27 августа отмечается День кино

Дата появилась в календаре в 1980 году

В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.

Однако само российское кино существовало задолго до декрета. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница». В 1910-х годах Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

В 1911 году фирма Ханжонкова «по высочайшему соизволению» сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и Октябрь» (1927).

Приход звука в российское кино почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством социалистического реализма. Фаворитами 1930-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы, Михаил Ромм и Фридрих Эрмлер. Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров, снявший картины «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.

Великая Отечественная война резко поменяла тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие. В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне: «Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва», историко биографические повести об ученых: «Жуковский», «Пржевальский», о полководцах: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», о деятелях искусства: «Композитор Глинка», «Белинский».

«Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Григорий Чухрай и его картины: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо». Шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.

В середине 1960-х была фактически объявлена война российскому авторскому кино, не укладывавшемуся в рамки соцреализма. Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).

В 1970-1980-е годы выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом, такие как «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Но в то же время были сняты такие шедевры, как «Печки лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полеты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.

Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, зрелищные ленты Владимира Мотыля и Александра Митты. Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая Оскар, и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года 27 августа получил официальный статус и стал называться Днем советского кино. В редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года праздник был переименован в День кино.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *