Предсказатели погоды

новости курган

В этом году Гидрометеорологической службе России исполняется 185 лет и 80 лет авиационной метеорологической станции Курган

В 2019 году Гидрометеорологической службе России, одной из старейших в мире, исполнилось 185 лет. История службы чрезвычайно богата и многогранна.

В начале XIX века появилось множество предложений по созданию службы регулярных гидрометеорологических наблюдений в Российской Империи. Они и явились основой проекта организации службы, за осуществление которого взялся выдающийся ученый и организатор, академик Адольф Яковлевич Купфер.

26 апреля 1834 года, согласно «высочайшему соизволению» Императора Николая I, имевшему силу закона, в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров были учреждены Нормальная обсерватория и ряд ее филиалов.

новости курган

На базе Нормальной обсерватории в 1849 году была создана Главная физическая обсерватория. С этого времени началось на планомерной основе формирование регулярной сети метеорологических и магнитных наблюдений, печатание и распространение материалов наблюдений, создание метеорологического приборостроения и системы поверки приборов.

Резкому прорыву в сфере создания мирового метеорологического сообщества «способствовала» Крымская война. 14 ноября 1854 года на английские и французские корабли в гавани и на внешнем рейде Балаклавы обрушился сильнейший ураган (смерч). Тогда у крымского побережья затонули свыше 30 судов. Буря нанесла такой ущерб англо-французской армии, что на метеорологию впервые обратили внимание не только ученые, но и государственные деятели. В феврале 1855 года, спустя всего три месяца после шторма в Балаклаве, была создана первая прогностическая карта погоды. Начали создаваться национальные метеорологические службы, а в 1871 году по инициативе руководителя Российской службы академика Г. И. Вильда была учреждена Международная метеорологическая организация (с 1950 года — Всемирная метеорологическая организация — ВМО).

В 1884 году академик М. А. Рыкачев подготовил «Программу по организации метеорологических наблюдений», предусматривающую создание единой инструкции по производству наблюдений для всех станций любого подчинения.

Начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война и интервенция принесли огромный ущерб наблюдательной сети. Прекратили работу 1072 станции на европейской территории России и 461 станция — в Сибири.

новости курган

С самого начала зарождения аэронавтики при полетах использовалась метеорологическая информация, но крайне бессистемно. Но уже в 1914 году, сразу после начала Первой мировой войны, при Генеральном штабе Русской императорской армии было организовано специальное управление по метеорологическому обеспечению полетов военных аэропланов. А в последующие десятилетия с совершенствованием воздушных судов, увеличением скоростей и эшелонов полетов росли требования к метеорологической информации для обеспечения безопасности авиации.

К 1920 году на территории России действовало 673 станции. Именно в это трудное время, еще до окончания гражданской войны, 21 июня 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», подписанный В. И. Лениным. Этот декрет не только узаконил деятельность ГФО как метеорологического центра России, но и предоставил широкие возможности для дальнейшего развития метеорологических исследований.

На июнь 1941 года в Гидрометслужбе СССР функционировало 3947 метеорологических, 190 аэрологических, 240 авиационно‑метеорологических станции, 4463 гидрологических станции и поста. В службе действовало научно-техническое издательство, было создано 4 завода по выпуску гидрометеорологических приборов и ряд других организаций. К этому времени в системе работало около 30 тысяч сотрудников, в том числе более 3,5 тысячи специалистов с высшим и средним специальным образованием.

С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была переведена в состав Красной Армии. Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий Вооруженных Сил в период 1941‑1945 гг. является одной из ярких страниц деятельности службы, внесшей неоценимый вклад в Великую Победу.

новости курган

В октябре 1941 года союзники по только складывающейся антигитлеровской коалиции договорились о поставках из США в СССР значительного количества боевых самолетов. В связи с тем, что доставка северным маршрутом через Мурманск оказалась чрезмерно опасной, а южным маршрутом через Иран — слишком протяженной по времени, было принято решение об организации воздушной трассы, которая соединила бы Аляску и Сибирь (АЛСИБ). Наряду с прочим предстояло организовать надежное метеорологическое обеспечение перелетов по новой трассе. В небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. К созданию системы метеорологического обеспечения перегонки самолётов на бескрайних просторах Сибири были привлечены все возможные ресурсы метеорологической отрасли региона.

На вновь созданных аэродромах АЛСИБа сформировали авиационные метеорологические станции. Воздушная трасса начиналась в американском Форбенксе, что придавало ей статус международной авиалинии. Но она эксплуатировалась советскими экипажами, и большая ее часть проходила по территории СССР. В конце сентября 1942 года по АЛСИБу пошли первые группы самолетов, передаваемых США Советскому Союзу по Ленд-Лизу.

Обо всех трудностях эксплуатации АЛСИБа красноречиво говорит фраза, высказанная американскими летчиками: «… по этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы, либо русские».

В основе системы метеорологического обеспечения лежала сеть наблюдений, осуществлявшихся наблюдательными станциями. Летом 1943 года таких станций было не более 50. На протяжении войны сеть постоянно расширялась и к моменту ее окончания насчитывала уже 82 станции.

Темпы перегонки самолётов по АЛСИБу год от года возрастали. Если в 1942 году советско-германскому фронту было поставлено 114 машин, то в 1943 году уже 2 465, в 1944‑м — 3 029, а за 9 месяцев 1945 года — 2 300 самолётов. Всего по трассе было проведено около 8000 самолётов!

В настоящее время невозможно представить существование человечества без авиации. Деятельность воздушного транспорта отличается наибольшей погодозависимостью из всех отраслей экономики. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), за последние четверть века от 6 до 20 процентов авиационных происшествий произошло из-за неблагоприятных метеоусловий. Поэтому метеорологическое обслуживание гражданской авиации является приоритетным направлением деятельности Росгидромета.

Основными целями метеообеспечения гражданской авиации являются:

новости курган

— содействие повышению уровня безопасности, регулярности и эффективности осуществления полетов воздушных судов;

— улучшение обеспеченности авиационных пользователей своевременной и достоверной метеорологической информацией, отвечающей требованиям Федеральных авиационных правил и рекомендациям ИКАО и ВМО.

В Российской Федерации авиационное метеорологическое обслуживание гражданской авиации осуществляют 249 оперативных подразделений Росгидромета. Количество самолетовылетов, обслуженных авиаметеорологическими подразделениями Росгидромета, составило в 2018 году 1 миллион 147 тысяч. Оправдываемость прогнозов погоды по аэродромам очень высокая и составляет 94 %.

Сейчас проводятся большие работы, направленные на создание единой системы современного многоэтапного прогнозирования, которая усваивает все имеющиеся данные наблюдений (спутниковые, радарные, данные наблюдений с борта воздушных судов, данные наблюдений на аэродромах), комбинирует выходную продукцию моделей численных прогнозов погоды, в том числе для сверхкраткосрочных на 2‑6 часов (наукастинга).

Внедрение вычислительной техники, численных методов анализа и прогноза погоды, автоматизированных систем сбора, обработки, представления и распространения информации в корне преобразовало технологические процессы, развитые и используемые в службе. Функционировали новые первоклассные научно-исследовательские суда, самолеты-лаборатории и др.

С начала 1990‑х годов в ходе экономических и политических реформ финансирование деятельности Росгидромета резко сократилось. Ухудшение коснулось всех компонентов — наблюдательных сетей, систем передачи данных, средств архивации и обработки данных, качества подготавливаемых прогнозов, оценок климата и его изменений, научно-исследовательской базы. Несмотря на эти непростые условия, Росгидромет продолжал выполнять свои функции, сохранив основные технические кадры и специалистов, традиции и самостоятельность организации.

В начале 2000‑х годов в процессе реализации проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» было установлено 2000 автоматизированных метеорологических наблюдательных систем, что способствовало значительному увеличению объёмов собираемой и распространяемой информации, сокращению времени доведения до центров обработки информации.

В целом модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета в рамках двух проектов позволят вывести гидромет-службу страны на ведущие мировые позиции, как это было 25‑30 лет назад.

Главная задача любой гидрометслужбы мира как государственного института является повышение гидрометеорологической безопасности населения и отраслей экономики за счет снижения отрицательных воздействий опасных природных явлений (ураганы, наводнение, засухи, морозы, ливни, град, снегопады и др.). Решению данной задачи способствует реализация федеральных целевых программ по установке допплеровских метеорологических радиолокаторов (ДМРЛ).

Правильное и своевременное использование фактической и прогностической гидрометеорологической информации ежегодно позволяет снизить у нас в стране экономические потери в размере 39 млрд. руб., а главное, сохранить жизни тысячам людей.

Историческая справка

новости курган

26 августа 1939 года открыта авиационная метеорологическая станция (гражданская) аэропорта (АМСГ Курган).

26 августа 2019 года исполнилось 80 лет АМСГ Курган.

Первоначальное месторасположение Курганского аэропорта — это грунтовое поле размером 800х800 м у насыпи железной дороги, примыкавшее с западной части к Ялуторовскому тракту. Здесь же находилась и первая метео-площадка.

Среди первых авиационных синоптиков АМСГ Курган — Булышева Надежда (первый начальник метеостанции), Юрус Мария, Корниенко Анна Павловна.

С началом Великой Отечественной войны Курганский аэропорт переключился на обеспечение перелетов боевых самолетов с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока и перебазирование на фронт тыловых авиачастей ВВС. С продлением воздушной магистрали Москва-Иркутск до поселка Уэлькаль на Чукотке (с 1942 года — воздушная магистраль Москва-Уэлькаль) аэропорт Курган обеспечивал перегонку авиатехники по Ленд-Лизу из США в СССР.

Экипажи воздушных судов обеспечивались необходимой метеоинформацией и документацией (в 1930‑40 гг. — ПС-9, ПС-40, ПС-41, ЛИ-2; 1940‑50 гг. — Ил-12, Ил-14; 1950‑60 гг. — АН-2; 1960‑70 гг. — АН-24, Ил-18, Ан-12; с 1980 г. — все типы ВС).

В 1957 году метеостанция размещена в здании командно-диспетчерского пункта (КДП), в помещениях смежных с аэродромно-диспетчерским пунктом и радиобюро.

В 1987 году принято в эксплуатацию новое здание командно-диспетчерского пункта с размещением в нем комплекса служб управления воздушным движением, базы «ЭРТОС» и АМСГ Курган, где АМСГ находится по настоящее время.

С 1 декабря 2004 года АМСГ Курган входит в состав Уральского метеоагентства. С 1 июня 2011 года АМСГ Курган в составе Уральского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

В состав Уральского филиала также входят АМЦ Кольцово, АМСГ Пермь, АМСГ Челябинск, АМСГ Магнитогорск.

Большой вклад внесли в работу АМСГ Курган ветераны: синоптики — Чубейко Михаил Андреевич, Стрельникова Людмила Николаевна, Титова Нина Сергеевна, Абашин Владимир Николаевич, Собко Лидия Ивановна, Токарева Мария Михайловна, Иванова Галина Федоровна; наблюдатели — Зайцева Павлина Петровна, Бжезовская Нина Кузьминична, Ганцева Галина Ивановна, Гавриш А. А., Киселева Анна Ивановна, Туманова Раиса Поликарповна, Иванова Наталья Дмитриевна, Воронова Валентина Михайловна.

Начальники АМСГ Курган в разные годы: Булышева Надежда — с 1938 по 1946 г.; Баймухаметов Б. Т. — с 1946 по 1953 г.; Сивков В. П. — с 1953 по 1962 г.; Стрельникова Л. Н. — с 1962 по 1985 г.; Матвеева Г. Ф. — с 1985 по 1988 г.; Абашин В. Н. — с 1988 по 2005 г.; Иванова Г. Ф. — с 2006-го по настоящее время.

Сегодня в практике специалистов по метеорологическому обеспечению авиации — технологии численного прогноза, обширная информационная база для оценки текущего состояния атмосферы, автоматизированные методы расчетов метеорологических явлений, международные требования и стандарты, современные телекоммуникации, дистанционное обеспечение органов управления воздушным движением и служб аэропорта, автоматизированные рабочие места, современные приборы и оборудование.

Коллектив АМСГ Курган — это высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, способные решать любые задачи по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *