«Наша задача — коммунальный комфорт курганцев»

IMG_3029

Гендиректор ОАО «Водный союз» Борис Кошмар рассказывает о работе компании и её перспективах

Многие десятилетия водоснабжением и водоотведением на территории всего города занимался «Курганводоканал». Но накопившийся за годы износ сетей требовал качественно нового подхода к развитию коммунальной инфраструктуры. Поэтому по инициативе городской Думы и администрации Кургана два года назад было проведено акционирование предприятия, и в отрасль пришёл инвестор — ОАО «Водный союз».

— Борис Алексеевич, для начала расскажите о техническом и кадровом потенциале вашей компании.

— В состав компании входят предприятия коммунальной сферы городов Кургана, Куртамыша и поселка Варгаши. У нас работают 1379 специалистов. Зона нашей ответственности — обслуживание 629 километров сетей водопровода, 404 километров канализационных сетей, 324 водоразборных колонок, 151 насосной станции, 3 комплексов очистных сооружений водопровода, 5 комплексов очистных сооружений канализации.

— Что уже удалось сделать и каковы перспективы?

— В прошлом году совместно с администрацией Кургана мы стали планировать свою работу в соответствии с ремонтом дорожного покрытия основных магистралей города. Начали с улицы К. Маркса. На ней — огромное количество подземных коммуникаций. В прошлом году мы поменяли трубы. Уверен, что работа выполнена надежно и нам не придется возвращаться к ремонту коммуникаций на этой улице много лет.

Зная о реконструкции улицы Куйбышева, на этот год мы составили планы таким образом, чтобы поменять все подземные коммуникации здесь. А их еще больше, и капитальный ремонт требует значительных денежных средств. Мы сумели найти инвестиции на этот ремонт, как и на ремонтные работы в других микрорайонах Кургана. В рамках инвестиционной программы в коммунальную инфраструктуру города будет вложено 150 миллионов рублей.

Ремонтные работы начали в мае: меняем магистральные трубы, придомовые сети. Все коммуникации меняем на полиэтиленовые, срок службы которых (по гарантии завода-производителя) около 50 лет. Заменим и канализационный коллектор.

Сложность состоит в том, что мы не можем коллектор отключить — прием стоков с домов ведется круглосуточно. Поэтому для ремонта был выбран современный метод — санация. Отключается отрезок канализационной системы, устанавливается перекачивающая станция. Старый железобетонный коллектор основательно чистится изнутри. На некоторых участках коллектор использовался на треть своей мощности из-за отложений песка, щебня или попавших предметов.

После очистки внутри бетонных труб устанавливается полиэтиленовая труба.
Аналогично ремонтируются подводящие сети, и в этой части работы выполнены уже на 60 процентов. В этом случае металлические коммуникации основательно очищаются, потом поочередно в каждый заводится эластичный рукав из полимера, который изнутри расширяется и отвердевает. В конце работы на участке трубы внутрь запускается видеокамера. Визуальное обследование обязательно — мы должны убедиться, что все сделано надежно.

— Как управляетесь с трубами большого диаметра?

— На участке от улицы Половинской до Новой, где коллектор достигает диаметра 1200 миллиметров, ремонт канализационного коллектора проводится другим методом. Перед началом работ по санации подрядчики проведут очистку коллектора при помощи промывки под высоким давлением. Дальше будет использована немецкая спирально-навивочная технология, которая предполагает формирование в изношенной железобетонной системе основной трубы из полиэтилена высокой прочности. Техническое преимущество санации состоит в уходе от выполнения масштабных земляных работ, в данном случае нет необходимости демонтажа старой линии, к тому же работа системы не останавливается.

— Когда планируется окончание ремонта улицы Куйбышева?

— Мы выполним свою часть работ к осени. Будем открывать движение поэтапно, от перекрестка до перекрестка. Дальше работа дорожных служб. Думаю, что к началу зимы полотно будет восстановлено по временной схеме, а его реконструкция произойдет в следующем году.

— В этом году вы работаете еще и в Заозёрном жилом массиве.

— Канализационные сооружения в Заозёрном были построены в 70-е годы, к тому же он был рассчитан на определенный объем потребления. Коллектор справлялся со своей задачей долгие годы, но с развитием микрорайонов стал работать взахлеб. А ведь труба собирает стоки, начиная с домов 1-го и 2-го микрорайонов, далее идет по третьему к одиннадцатому. Из-за ограниченного финансирования тогда еще «Курганводоканала» вопроса о его замене даже не стояло. Мы пытались ремонтировать участками, но в болотистой местности подъезд затруднен, и чтобы устранить даже небольшую утечку, приходится отсыпать дорогу. Сейчас восстановлением работы коллектора занимается подрядчик застройщика «СМУ КПД». Работы по модернизации идут, правда, не так быстро, как хотелось бы. Здесь также применяется метод санации.

— Для Заозёрного жилмассива характерно поквартальное строительство. Как вы сотрудничаете с застройщиками, чтобы обеспечить коммуникациями новые кварталы?

— Мы работаем по проекту «Новый город». Финансирование идет по государственной программе. В этом году закончили строительство водопроводов и систем канализации большого диаметра. Сейчас мы оформляем документы на сдачу этих коммуникаций. Ну а строители заложили фундамент первого дома.
Но это не все. Очевидно, что строящиеся поселки «Снегири», «Новый город», 4-й и 7-й микрорайоны потребуют увеличения объемов водоснабжения. Мы планируем модернизировать и повысить мощность насосных станций водопровода и канализации. Сейчас работы находятся на стадии проектирования.

— Насколько надежно снабжение города водой?

— Город Курган питается от водовода очистных сооружений. Трубопровод выходит с Арбинки, проходит по дну реки Тобол и далее — к потребителям.    И серьезная проблема у нас одна: когда-то были построены две трубы для обеспечения бесперебойного водоснабжения Кургана, однако в ходе эксплуатации одна из них вышла из строя. Город был подключен ко второй. И с тех пор ремонт систем ни разу не проводился. При малейшей аварии на действующем водоводе приходится останавливать очистные сооружения и, соответственно, весь город. В 80-е годы руководство Кургана приняло решение проложить резервную трубу, для этого даже построили эстакаду в районе поселка ТЭЦ, но эта задумка не была реализована, поскольку не хватило средств.

Пару лет назад, после нескольких аварийных остановок, мы поставили перед собой задачу — восстановить подводный участок трубы-дюкера. Провели конкурс. Победителями стали специалисты из Казани. Работы начались в прошлом году. В августе, в период плановой остановки Арбинки на одни сутки, мы подключим обновленный участок. Это обеспечит надежность водоснабжения города. После перехода на новую линию мы обследуем ту магистраль, которая работает сейчас, и примем решение, как поступать дальше: вести водовод поверху или проводить ее санацию.

— Знаю, что вы, Борис Алексеевич, сторонник новых технологий по очистке водопроводной воды.

— Около 20 процентов воды поступает в город через очистные сооружения водопровода центра города (бывший Продольный водопровод). Применение новых технологий начали отсюда. Работы были выполнены в прошлом году и закончены уже поздней осенью. На водозаборном сооружении мы решили использовать очистку диоксидом хлора, который улетучивается в разы быстрее, чем жидкий хлор. Осталось автоматизировать насосные станции. К тому же устранили проблему хранения в центре резервуаров с опасным веществом (жидким хлором). Рассматриваем введение этой системы на Арбинских очистных сооружениях.

— Возможно ли уменьшить количество аварий на водопроводе?

— На предприятии постоянно работают семь ремонтных бригад, которые и занимаются их устранением. Разумеется, после ремонта и реконструкции порывов становится меньше. Но количество изношенных систем еще достаточно. Мы бы хотели провести замену всех труб, и это — вопрос    будущего. Необходимо создавать новые бригады, увеличивать закупки материалов. Мы к этому идем.
Многое сделано уже в этом году. Одна из важнейших проблем, которые мы пытаемся решить, — это устранение потерь воды. Варгашинская линия — самая старая и изношенная, она построена в сороковые годы прошлого века. Отсюда запитаны шесть микрорайонов — Смолино, Лесной, Придорожный, Керамзитный, Затобольный, Глинки и Утяк. Только в 2014 году «Водный союз» заменил 1000 метров аварийного водопровода, проходящего по болотистой местности. Чтобы сократить время перекладки, ремонтные бригады работали в две смены. Новые коммуникации проложили от шоссе Тюнина до моста на Керамзитный. Обеспечение водой населения в этих микрорайонах стало более надежным.

— Насколько полно оплачивают услуги по водоснабжению и водоотведению население и предприятия города?

— Сопоставление цифр дает основание полагать, что город потребляет довольно много неучтенной воды. Судите сами. Согласно приборам учета, в квартиры ежемесячно приходит приблизительно 1,5 миллиона тонн воды, а очистные сооружения канализации перерабатывают 2 миллиона тонн. Кроме того, значительные объемы воды теряются при использовании летних водопроводов для полива огородов. Несанкционированное водопотребление наносит не только экономический удар по компании, но и существенно влияет на параметры общегородской водопроводной сети.

Новшеством этого года стала акция «Сознательный гражданин», в рамках которой компанией предложено всем желающим узаконить свои подключения без начисления штрафов. Такой возможностью воспользовались 20 абонентов. В рамках акции принимается достоверная информация о фактах неучтенных водопроводов, воздействиях на приборы учета или иных способах бездоговорного пользования питьевой водой. При ее подтверждении заявителю выплачивается вознаграждение от 5 до 20 тысяч рублей.

— Чего ждать горожанам от «Водного союза» в следующие годы?

— В наших планах продолжать масштабные ремонты, модернизацию насосных станций и оборудования, перевод систем в автоматический режим. Зная о проблемах дорожного покрытия некоторых улиц города, рассматриваем вопросы о финансировании и проведении ремонта коммуникаций. Например, по улице Коли Мяготина. Будем вести направленную работу по внедрению новых технологий при очистке питьевой воды и стоков. Также продолжим менять изношенные разводящие сети для обеспечения бесперебойного водоснабжения горожан.

  1. Евгений

    Этот г-н Кошмар, оставил сегодня с утра без воды дома по Карла Маркса. Они видите ли задвижку меняют, а предупреждать об этом как бы и не надо!
    Совок ругаем, а до сих пор в нем живем…

  2. Надежда

    Уважаемый Борис Кошмар! Когда дадите горячую воду в Центре города?

    1. Солнце

      Надежда, он только за холодную воду отвечает. Горячая — это «Тепловые сети»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *