот. Шерсть и пух в большом количестве содержат ланолин – целительное вещество, которое входит в состав практически всех антигистаминных и противовоспалительных препаратов и способствует заживлению ран и переломов.

Наиболее ценным свойством козьего пуха считается гигроскопичность, при которой он может поглощать до 35 процентов влаги по отношению к собственной массе, что обуславливает высокие гигиенические свойства. Особенно важно, что он не вызывает аллергических реакций.

Считается, что пуховое руно аккумулирует солнечную энергию. Кроме того, пух обладает очень низкой теплопроводностью, и всё тепло, которое вырабатывается нашим организмом, сохраняется.

Цвет оренбургского платка – это цвет натурального козьего пуха: от белоснежного до тёмно-серого.

Как минимум, две трети из того, что сегодня продаётся по всей стране и за её пределами под названием «оренбургский пуховый платок», не имеет никакого отношения к оренбургскому пуховязанию и наносит вред репутации знаменитого бренда, сетуют специалисты компании «ОренбургШаль».

Шали и палантины из пуха оренбургских коз вяжутся вручную, поскольку машинная вязка «рубит» пух и изделие становится более грубым.

Но те, у кого есть настоящий качественный оренбургский пуховый платок, знает все его преимущества.

«Купила пуховый палантин себе и платок – паутинку в подарок маме. Впечатления от покупки превосходные, качество платков на высочайшем уровне!»

«Отличный платок! Настоящий оренбургский пуховый платок!»

«Платок тёплый, аккуратный! Спасибо фабрике за сохранение традиций!»… Это лишь малая часть отзывов тех, кто приобретал изделия напрямую у компании «ОренбургШаль».

Как проверить подлинность пухового платка?

Вот некоторые советы от специалистов. Нужно взяться за несколько волосинок пуха и приподнять платок. Если пух останется в руке, а сам платок упадёт, значит, это подделка.

Тонкость изделия нередко определяют по двум параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в скорлупе гусиного яйца.

Словосочетание «пуховый платок» не означает, что платок состоит только из пуха. Если изделие будет состоять из пуха на сто процентов, оно не прослужит долго – быстро скатается и деформируется. Чтобы этого избежать, пряжа имеет в основе хлопчатобумажные или вискозные нити. Но доля основы должна быть небольшой!

новости курган

Оренбургский пуховый платок – один из тех раритетов, без которых невозможно представить своеобразие российских народных художественных промыслов во всей полноте. В галерее «Оренбургский пуховый платок» Оренбургского губернаторского музея изобразительных искусств – более пятисот платков. Эта коллекция – единственная в России и в мире. В ней собраны изделия оренбургских мастериц разных поколений.

Наверняка когда-нибудь эту коллекцию пополнят и изделия девочек, пришедших в «Школу пуховниц», которая буквально недавно начала работать в Саракташе – 12 мая прошло первое занятие на тему «Знакомство с оренбургским пухом. Первичная обработка пуха». Школа создана при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив и компании «ОренбургШаль»». Данный проект призван научить любого желающего искусству вязания оренбургских пуховых платков. Опытные потомственные мастерицы будут проводить уроки каждый четверг с 11. 00 на производстве компании «ОренбургШаль». Занятия запланированы на период с мая по октябрь. Преподавать будут опытные потомственные мастерицы. Желающие принять участие в проекте получат знания о создании оренбургского пухового платка от чёски и обработки пуха до прядения нити и вязки изделия, а также смогут создать собственное пуховое изделие.

Занятия «Школы пуховниц» будут транслироваться и онлайн в официальной группе компании «ОренбургШаль» ВКонтакте, где можно найти архивы, которые будут размещены и в официальной группе АНО ЦСКР «Родной край».

(В публикации использованы данные сообщества в соцсетях «Оренбургский пуховый платок»).
Оренбургская область, Саракташский район.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *