-34°CКурган
Среда, 14 января 2026 г.

Владимир Иванович Шевцов рассказывает о своих поездках в Индию и Бангладеш 

О велорикшах и свадьбе по-индийски
28.09.25
Владимир Иванович Шевцов рассказывает о своих поездках в Индию и Бангладеш 

Мне в жизни повезло. За время своей работы я побывал в 65 странах, дальних и близких, богатых и бедных. За это время накопилось множество впечатлений и наблюдений о жизни «у них».

Хочу поделиться своими зарисовками о поездках в страны Юго-восточной Азии – в Бангладеш и Индию. Если кто вдруг не помнит: Бангладеш – это бывший западный  Пакистан и бывшая колония Англии.  Когда развернулось праведное движение освобождения от колониального ига, тогда и   появилось новое государство – Бангладеш.

Индия и Бангладеш примерно одинаковы по укладу жизни, но отличаются по религиозным предпочтениям. Индия относится к буддистской вере, Бангладеш – к мусульманской. И обе страны, как говорится, «страны контрастов». Здесь соседствуют (и уживаются) люди сверхобеспеченные и крайне нищие, проживающие в трущобах.

Броуновское дорожное движение

Самое первое сильное впечатление по приезду: теснота. Обилие  на улицах автомобилей, мотоциклов, авто- и велорикш. И пешеходов. Складывается впечатление, что тысячи людей вмиг выплеснулись на улицы. Картина дополняется наличием животных – коров, собак (в некоторых городах еще и ослов) и другой живности.  Выходя на улицу, попадаешь в такую какофонию. Все одновременно гудят, мычат, лают!

Разговаривать на улице из-за шума просто невозможно. Беспрерывное мельтешение. Кое-где отсутствуют тротуары, и люди совершают прямо таки броуновское движение – ловко уворачиваются от надвигающегося транспорта, в то же время упорно прокладывая свой маршрут.

Мало где на белом свете решены транспортные проблемы.  Но в европейских странах движение все же регулируемое, звуковые сигналы запрещены. В этих же странах все на уровне собственного сознания (или бессознательного). Звуковые сигналы подаются бесконечно.

Я спрашиваю водителя:
— Зачем ты непрерывно сигналишь? Тебе нравится этот звук?

 Он объясняет:
— Вот впереди меня мотоциклист или велорикша. Я начну его обгонять, а он свернет в мою сторону. Возможна авария!

На любом участке шустрые пешеходы переходят и перебегают улицу в любом направлении. Поэтому водителям транспортных средств необходимо быть начеку.

Раньше, лет 20 назад, в этих странах существовали рикши – люди занимавшиеся перевозкой пассажиров на обычных тележках. Но (по предложению Всемирной организации здравоохранения) этот вид эксплуатации человеческого труда был запрещен (но я еще успел на своем веку «поэксплуатироват»ь – прокатился).

На смену пришли велорикши. Этот трехколесный велосипед с  кибиткой на два человека, в которую нередко садятся и по пять пассажиров.

Небоскребы и трущобы

Как врач, не могу не сказать о санитарном состоянии городов. В столицах этих стран – Дели и Дхаке есть уголки, которые близки к европейскому стандарту. Здесь располагаются административные органы, резиденция президента, правительство, тут же находятся основные  посольства. Но вот закончились правительственные кварталы, и взору открывается  совершенно другая картина.

Мы порой сетуем, что наш Курган грязноват. Но представители этих азиатских стран в гостях у нас говорят, что Курган (наряду с Москвой и Санкт-Петербургом) — очень чистый город! По нему приятно совершать пешеходные прогулки.

Если говорить о проживании индусов и бангладешцев, то здесь можно выделить несколько уровней обеспеченности.

Лет десять назад я был гостем у внучки Джавахарлала Неру. Он был один из самых видных политических деятелей мира, лидер индийского национально-освободительного движения.

Проживает внучка в отдельном четырехэтажном доме. Прислуга, ухоженность околодомовой территории.  Идеальная чистота в самом доме.

Бывал я в гостях у профессоров и врачей. Это — средний класс по обеспеченности. Проживают они в хороших апартаментах — многокомнатных квартирах. Многие имеют собственные дома как в городе, так и в пригородах, типа наших дач. Единственное отличие в этих странах: под личные застройки отводится земли столько, сколько пожелает владелец. И это при условии очень плотного заселения. На этих «дачах» работает прислуга.

Но резким контрастом по соседству с современными многоэтажками выглядят трущобы. Целые городские кварталы. Или тянутся вдоль улицы.  Не увидев их своими глазами, невозможно даже представить себе жизнь в этих лачугах!

Сооружение из воткнутых в землю деревянных кольев, на которые наброшена ткань типа брезента, всякое тряпье, чтобы хоть как-то уберечься от холода и  ветра. Площадь этого «сооружения» обычно 3-4 квадратных метра. Жители  трущоб не знают ни телевизора, ни радио, не имеют электрического света.

Пищу готовят на кострах. Зимой, когда разжигается костер, около него собирается вся семья.

Но вот что удивительно. Несмотря на низкую температуру (около +5), малолетние дети бегают босиком, в какой–то рубашке или куртке. Здесь нет горячей воды, они не купаются, о чем свидетельствуют всклокоченные и слипшиеся волосы на головах…

И вот какова их дальнейшая судьба? Родители живут в беспросветной нищете, будущее этих детей — такое же. Им никогда не выбраться из этого, не получить образование.

На что они живут? Как правило, что-нибудь мастерят из кожуры растений, изготавливают корзины, какие-то тумбочки, цветы разной формы. Кто-то мастерит детскую одежду. Тут же и продают.

Я хотя и живу там в совершенно нормальных гостиничных номерах, но элемент экзотики все же присутствует. Возвращаясь вечером в номер, я заставал на потолке каких-то тритонов-ящериц. 

Откушай из моей тележки!

Точки питания просто изобилуют. Каждая – это тележка на двух или четырех велосипедных колесах. На них установлен ящик, где, видимо, хранятся продукты. И вот продавец радушно угощает лепешками, какими-то сладостями, кофе. Моются ли стаканы после выпитого кофейка? Трудно сказать! Воды обычно и не видно.

Питание жителей Юго-восточной Азии достаточно однообразно. Рис — обязательное блюдо. Плюс продукты растительного происхождения. В зависимости от финансового состояния, иногда возможно мясо курицы или рыба.

Чай и кофе пить во время приема пищи не принято. Вот мы в России постоянно пьем индийский чай. Удивительно, но на родине он не имеет такой популярности.

Едят тут обычно руками. Это общепринято, независимо от социального положения.

Я был приглашен на свадьбу к профессору, у которого женился сын. На свадьбу было приглашено 1000(!) человек. Начало свадьбы — 9 вечера.

Но пришли гости, покушали, внесли в кассу деньги по списку, и через два часа  свадьба… закончилась. Это вам не в индийском кино, где танцуют-пляшут нон-стоп. В общем, выступлений с пожеланиями молодым, танцев, песен, спиртного — ничего не было.

Я сидел за столом в числе десяти особо уважаемых человек. Со мною рядом ректор университета, экс-директор, действующий директор научно-исследовательского института травматологии и реабилитации и так далее. Как видите, публика непростая. Но все ели руками! Отрывается кусок лепешки, в неё заворачивается пища и затем суется в рот. Мне, кстати,  дали ложку. Понимают!

Вообще следует сказать, что индусы очень неприхотливы и непосредственны. Вот, например, подать стакан с водой. Мы берем обычно стакан  снаружи, ближе к основанию. Они же берут сверху за его края или (если стакан свободен) запускают пальцы внутрь. Я несколько раз просил помыть стаканы после такой подачи.  Стаканы мылись, но подавались вновь таким же образом!

…Турист Шевцов – стреляный воробей, поэтому знаю, что при поездках в такие страны как Индия, Бангладеш, Пакистан обязательно нужно иметь с собой аптечку с медикаментами против диареи. В этот раз меня пронесло. В том смысле, что, к счастью, не понадобилась аптечка.

В Индии я был примерно раз 20 в разных регионах. В этот раз я прибыл в город Горакхпур. Это глубинка Индии, небольшой по местным масштабам город, где проживает «всего» полтора миллиона человек. Всё что я описывал выше – «срисовано»  с данного города, но это типично для всех местных городов.

Посетив такие страны, невольно приходишь к заключению: мы живем в благополучной стране. Как бы там ни было, но в России поддерживается санитарная культура, все мы живем «под крышей дома своего». У наших детей есть будущее. Только не ленись!

Владимир Иванович Шевцов.
С 1992 г. по 2009 г. — генеральный директор РНЦ «ВТО».
В.И. Шевцов — доктор медицинских наук, член-корреспондент Российской Академии медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Фото автора.

Подготовила Ольга Островских

Теги:

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.