Воспитать читателя

Учитель русского языка и литературы гимназии № 19 Вера Котикова объясняет, почему важно привести ребенка к книге

— Вера Сергеевна, в международных исследованиях качества чтения российские ученики начальной школы стабильно входят в топ лучших. А учащиеся средней школы даже в двадцатку не попадают. Почему, на ваш взгляд, так получается, что младшеклассники хорошо читают и понимают текст, а переходя в среднее звено, теряют этот навык?

— Я бы не стала обобщать, что все дети хорошо читают в начальной школе и все плохо — в среднем звене. Мне кажется, что очень важно у пятиклассников, которые перешли от одного учителя к педагогам-предметникам, не подавить их интерес к обучению, в частности к чтению. Необходимо именно в этот момент преподавателям поддерживать у ребят желание учиться, узнавать новое, позволять ученику быть собой, высказывать свою точку зрения. Урок не может сводиться к тому, чтобы обсудить вопросы, указанные в конце параграфа. Важно развитие ребенка не затормозить в основной школе, чтобы дальше он мог легче себя реализовать во взрослой жизни.

Главная цель школьного образования — это научить детей любить то, что они делают. Как только человек понимает, что он занимается своим делом, то получает от этого удовольствие. В школьные годы ученики пробуют себя в различных видах деятельности. Они решают задачи, ставят опыты, примеряют на себя роли литературных персонажей, работают в команде над проектами. Поняв, что им нравится и не нравится, они смогут выбрать будущую профессию, дальнейшую линию своего развития.

новости курган

— Сейчас в России известные педагоги говорят, что школьная программа устарела, не соответствует современным требованиям. На ваш взгляд, что нужно изменить в курсе литературы?

— Учебники 6–8-х классов начинаются с изучения произведений древнерусской литературы. Согласитесь, трудно вызвать жгучий интерес к проблемам, которые поднимаются в них. Надо немного повзрослеть, чтобы относиться к памятникам письменности как к историческому и культурному наследию. Конечно, нужно ребят знакомить с древнерусской литературой, но не в 6–7-х классах.

Хотелось бы видеть в школьной программе больше произведений о современных подростках. У старшеклассников возникает большое количество вопросов, а поговорить о них зачастую не с кем. Читая книги, в которых авторы поднимают темы, волнующие современную молодежь, ребята начинают выстраивать с автором диалог, а затем общаться друг с другом на уроке литературы. Ученики вроде обсуждают проблемы вымышленных героев, но по большому счету они говорят о себе.

К сожалению, сейчас школьники в большей мере этого лишены. На уроках они изучают произведения, в которых главные герои — подростки, жившие 60–70 лет назад. Персонажи переживают не те тревоги, проблемы, что волнуют современную молодежь, а своими им поделиться не с кем.

— Писатели в своих произведениях отражают исторические события. Но школьная программа выстроена так, что, например, девятиклассники на уроках литературы изучают произведения начала XIX века, на уроках истории — историю России ХХ века.

— Существует проблема, что курсы не пересекаются. Большое количество времени приходиться тратить на уроке перед изучением трудной темы, чтобы напомнить об исторических событиях. Обращение к истории необходимо, чтобы дальше школьники могли понять смыслы, выстраданные автором, осознать, почему было важно поднять эти проблемы, быть услышанным своими современниками.

Точечные интегрированные уроки не решат проблему, было бы здорово синхронизировать программу. Сейчас поднимаются вопросы об изменении школьной программы, возможно, и будут какие-то подвижки. Пока курсы не син­хронизированы, учителя не смогут у детей выстроить картину мира, которая им необходима, чтобы понимать многие процессы в обществе.

— Школьный курс литературы включает в основном творчество русских писателей, а зарубежных почти нет.

— Учителя не могут рассказать абсолютно обо всем. Моя задача как педагога — научить ребенка понимать, где литература, а где макулатура. Вы же понимаете, что есть и русские, и зарубежные книги, которые были когда-то очень популярны, по их мотивам снимали фильмы, а сейчас о них даже никто и не вспомнит.

Если говорить о школьном курсе литературы, то в шестом классе проходим с учениками творчество Жюля Верна, Марка Твена и Александра Дюма, потому их произведения нужно прочитать в 13 лет — потом будет поздно. Старше­классникам интересна современная зарубежная литература.

— Творчество каких писателей старшеклассникам сложно воспринимать?

— У школьников нет проблем с восприятием произведений школьного курса, у них есть проблема со временем. Современные дети живут в таком цейтноте, когда им надо все успеть: и на репетиции съездить, и к репетитору сходить, и на тренировку успеть, и в конкурсе поучаствовать, и уроки сделать, и в социальных сетях надо посидеть, и видео для «ТикТока» сделать. Подростки не умеют правильно распределять время.

Понимаю, что многие произведения остаются на потом. В программе 11-го класса романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» (16+), Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (16 +) оказываются в марте. А в это время у ребят идет серьезная подготовка к ЕГЭ, что отнимает много сил и времени. Понятно, что им некогда вдумчиво читать эти произведения.

Только остается утешать себя, что после окончания школы, повзрослев, ребята найдут время прочитать главные книги. И основная задача учителя литературы — подготовить читателя, который чувствует, что ему нужно перечитать Толстого, Пушкина, что в их творчестве можно найти ответы на волнующие вопросы. Приятно, когда пишут выпускники, что они наконец-то перечитали Пастернака, Замятина, и делятся своими впечатлениями.

— Когда я училась в школе, мы с одноклассниками зачитывались фантастикой: книги о Гарри Поттере, произведения братьев Стругацких, романы Стивена Кинга. Нам было непонятно, почему на уроках литературы должны читать Гоголя, Достоевского, Толстого, почему нельзя обсуждать современных авторов, которые пишут сейчас. Готовясь к интервью, читая школьную программу по литературе, поняла, что курс заканчивается на 60х годах ХХ века. Говорите ли вы со своим учениками о современной литературе?

— Понятно, что наша жизнь гораздо шире, чем школьная программа. У меня в кабинете стоит несколько книжных шкафов, в которых немало произведений, выходящих за рамки школьного курса литературы. Стараюсь покупать книги современных авторов, «вкусно» о них рассказывать, чтобы дети заинтересовались. Меня радует, что в классе выстраивается очередь за той или другой книгой.

Шестиклассники с удовольствием читают произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, которые пишут о современных подростках, о проблемах, которые волнуют детей. Старшеклассникам нравятся произведения Гузель Яхиной и Евгения Водолазкина.

Но я не питаю иллюзий, что все мои ученики читают, что у них не возникает никаких проблем с чтением программных произведений школьного курса. Особенно это заметно в старших классах: когда идут фундаментальные тексты, ребятам сложно. Я не могу похвастаться тем, что все мои ученики от начала до конца прочитали роман Льва Толстого «Война и мир».

— Вера Сергеевна, какие вам книги рекомендуют прочитать ученики?

— Когда стали выходить первые романы о Гарри Поттере, мне ребята посоветовали прочитать. Немного скептически отнеслась к этой идее, но обещала им, что если будет время, то обязательно прочту. Вернулась домой и рассказываю сыну, а он мне говорит: «Дети же читают то, что ты им задаешь, и ты тоже должна читать то, что советуют ученики». С тех пор я прочитываю все, что рекомендуют ребята.

Когда-то в начале урока литературы я выделяла пять минут, чтобы дети смогли представить понравившуюся им книгу. Надо было видеть их загадочные лица, с которым они ходили по классу, предвкушая, как сейчас всех удивят…

— Я делала интервью с заведующей библиотекой имени Пушкина. Она сказала, что многие родители скептически относятся к современной литературе и к тому, что ребята отказываются от бумажной книги, а читают на гаджетах. Вы за какой формат?

— За любой, лишь бы дети читали. Я ворчу, когда на уроке ученики достают телефон, чтобы прочитать прозаический текст, потому что это большая нагрузка на глаза. Если изучаем лирику, то ребенок вполне может воспользоваться гаджетом, вместо того чтобы нести с собой несколько томов, в этом случае нисколько не возражаю. Мне тоже нравится читать в электронном варианте, правда, не на телефоне, а в электронной книге.

Говорят, у каждого свой путь к храму. Так и к книге у каждого свой путь. Конечно, если семья читающая, в ней есть культ книги, культ совместного чтения, то ребенку будет легче идти на контакт с автором, воспринимать произведение как живой разговор. Но в современном быстро меняющемся мире сложно встретить семью, которая каждый вечер погружена в книги, выключив телевизор и все гаджеты. Мы понимаем, что в наше время люди зависят от многих обстоятельств. Поэтому важно, чтобы ребенок шел к книге вопреки обстоятельствам, которые его окружают.

На лето даю два списка для чтения. В первом перечисляю объемные произведения школьной программы. Всегда помечаю, с чего стоит начать, а что оставить на потом. Второй — для души. В нем я предлагаю детям прочитать книги, которые им могут быть интересны. Помню, однажды девятиклассникам дала только школьную программу. Дети были очень возмущены, почему нет списка для души.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *