Муза русского романса

Новости Курган романс

«Репертуар «Элегии» — академический, это старинные русские романсы, арии из опер и оперетт», — объясняет Инна Лаптева, руководитель студии

Всё началось с «Яблочка»

«Мама всегда мечтала, чтобы у ее ребенка была хорошая профессия, но не знала, какую выбрать, — вспоминает начало своего пути в мир музыки Инна Лаптева, руководитель и концертмейстер студии академического вокала «Элегия». — Всё решил случай. Мне было лет шесть, когда мы поехали в гости к моему дяде в Свердловск. Надо сказать, что, хотя в детском саду я была заводилой, любила танцевать, читать стихи, участвовала во всех концертах и выступлениях — словом, была шустрым ребенком с хорошей памятью — музыка меня тогда не слишком интересовала. А у дяди сын учился в музыкальной школе, играл на баяне, и дома у них был металлофон. Дядя, чтобы меня развлечь, сыграл мне «Яблочко», я тут же за ним повторила, и у меня всё сразу получилось. Мы с дядей весь день играли на металлофоне, и он сказал моей маме: «У тебя же одаренный ребенок, отдай ее в музыкальную школу, она мелодию с ходу схватывает!»

Новости курган Лаптева романсМама задумалась и, когда я пошла в первый класс, отдала меня учиться музыке. Сначала я занималась во Дворце культуры машиностроителей, в детской студии, на фортепиано. Через год мама меня перевела в настоящую музыкальную школу. Желающих обучаться музыке тогда было много, конкурс был большим, по три человека на место. Я сыграла два произведения наизусть, у меня проверили слух и чувство ритма и приняли сразу в первый класс, на фортепианное отделение детской музыкальной школы № 1, где я и проучилась семь лет. До сих пор благодарна нашим замечательным преподавателям, очень многому меня научил Игорь Парфенов, великолепный композитор и педагог».

Окончив музыкальную школу, Инна Лаптева поступила в Курганское музыкальное училище, и через четыре года юную пианистку отправили по распределению в детскую школу искусств рабочего поселка Мишкино. Время, которое молодому педагогу было положено отработать в поселковой школе, пролетело незаметно благодаря прекрасному коллективу. «С мишкинцами мы до сих пор крепко дружим, у нас совместные творческие проекты», — говорит Инна Владимировна.

Вернувшись в Курган, Инна Лаптева стала обучать подрастающее поколение игре на фортепиано в детской хоровой школе, впоследствии полностью вошедшей в состав детской музыкальной школы № 3. Заочно окончила Челябинский государственный институт культуры, освоила новую специальность — руководитель академического самодеятельного хора.

Сопровождала в качестве концертмейстера детские хоры и юных вокалистов.

«Вы артисты из филармонии?»

Соседка Инны Лаптевой по даче Алевтина Павловна Марчукова занималась в студии академического вокала «Элегия» и часто делилась впечатлениями о своем любимом увлечении. А когда студия осталась без руководителя, эту должность предложили Инне Владимировне. «Элегия» — замечательный коллектив, мне не хотелось, чтобы он распался, и я не могла не согласиться, — рассказывает Инна Лаптева. — Теперь я там и руководитель, и концертмейстер в одном лице, работаю с ними уже восемь лет».

В «Элегии» курганцы для души занимаются академическим вокалом, это их хобби. В студии сейчас четырнадцать вокалистов, в основном это люди старшего возраста, самой молодой солистке — 38 лет. Трое в прошлом году отметили восьмидесятилетний юбилей. Но при этом активны, не уступают молодым, отлично поют, голоса держат в форме.

Это люди самых разных профессий, совершенно к музыке не причастные — инженеры, врачи, педагоги, продавцы-консультанты. Только один‑единственный участник «Элегии», Анатолий Ворошилов, получил музыкальное образование — он окончил дирижерско‑хоровое отделение Ленинградской консерватории. Все остальные — любители, но поют как профессионалы. Так исполняют оперные арии, что их часто спрашивают: «Вы артисты из филармонии?» Это результат трудолюбия вокалистов, их горячей заинтересованности, и достигнут он годами регулярных тренировок и огромной любовью к искусству.

«Без ежедневных упражнений не получится ничего — нашим вокалистам постоянно надо заниматься, чтобы голосовой аппарат был в форме, — продолжает Инна Лаптева, — поэтому занятия в «Элегии» проходят очень серьезно. У нас не может быть ни к чему не обязывающего времяпрепровождения — пришли, посидели, поболтали, спели пару песен, разошлись. Мы трудолюбиво и настойчиво занимаемся индивидуально с каждым исполнителем, отрабатываем всё до мелочей, требуем, чтобы студийцы исполняли произведения в максимальном соответствии с правилами академического вокала — чтобы голос звучал «на опоре», чтобы он был тембрально окрашен. Под «минусовку» никогда не поем, только фортепиано, только живой звук. Все участники студии — солисты, для разнообразия соединяю их в дуэты, трио, квартеты. У нас есть все голоса — бас, баритоны, тенор, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано. Наши вокалисты с азартом учатся друг у друга, постоянно обмениваются творческим опытом, высказывают свежие идеи. Моего диктата в «Элегии» нет — готовясь к выступлениям, пробуем разные варианты и принимаем решения коллегиально».

«Романс — это маленький алмаз»

«Репертуар «Элегии» — академический, это старинные русские романсы, арии из опер и оперетт, — объясняет Инна Владимировна. — Поют здесь и песни «золотого» периода советской эстрады — пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Это те шедевры, которые исполняли Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Тамара Синявская.

Очень любим старинные русские романсы. Поем и современные романсы, стилизованные под старинные. Эти произведения можно услышать по каналу «Культура», нередко черпаю оттуда новые идеи, чтобы оживить репертуар.

В русском романсе — вся палитра эмоций, от грусти и печали до безудержного разудалого веселья. Казалось бы, музыкальная миниатюра, всего два-три куплета, а в них полностью изливается русская душа, вся жизнь человеческая проходит перед глазами. И сама по себе мелодия романса очень красива, сразу ложится на ухо, мгновенно запоминается, проникает в душу.

В основе романсов — поэзия высокого уровня, поэтому их так интересно петь. Пушкин, Лермонтов, Ахматова… Из сочетания красивой мелодики и высокого поэтического слова рождается маленький алмаз.

Для советской эстрады стихи тоже писали настоящие поэты, поэтому они с таким удовольствием поются и так надолго запоминаются. «Элегию» вообще отличает то, что мы отбираем для исполнения материал высочайшего качества, как поэтический, так и музыкальный.

С огромным удовольствием разучиваем арии из опер. Это «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Риголетто» Джузеппе Верди, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Демон» Антона Рубинштейна. Кстати, один из наших вокалистов — Евгений Ярков, переводчик, полиглот, знающий пять языков. Евгений поет на итальянском языке, сам переводит тексты песен с итальянского на русский и наоборот. Студийцы обожают оперетты, мы спели уже всего Кальмана, Штрауса, любим арии из оперетт советских композиторов Исаака Дунаевского и Николая Стрельникова».

«А когда следующий концерт?»

Каждый месяц «Элегия» старается представить новую программу, устраивая концерты в музыкальной гостиной «Теремка», как называют в народе городской центр культуры и досуга. Большой популярностью пользуются бенефисы солистов. Студию часто приглашают выступать в музей истории города Кургана, в дом‑музей декабристов. Женский клуб, который собирается в областном культурно-выставочном центре, традиционно зовет «Элегию» на праздники, два раза в год студийцы выступают на большой сцене, в культурном центре «Курган».

«Приглашали нашу студию и в областную филармонию, мы пели в камерном зале, — продолжает Лаптева. — Никогда не отказываемся от выступлений, хочется, чтобы в Кургане знали, что у нас в городе можно услышать прекрасные романсы, любимые арии из опер в сопровождении живой музыки. Солисты выступают без микрофона, полностью отдаваясь музыкальной стихии, выкладываясь от всей души. У студии сложился круг поклонников, ценителей нашего творчества. Только заканчивается концерт, они уже спрашивают, когда следующий».

Уже несколько лет подряд «Элегия» носит звание образцового народного коллектива. Дважды студийцы принимали участие в региональном конкурсе самодеятельных академических вокалистов в Екатеринбурге, становились дипломантами и лауреатами. Солистка Алевтина Марчукова — лауреат международного конкурса-фестиваля «Урал собирает друзей», проходившего в Кургане. Певец Владимир Евтодеев участвует во всех городских конкурсах и неизменно становится лауреатом.

Успехи и неувядающая популярность «Элегии» — результат вдумчивой, бережной работы со студийцами талантливого педагога Инны Лаптевой, ежегодно получающей звание лучшего концертмейстера на городских и региональных конкурсах, умеющей найти подход к каждому солисту. Концерт-бенефис, посвященный юбилею Инны Лаптевой, — подарок для курганских ценителей русского романса и оперного искусства — состоится 3 ноября в городском центре культуры и досуга.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *