Курган рос на её глазах

Новости Курган

В развитие жилищно-коммунального хозяйства областного центра огромный вклад внесла Евгения Царькова

На многочисленных фотографиях она столь симпатичная, что, не зная ничего о ней, сразу скажешь: вот же красавица, наверное, ее место на сцене! А она всю жизнь отдала нелегкой жилищно-коммунальной работе.

Ее биография начиналась в 1955 году, когда она, молодая жительница Саратовской области, окончила Балаковский железнодорожный техникум и по направлению приехала работать на Курганское отделение железной дороги. Сначала работала на станции Зырянка техником путейского околотка. Пришлось делать многое: измерять ширину колеи, следить за исправностью пути. Здесь же нашла своего любимого человека — машиниста Царькова. Родила сына. А потом перешла на работу в Курган — на третью дистанцию гражданских сооружений Курганского отделения ЮУЖД. Принимал ее начальник дистанции Николай Васильевич Шуляков. Посмотрел на красивую молодую женщину и с удивлением сказал: «Зачем ты сюда идешь? Ты же у нас долго не задержишься!» А дело было в том, что зарплата у всех работников была небольшая — всего 69 рублей. По этой причине на такой беспокойной работе долго не задерживались. А она сказала новому начальнику: «Как же я не буду работать?! Я должна работать!»

Вот так Евгения Царькова стала техником домоуправления № 16 — крупнейшего в Кургане и на Южно-Уральской железной дороге. Это были времена, когда железную дорогу называли «государством в государстве».

В ее распоряжении было все: свой жилой фонд, стадион, Дворец культуры, хлебопекарня, магазины и многое другое, что делало железную дорогу социально значимой.

На плечи хрупкой женщины легли проблемы, связанные с содержанием домохозяйств, квартальных котельных, которые в то время работали на угле. А еще содержание закрепленных территорий, организация уборка мусора, чистка туалетов в неблагоустроенном жилом фонде и многое другое, жизненно необходимое.

Сегодня куда взор ни брось — кругом асфальт, деревья, цветы. А тогда город потихоньку выходил из неблагоустроенного послевоенного времени, когда на многих улицах в грязи буксовали машины, когда горожане с камешка на камешек перепрыгивали через огромные топкие лужи. Правда, спасали дощатые тротуары, а на дорогах укладывали деревянные кругляки — они при хорошем уходе могли служить десятки лет. Но проходил дождь, эти деревянные «коротышки» всплывали вверх, и несло их стремительно ливневым потоком дальше по дороге.

Железнодорожники вспоминают, как после войны в Курган в собственном вагоне приезжал всесильный министр путей сообщения Лазарь Каганович, приближенный к Сталину человек. На своей черной машине он пытался от вокзала проехать в обком партии, но не смог — улицы после зимы утопали в грязи. Пришлось большому советскому начальнику добираться до центра лошадкой.

Это уже потом горожане радостно будут лицезреть, как по ленинградскому проекту застраивали главную площадь города, как асфальтировали дороги и тротуары, как их родной город становился благоустроеннее.

А пока забот у Царьковой хватало. Взять хотя бы расходы электроэнергии. Домоуправление тогда все ругали за то, что домовая территория поглощает много электричества. Немалые затраты уходят на содержание котельных. А потом эти самые котельные стали получать тепло с ТЭЦ. Спасибо главному железнодорожнику Вениамину Слосману — он все пробил! Для этого потребовалось переоборудовать котельные. Установили в них новые насосы и моторы. А потерь все равно все больше и больше. Евгения Царькова, эта неугомонная домоуправленческая душа, стала изучать методы работы котельных. И задумалась над тем, как непроизводительно работают эти самые моторы. А зачем? Ведь всего лишь десяти моторам хватает создавать давление в трубах. Остальные двигатели должны «отдыхать». По предложению Царьковой электрики установили в котельных заглушки. Как только давление поднималось до необходимого, насосы выключались. Такой рационализации в целях экономии электроэнергии было много. Почувствовало это домоуправление. Да и сами жильцы стали меньше платить за воду.

Она решала и другие проблемы. Почему вода не поступает на верхние этажи? Сама вникала во все и находила причины. Где-то поднимали давление, а где-то уменьшали.

новости курган

За все свои благие дела, за расчетливость и хозяйскую смекалку Евгению Царькову поставили инженером домоуправления. Вместе с ней работали ее бойкие подруги. Но ввиду низкой зарплаты они перешли на другие железнодорожные должности, а она, Евгения Царькова, все работала и работала. И опять решала проблемы домоуправления № 16.

Взять такие, как экономное использование газа. Его обычно привозили специальные машины в емкостях. Для жильцов газ обходился в немалую сумму. Царькова опять взялась решать проблему. Подсчитывала, сколько надо газа, сколько его привозят и сколько им заполняют дворовые емкости. И снова пошла к Вениамину Слосману и поделилась с ним своими мыслями. А потом попросила у него разрешения взвешивать эти газовые машины с газом и без газа. Он разрешил взвешивать машины на железнодорожном хлебокомбинате. Царькова сама садилась в машины, ехала на взвешивание и строго контролировала. Такое взвешивание сразу же решило все проблемы. В домоуправлении в течение полугода принимали газ бесплатно. Столько средств принесла ее хозяйская задумка. Оказалось, газ недоливали в емкости в необходимом количестве, а деньги за него брали только лишь по предъявленным документам. Вот эта известная всем притча «доверяй, но проверяй» опять принесла домоуправлению неплохую экономию. Но главное — сами жильцы оценили это по достоинству. Скажем, они платили за газ по рублю (понятно, по старым ценам!), а стали платить почти в два раза меньше. А остальные домоуправления города взимали с жильцов за газ по старым расценкам, более высоким. Но и они потом взяли пример с железнодорожного домоуправления.

А оно уже приобрело славу самого дотошного, расчетливого и одновременно душевного по отношению к жильцам.

Начальство ценило ее за коммунальные подвиги и повышало в должности. Теперь она уже стала главным инженером домоуправления.

Ей надо было решать и другие проблемы. Ведь на балансе домоуправления были водопровод, канализация, оборудование коллекторов, и за все предъявляли счета. А это немалые денежки. А она, Евгения Петровна Царькова, по-прежнему все тщательно изучала, рассматривала и со многим не соглашалась. Ей приходилось вникать в такие подробности: какие диаметры труб в коллекторах и сколько жидкости они могут пропускать, скажем, за определенное время. Если не понимала — училась. Взялась за книги, чтобы узнать, как просчитать диаметр труб и сколько воды и нечистот через них проходит. Она решила и эту проблему. Все просчитала и со своими выкладками пришла в управление канализации, где работали привычно по старинке. А там не хотят ее слушать, вот, мол, нашлась ученая на нашу голову! Царькова отправилась со своей выкладкой в арбитраж. Доказала все на своих расчетах и — выиграла в авторитетном суде! Убыточное домоуправление получило немалый доход, но какой? Честный и справедливый.

А железная дорога всегда была с ней рядом. Благодаря стараниям легендарного Вениамина Слосмана велось строительство жилья хозяйственным способом с привлечением работников, стоящих на очереди для получения квартиры. Было построено более 1,5 млн квадратных метров жилого фонда. А это сотни квартир для железнодорожников! Котельные были подключены к городской ТЭЦ. Ускорились работы по газификации и благоустройству жилого фонда с устройством центрального отопления, водопровода и канализации. И всегда в гуще всех дел была она, Евгения Царькова.

За добросовестную работу и огромный вклад в развитие жилищного хозяйства на железной дороге и в Кургане Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Евгения Петровна была удостоена высокого звания «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР». На Южно-Уральской железной дороге это единственный такой работник. Это случилось 31 января 1980 года.

Потом Царькова долгое время работала на дистанции гражданских сооружений, где занималась такой же работой. Характер у нее был прежний — острый, требовательный. Позже ее изберут освобожденным председателем профсоюзного комитета. А когда в 1998 году ушла на пенсию, то сразу же включилась в ветеранскую работу и сейчас, в 84 года, является заместителем председателя совета ветеранов.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *