Композитор, который гуляет сам по стране

В начале октября мы узнали, что композитор из РФ подарил республиканскому ТЮЗу ДНР музыку к спектаклю. И тут же позвонили Владимиру Баскину — курганцу с питерской пропиской, ныне музыкальному руководителю театра эстрады имени А. И. Райкина, возглавляемого Юрием Гальцевым. Именно его мюзикл «Кошка, которая гуляет сама по себе» поставили в украинской Макеевке, что граничит с Донецком

— История «Кошки» на самом деле интересная, с Курганом она связана напрямую, — рассказывает Владимир Моисеевич. — Если не ошибаюсь, в 94-м году был поставлен спектакль. Тогда еще не было мюзиклов в нашем театральном пространстве, я попытался сделать, и в драмтеатре «Кошка» шла несколько лет. А в 2010-м, я уже жил в Питере, состоялся конкурс СТД — это союз театральных деятелей — на лучший детский мюзикл, и я вспомнил про свою «Кошку». Прилично дописал материал, подал заявку. Председатель жюри Раймонд Паулс выделил мой материал, присудил ему первое место. Сразу два театра — Санкт-Петербургский «Зазеркалье» и Екатеринбургский театр музыкальной комедии — взяли его в репертуар. Это тоже большое событие. Так «Кошка» стала «гулять» по стране: она была поставлена в Оренбурге, Магадане, Магнитогорске…

— Как случилось партнерство с украинским театром?

— Буквально весной мне позвонил Григорий Рысин, завлит Донецкого ТЮЗа, сказал, что им очень хочется открыть сезон премьерой этого мюзикла. Естественно я дал и право, и возможность это сделать, выслал все необходимое. А то, что подарил… Вы же понимаете, по каким причинам невозможно оформить юридические отношения с этим театром. Но дети, для которых он работает, не должны страдать из-за политики. Это же очевидно. Композиторы, как врачи, без границ. Тем более, когда речь идет о пьесе, написанной по сказкам Киплинга замечательным петербургским драматургом Нонной Слепаковой, к сожалению, уже ушедшей из жизни. В ней говорится о добре и зле, о необходимости жить в дружбе, добрососедстве. На самом деле интересный сюжет, с глубоким подтекстом. Я очень рад, что они (коллектив Донецкого ТЮЗа — прим. редакции) поставили.

— Вы видели их работу?

— Да, мне прислали видео, мюзикл уже идет на зрителей. Отличная постановка, не простая и не дешевая, участвует практически весь состав, поют чуть ли 90% спектакля. Некоторым нашим театрам есть чему поучиться у этого коллектива. Я в хорошем смысле сейчас говорю. Меня много ставят по стране, и у меня есть хорошая возможность сравнить уровни.

— А где сильные школы?

— В Екатеринбурге, Новосибирске, конечно, в Питере и Москве, в Иркутске… Много коллективов хороших. Просто у одних возможностей больше, у других меньше. В Донецке безусловно финансовые сложности. Но знаете, в военное время, как мы читаем в мемуарах, и 7-я симфония рождалась Дмитрия Шостаковича. Мне кажется, это не связано с количеством денег, все-таки тут очень важно желание, стремление артистов, режиссеров, постановщиков.

— Расскажите, чем вы сейчас живете.

— Через неделю в Санкт-Петербургском «Мюзик-Холле» будет премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея» по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда. Очень большая работа. В декабре — премьера «Алиса в стране чудес» в Московском театре мюзикла. Это первая постановка на новой сцене, театр переехал, и для меня большая честь, что они открывают новую веху в своей истории с моего материала. Вообще у меня за осень должно быть одиннадцать постановок. В Новосибирске будет поставлен в декабре спектакль по Чапеку «Средство Макропулуса». «Кошку» опять же ставит московский театр «На набережной». «Шведская спичка», наверняка ее помнят в Кургане, появится на сцене двух театров. Ну и, само собой, новогодние, для Росии – это святое, «12 месяцев» и «Морозко» в Томске и Чебоксарах.

— А Курган?

— Почему-то меня не ставят. Не знаю, с чем это связано. Но надеюсь порадовать земляков какой-то интересной работой либо в филармонии, либо в «Гулливере», либо в драме. У меня огромное количество друзей в Кургане, большой им привет.

— Как обычно случается: вам поступает заказ или вы пишите, работе, затем уже решается вопрос, кто, где и когда поставит.

— Вы знаете, у меня сейчас больше 20 мюзиклов. Писал все-таки сам. Это на самом деле интересно, когда ты сначала пишешь, потом продаешь. Если работа талантливая, то она найдет свое место на сцене. Но вот последние 2-3 года стали поступать заказы. В частности, «Портрет Дориана Грея» и «Алиса в стране чудес». Но в общем-то неважно, что первично. Главное, написать хорошо, вдохновенно. Отдать все свои мысли, все свое мастерство. Честно сделать свою работу. Потому что сейчас материалов много, конкуренция большая, расслабиться нельзя, как и в любой сфере.

— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Рождение трех детей. И, конечно, то, что я занимаюсь любимым делом. Большое счастье, что я смог выйти на свою дорогу и иду по ней. Потому что много ребят окончили консерваторию, хотели развиваться на этой стезе, но что-то не получилось, и теперь их судьба не связана с музыкой. Я остаюсь в профессии. Это самое главное достижение, на мой взгляд.

Отметим, Владимир Баскин — музыкант, композитор, член Союза композиторов России. Родился в Кургане, где окончил машиностроительный институт и музыкальное училище (класс И. В. Кускова). Работал в театре драмы, областном управлении культуры. После окончания Санкт-Петербургской консерватории в 1991 году, пять лет преподавал в Курганском музыкальном училище, был соучредителем и программным директором телерадиокомпании «Европа плюс Курган». В 1998 году переехал в Санкт-Петербург. Автор двух балетов, 20 мюзиклов, хоровых, камерных и вокальных произведений. Написал музыку к двум кинофильмам, 13 телесериалам, 20 документальным телепередачам и одному мультфильму.

Система Orphus