-20°CКурган
Вторник, 27 января 2026 г.

27 января 1944 года — День освобождения Ленинграда от фашистской блокады

За годы войны в Зауралье из Ленинграда прибыли около 150 000 человек.
27.01.2026 в 09:38
Автор: Ольга Островских
27 января 1944 года — День освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Две с половиной тысячи километров от нас до Ленинграда (а теперь — уже вновь Санкт-Петербурга). Но блокада города вплотную коснулась и Зауралья.
29 июня 1941 года Курганский горисполком принял Постановление «О предоставлении квартир и обеспечении питанием граждан Советского Союза, прибывающих из районов военных действий».
В первые месяцы войны встала проблема размещения эвакуированного населения, прибывающего на территорию нашего края из Москвы, Ленинграда и других городов. За годы войны в Зауралье прибыли около 150 000 человек.

Два метра на душу

20 000 эвакуированных (население самого Кургана перед войной составляло около 40 000 жителей) приняли на себя Курган и Шадринск. Остальных разместили в районах.
Эвакопункты не справлялись с огромным количеством прибывающих. Не хватало самого необходимого: одежды, полотенец, матрацев, рукомойников. Эвакуированных подселяли в порядке уплотнения в квартиры местных жителей.
Проблема с жильем в Кургане была острой и в довоенное время. Усугубило ситуацию наводнение: весной 1941 года пришла большая вода, случилось одно из самых сильных наводнений за всю историю. Затоплены были вся восточная часть города, поселок Затобольный, нефтебаза, 1 080 домов и большинство предприятий.
Только люди стали потихонечку приводить свои дома в порядок — грянула война. И уже через два месяца начали прибывать эвакуированные. На одного курганца в годы войны приходилось около двух квадратных метров жилой площади.
Воспоминания эвакуированной из Ленинграда Вилены Замышляевой: «Курган переполнен эвакуированными, квартир нет. Нас приютила одна семья, хотя у самих десять детей. Хозяева сами ютились на кухне, а комнату занимала эвакуированная семья. Нам место было у порога кухни. Зимой было очень холодно. Мы спали все на полу с хозяевами вместе, ногами к порогу, который прикрывали тряпьем, чтобы меньше дуло, но порог все равно промерзал, покрываясь снегом, и крепко примораживал наши ноги».

Ленинградская сага

Не все эвакуированные смогли потом вернуться на родину: многим возвращаться было просто некуда.
Тогда, в 1941-м, жили в ленинградской квартире мама Галина, маленькая Тася Фролова и молоденький мамин муж, Саша Сафронов. Любил он падчерицу всей душой. Таисья Михайловна помнит как сейчас: Саша лежит на койке, играет на гитаре и поет, а она на нем прыгает! А когда началась война, провожала папу Сашу. Тот был в гражданской одежде.
«И когда прощался, так меня целовал, так обнимал! И так плакал! И слезы у него текли по щекам. И мама плакала, плакала… А потом Саша сгинул без вести. Где-то под Москвой», — рассказывает с тяжелым вздохом Таисья Михайловна.
В январе 1942 года беременную Галину с маленькой Тасей перевезли через Ладогу. Ехали в нашу Шумиху на поезде. В этом поезде 15 января и родилась младшая сестра Люся. В школу Тася пошла уже в Шумихе. Всю войну мама работала в госпитале для раненых бойцов.
«День Победы помню так хорошо. Я в школе. Солнце! Деревья! Листочки! Мы стояли и все кричали: «Ура! Ура! Ура-а-а!» — вспоминает светлый, радостный момент жизни Таисья Михайловна.
А потом поехали домой, в Ленинград. Но на месте их дома было пусто — разбомбили. Маму с дочками поселили в землянку. На земляном полу — реденькие досочки, вода хлюпает, лягушки кругом квакают. Окошечки маленькие.
«Люся ходила в садик. А на выходной мы ее брали домой, в свою землянку, — вспоминает Таисья Михайловна. — Идем по городу, держим Люсю с обеих сторон за руки. А кругом витрины такие большие, в них — хлеб. А Люся смотрит и повторяет, заглядывая маме в глаза: «Мама, я булочек не хочу! И хлеба не хочу!»
Девчушка боялась, что если просить будет, то ее обратно отведут в детский сад. Так тосковала там. А ножки тонюсенькие, и голова вся в коростах. Волосиков не было. И живот торчит, от голода распухший.
«Я помню свои распухшие руки. Сижу, пишу домашнюю работу на газете (тетрадок-то не было). А из рук сочится кровь, капает на газету», — горестно вздыхает Таисья Михайловна.
А в 1947 году приехали Люсины родственники со стороны папы Саши и забрали истощенную малышку на Урал. Они Люсю и вырастили. А за ними из Ленинграда и мама с Тасей отправились. Не выжить им было тогда в Северной столице. Да и без маленькой Люси — никак.
В Курган Таисья Михайловна приехала уже молодым специалистом, по распределению.
Вот такая блокадная история…

Мертвая квартира

Для меня блокада навсегда связана с рассказом нашего школьного математика Николая Ивановича Архипова. В шумном обычно классе стояла мертвая тишина.
Николай Иванович защищал тогда Ленинград. Отпросился в увольнение — в застывшем от холода и голода городе навестить знакомую семью. Шел не с пустыми руками: в вещмешке лежал хлеб, выделенный из его скудного солдатского пайка.
Взбежал по лестничному пролету. Дверь в просторную, некогда уютную квартиру оказалась открытой. Вся семья была дома. Но они все до одного были мертвы. Застывшие, изможденные — такими и остались в памяти нашего учителя навсегда.
И сегодня надо, необходимо рассказывать детям о войне. Об истории Отечества. И не только в школе. Спросите у своих детей и внуков, что знают они о блокаде Ленинграда. Ответят ли? Не запутаются в датах и войнах? Еще раз вместе всмотритесь, вслушайтесь в блокадные цифры, в чужие-родные судьбы.
Давайте просто вспомним. Вспомним все.
В материале использованы записи Татьяны Васильевой.

Для оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1 500 громкоговорителей.
Сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. Действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе.
Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли биением сердца Ленинграда.

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки – 32,1 °C. Средняя температура месяца составляла – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей.
В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно.
Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стали печки-буржуйка. В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам. Авиация совершала по несколько налетов в день — в начале и в конце рабочего дня.
Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 000 снарядов, сброшено больше 107 000 зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 000 зданий, повреждено больше 7 000. Около тысячи предприятий было выведено из строя.
Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 000 дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 000 огневых точек, возвели на улицах 35 км баррикад и противотанковых препятствий.

Для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия, из Ярославля в только что освобожденный город прибыли четыре вагона дымчатых кошек — именно они считались лучшими крысоловами.
За ними сразу же выстроилась длинная очередь. Город был спасен: крысы исчезли. Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.

Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня.
В сентябре 1941 года в окруженном городе оказались 2 миллиона 887 тысяч жителей.
В ходе эвакуации 1941–1943 годов из Ленинграда вывезли до миллиона человек.
По приблизительным подсчетам, погибли от голода и обстрелов от 800 000 до полутора миллионов человек.
Гитлер заявлял: «Санкт-Петербург должен быть стерт с лица земли»
8 сентября 1941 года. Немецкие войска достигли берегов Ладожского озера. Кольцо окружения вокруг Ленинграда замкнулось.
12 сентября. Самый большой продовольственный склад в Ленинграде — Бадаевский — уничтожен пожаром. Другая версия — это произошло в результате немецкой бомбардировки.
19 сентября. Немецкие войска остановились в 10 км от Ленинграда. Жители города участвуют в боях на передовой.
22 сентября. Гитлер объявляет: «Мы не заинтересованы в сохранении жизни мирного населения».
8 ноября. Гитлер подчеркивает в своей речи в Мюнхене: «Ленинград должен умереть голодной смертью».
21 ноября. В Ленинграде отключено электричество в жилых домах.
6 декабря. В Ленинграде вышел из строя водопровод. Прекратилось теплоснабжение жилых домов.
23 сентября. В Ленинград начало поступать электричество с Волховской ГЭС по «кабелю жизни», проложенному по дну Ладоги.
12–30 января 1943 года. Операция «Искра» принесла долгожданный результат — открылся коридор между городом и побережьем Ладожского озера.
5 февраля. Вступила в строй Дорога Победы — 33-километровая железнодорожная линия, связавшая Ленинград с «Большой землей».
7 февраля. В блокадный Ленинград прибыл первый поезд с «Большой земли».
27 января 1944 года. Снята блокада Ленинграда. Немецкие войска отброшены на 60–100 км от города.
В Ленинграде в честь этого события прогремел салют. Все другие салюты во время войны были только в Москве.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.