В плену материнской любви

В Курганском театре драмы поставили спектакль о хрупкости отношений между близкими людьми — «Стеклянный зверинец» (16+)

Самые страшные трагедии происходят в детстве: когда бытово, буднично ломается жизнь будущего взрослого человека. Ведь в мире ребенка каждое неловкое слово может безвозвратно ранить, отозваться глухим эхом через многие года, непонимание матери отнять веру в себя, контроль и тирания взрослых взрастить невиданные комплексы…

И вроде бы родители желали только лучшего для своего чада, так почему же их благие намерения выстилают дорогу в личный ад их любимого дитяти?

О вечной теме отцов и детей остро и жестко написал свою почти автобиографичную пьесу знаменитый американский драматург Теннеси Уильямс. Именно «Стеклянный зверинец» принес ему самый важный и оглушительный успех. И хотя первая постановка состоялась в Чикаго в далеком 1944 году, сложная тема непростых взаимоотношений в семье во все времена остается для многих болезненно-нерешенной и будоражащей умы.

Вот и Курганский театр драмы обращается к пьесе уже в третий раз. Сегодня поразмыслить над семейной драмой решился режиссер Егор Гришин, известный как сторонник традиционного психологического театра, а не приверженец авангардных решений. Из визуальных средств на камерной сцене – только цинковые ведра, скамейки, условная дверь (в пустоту или в сверкающий волшебный мир?), балкон до суровая кухонка со скромной меблировкой из неказистого стола со стульями. Художник-постановщик Елена Волкова остановила выбор на нарочито аскетичных декорациях для того, чтобы в центре внимания остались характеры, эмоции героев, нерв действия.

— Самое важное выразительное средство – это артист, его нутро, а всё остальное только помогает раскрыть происходящее на сцене, — уверен режиссер. И его постановка – лучшее тому доказательство. В центре четыре персонажа, но их внутренняя жизнь и сложность взаимоотношений намагничивают атмосферу, иногда делая ее легкой, романтичной, радостной, и даже гротесковой, в другие моменты — гнетущей и нервной.

Аманда Вингфилд (Любовь Савина) – женщина с неудавшейся личной жизнью: ее с дочерью-калекой и мечтательным сыном без средств к существованию когда-то бросил муж, оставив открытку с двумя словами — «Привет… Пока!». Эти крупно выписанные на скамейках слова стали вечным проклятием ее жизни и мотивом к «осчастливливанию» своих детей. По большей части насильственному. Каждый день мать заставляет взрослых Лауру (Елизавета Костина) и Тома (Михаил Байкалов) улыбаться, правильно пережевывать пищу, делать карьеру и всегда-всегда ходить по струнке. Ее назидания, столь же несмолкающие и нервирующие, как стук капель о дно цинкового ведра, сводят с ума, раздражают и гонят Тома вдаль от дома, а кроткую и застенчивую Лауру все больше загоняют внутрь себя.

Но энергичная и инфантильная в своем эгоизме мать не желает замечать, сколь несчастны ее дети от предпринимаемых ею попыток сделать их счастливыми. Сын ненавидит свою работу в обувном магазине, мечтая о морских путешествиях, замкнутая Лаура наяву грезит о волшебных мирах и любви, проводя все свое время за прослушиванием пластинок и разглядыванием коллекции стеклянных зверушек.

Когда мать решает устроить личную жизнь своей оторванной от реального мира дочери, она требует решительных действий от своего сына. Цепляясь за него, падая, ползая – все средства хороши, чтобы ее волю выполнили и привели в дом подходящего жениха. Нелепая в своих стараниях мать сама одевается ярко, как юная невеста, входя во вкус своей игры и заранее предвкушая победу.

И вот в доме появляется визитер – милый парень Джим (Никита Мезенцев), первая любовь Лауры. Он единственный смог разбудить в ней чувства, приподнял в сказочном вальсе над рутиной будней, впервые отвлек от выдуманного мира и стеклянного зверинца. Только сказка длилась недолго, и рог уникального единорога оказался разбит одним неловким движением, как и хрупкая мечта о любви очарованной девушки.

Очень убедителен герой Никиты Мезенцева – он легок, приятен, открыт и честен. Сложнее приходится Елизавете Костиной: ей досталась роль невероятно требовательная – в молчании, одним взглядом нужно передать такую мощь трагедии, что и опытной актрисе не сразу удается. Но для актерского роста Лаура — благодатнейший материал. Как и роль Тома — противоречивая, метущаяся натура, тяжелый и уставший человек, свободолюбивый и взрывной максималист.

И всё же создается ощущение, что главная роль здесь у Любови Савиной. В постановке чувствуется особое отношение к героине и автора, и режиссера: Аманды в спектакле много – она суетлива, подвижна, назидательна, комична до фарса. Она постоянно находится в возбуждённом состоянии, слышит только себя и другая точка зрения её не интересует. За героиней Савиной очень интересно наблюдать, порой она вызывает сочувствие и жалость, симпатию и улыбку (до чего нелепо ее хвастовство 17-ю поклонниками в прошлом!), в другие мгновения – раздражение.

— Такого большого масштаба роли у меня давно не было, — рассказывает Любовь Ивановна. — Мать – заложница того, что ее бросил муж, и она не сумела с этим справиться, её всё время заносит в сторону гиперлюбви и заботы. Ее безумная любовь и страх за детей оборачиваются полной катастрофой и для них, и для нее. Она перегибает палку, но и дети тоже. В любом случае любовь не должна быть слепа, каким бы ни был страшным и опасным окружающий мир, ведь действие происходит в Америке в 30-е годы между самыми жуткими войнами. Хочется, чтобы зрителя это взволновало и остановило, чтобы он мог прийти домой и посмотреть по-иному на своих детей, услышать их и понять.

Посмотреть семейную драму «Стеклянный зверинец» (16+) и сделать собственные выводы из нее можно 17 и 23 мая.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: