Русская «звучащая икона»

Новости Курган

Так в нашем Отечестве называют колокола

Милый и близкий нашему сердцу церковный колокольный звон, сколь таинственный и загадочный, столь и ясный, понятный каждому из нас. Церковный колокол сопровождал русского человека от рождения до смерти, был с ним в радости и горе. В православной традиции колокол называют «звучащей иконой», приближающей человека к Богу.

Откуда взялись колокола? Ответить на этот вопрос непросто. Очень давно, несколько тысячелетий тому назад, в разных пространствах планеты (например, на территории современного южного Ирана, в Месопотамии, Египте, а также Древнем Китае) был открыт (кстати, совершенно непонятно, каким образом) удивительный сплав самородных металлов меди и олова. Чудесным образом 20-процентный раствор олова в меди показал такие замечательные акустические свойства, что позднейшая наука так и не смогла предложить что-либо подобное. Это и был состав колокольной бронзы, который не изменился до наших дней, одна из тайн, дарованных человеку Господом.

Новости Курган

В 2010 году на площадке строящегося Богоявленского храма состоялась торжественная церемония освящения шести новых колоколов.

Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание связывает с именем святителя Павлина (353-431 гг.), епископа итальянского города Нола, что в провинции Кампанья. Отсюда раннее, но сохранившееся до сих пор название церковного колокола — кампан. Во сне епископу явились ангелы с колокольчиками, издававшими дивные звуки. А походили они на полевые цветы-колокольчики, что и подсказало форму церковных колоколов. С середины Х века колокола повсеместно появляются на христианском Западе.

Считается установленным, что в России колокола появились из Западной Европы. Какими путями и способами — неизвестно, но первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится уже к ХI веку. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в 1194 году. В начале ХII века в Киеве были свои литейные мастерские. Древнейшие русские колокола лились небольшими, были совершенно гладкими, не имели надписей. Во время татаро‑монгольского нашествия колокольное дело в Древней Руси, не успев развиться, угасло.

курган новости

В 2015 году в Кургане впервые состоялся концерт колокольного звона.

В ХIV веке литейное дело постепенно возобновляется, центр его перемещается в северо-восточную Русь — колокола начинают лить в Москве. Были они невелики, по весу не превышали несколько пудов. Эпохой в истории колокольного дела в России стала 2-я половина ХV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти, который устроил пушечный двор, где лились колокола и пушки. При Иване Грозном и его сыне Федоре колокола изготовлялись уже в достаточно большом количестве не только для Москвы, но и для других городов России. Мастером Немчиновым был отлит колокол весом в 1000 пудов. В ХVI веке в Москве, по оценкам современников, было до 5000 колоколов. Лились колокола и при Борисе Годунове. О том, какую высокую роль играли церковные колокола в эту эпоху, свидетельствует следующий исторический факт. Колокол, возвестивший набатом о гибели в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия, был, по воле Бориса Годунова, публично предан гражданской казни — лишен «уха» (с помощью которого колокол крепится на звоннице) и «языка», благодаря которому и производится колокольный звон. А сам колокол был сослан в Тобольск и возвращен в Углич только в 1891 году.

Новости Курган

В Кургане побывали колокола, отлитые для Собора Рождества Христова в Южно-Сахалинске.

В ХVII веке, преодолев Смутное время, вместе с Россией развивается и крепнет колокольное дело. Иностранные мастера уже не приглашаются. Им остается только восхищаться невиданными для Европы размерами русских колоколов. В 1622 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов.

В ХIХ веке колокольное дело в России развивается. Так, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были отлиты 11 колоколов, причем из старых сибирских «пятаков», коих из царской казны на эти цели было отпущено 65 тонн. Для храма Христа Спасителя, который строился на народные деньги, было отлито 14 колоколов. Самый большой — «Торжественный» — весил 1654 пуда. К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которые отливали 100-120 тысяч пудов церковных колоколов. Во всем мире Россию по праву считали крупнейшей колокольной державой.

После революции, к началу 30‑х годов, колокола в России замолчали. Огромное их количество было уничтожено, часть продана за границу, например колокола Данилова монастыря в Москве, которые оказались в Гарвардском университете США, а сейчас возвращены на родину. Молчание колоколов длилось до 1946 года, когда был разрешен колокольный звон в Свято-Троицкой лавре. Но подлинное возрождение началось только в 80‑е годы прошлого столетия. А в 1991 году в Каменске-Уральском «Товарищество Пятков и Ко» отливает первые колокола для новой России.

Новости Курган

Каменск-Уральский называют колокольной столицей России. Подготовка колокола к отливке.

Каменск-Уральский называют колокольной столицей России. Здесь возродили отечественные традиции колокололитейного дела. Уральские колокола, известные безукоризненным качеством, установлены на звонницах храма Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, храмах Великого Новгорода, Ярославля, Екатеринбурга и многих других городов и селений России. Большинство колоколов зауральских храмов отлито в Каменске-Уральском.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *