Мастер художественной резьбы по дереву ведет «Серьезный разговор» с людьми через свои творения

новости курган

Выставка Василия Стародумова приурочена к 30-летию со дня начала творческой деятельности

«Серьезный разговор» – так называется персональная выставка художника Василия Стародумова, искуснейшего мастера художественной резьбы по дереву, открывающаяся завтра, 12 сентября, в 16 часов в областном культурно-выставочном центре.

От теплого материала деревянных панно исходит свет природной, живой красоты, сюжеты, с ювелирной точностью и большой любовью вырезанные автором, заставляют задуматься о высоком – о Боге, о смысле человеческих исканий, о месте человека в истории страны. Подольше постоять перед ликами святых этой резной иконописи, и ты ощущаешь себя словно в храме – светлым и чистым душой.

новости курганДля художника тайна искусства так же священна, как покрытая вечной туманной завесой тайна мироздания. Он и сам не знает, словами поэта, «из какого сора растут его стихи», картины, панно… Но в одном уверен скульптор по дереву: «Любая тема произведения дается Богом, все мы инструменты Бога».

Выставка приурочена к 30-летию со дня начала творческой деятельности мастера, хотя свой путь Василий Скородумов выбрал не сразу, несмотря на то, что судьба с детства начала подавать ему знаки.

«Ярко выраженные способности к изобразительному искусству у меня были с малолетства, но социальная среда, в которой я рос, была далека от него, — рассказывает Василий Николаевич. — Мне казалось, что есть более важные профессии, я с самого раннего детства мечтал стать офицером. Отчасти так и сложилось, сейчас работаю сотрудником Курганского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта ЮУЖД. Но судьба постоянно давала мне подсказки. Вспоминаю, как в руки мне, мальчишке, попала книга «Сказки Востока», одна из них была посвящена работе мастеров, взаимоотношениям зрелого мастера и мальчика-подмастерья. Меня эта сказка поразила, запала в душу. Мой отец был замечательным столяром-краснодеревщиком. Когда он спросил меня в десятом классе: «Кем ты хочешь быть?», почему-то из глубины души у меня вырвалось: «Хочу быть резчиком по дереву!». Отец тогда сделал мне самодельные резцы, они были страшным дефицитом».

После службы в армии молодой человек стал студентом исторического факультета Курганского педагогического института. Три года проучился и понял, что это не его призвание, хотя любовь и огромный интерес к истории остались на всю жизнь, помогают в выборе тем для резных работ. Василий перевелся в родной Магниторск на кафедру декоративно-прикладного искусства. Тогда и началась активная выставочная жизнь мастера.

«Темы произведений просто так не даются, они приходят. Здесь и заложена тайна. Может, это связано со сферами деятельности человека, которые мне интересны. У каждого свое предназначение – у кого-то детей воспитывать, у кого-то сталь варить, у кого-то доски строгать. А сама эта детализация – божественная тайна, которую человеку, думаю, не нужно разгадывать, потому что это одна из причин, почему Господь изгнал Адама и Еву из рая: он же понимал, что они вкусят и второе яблоко с Древа жизни. А оно про суть и понимание всего мироздания», — с улыбкой добавляет Василий Николаевич.

Самыми важными для себя художник считает три темы – духовно-православную, историческую и тему, связанную с искусством, музыкой, поэзией, литературой. Среди знаковых работ — первая, образ мудрого славянского старца на фоне православных храмов. Именно она убедила выбрать путь творца, нашла живой отклик в сердцах первых зрителей.

новости курган

«И мне была очень важна серия работ по сказам Бажова, — вспоминает художник. — К сожалению, из 15 у меня осталось только две работы. Одна будет на выставке – «Уральский древодел», я с ней не расстаюсь, потому что это как символ уральского мастерства, ведь я причисляю себя именно к уральским мастерам. Сказы Бажова прочел еще школьником, и они мне тоже запали в душу. Павел Петрович Бажов оказал большое влияние на наше поколение мастеров, дал направление творческой мысли. Безусловно, все работы духовно-православного направления для меня тоже очень важны. Вот образы трех ипостасей Пресвятой Троицы, иконография Андрея Рублева. Здесь и меня-то особо нет, тут происходит таинство сотворения работы».

Триптих «Небесные защитники земли русской» знакомит зрителя с образами святого великомученика Георгия Победоносца и святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Триптих «Воинская слава России» посвящен событиям 1812 года и Великой Отечественной войны. А на панно в честь тружеников железных дорог резчик по дереву показал преемственность поколений: тут можно увидеть железнодорожников имперского периода, раннего советского периода, послевоенного и современного.

На каждую свою резную работу художник тратит от двух недель до полугода. Размерами панно тоже могут отличаться — от 25 см до 1 м 20 в высоту.

Мастер в зависимости от задачи использует разные породы древесины. Для художественных панно основным материалом служит кедр, а если быть точным, то он называется «сибирская сосна», поскольку настоящий кедр растет только в Ливане. За кедром Василий Стародумов даже как-то ездил в поселок Туртас Тюменской области, на родину Жанны Агузаровой. Для прикладных вещей лучше всего подходит береза, на ней мастер вырезает живописные вензеля и дивные образы на дверцах шкафа.

Василий Николаевич глубоко изучил традиции изготовления резной мебели, узнал историю ремесла с рубежа 14 и 15 веков. Его шкаф «Воины мира» — наглядная история древних армий — арабской, римской, индусской, греческой.

У Василия Стародумова прошло множество выставок, завоевано немало наград. Он победитель Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства, его шестикратный призер. Работы скульптора по дереву хранятся в частных коллекциях в России, в Америке, в Австрии, в Германии и даже в Таиланде.

«Я типичный представитель поколения дворников и сторожей, — рассказывает Василий Николаевич. — Охраной железной дороги занимаюсь с 2005 года, но основная моя работа – резьба по дереву. Если бы я просто зарабатывал деньги, был бы коммерсантом, то не решались бы эти духовные задачи. Ведь если все уйдут в коммерцию, тогда можно вообще закрывать вопрос духовной и нравственной жизни человека. Это будет катастрофой. Хотя я прекрасно знаю свое место, понимаю, что не создаю произведения всемирного наследия. И выставки – это не способ покрасоваться, это предпоследний пункт алгоритма выполнения художественной работы. От рождения идеи, ее проработки, подбора материала, работы над образом…Смысл работы – показать ее людям, она же для людей делается. Она какую-то проблему выявляет, на что-то обращает внимание зрителей. Иначе теряется смысл работы. Что толку от книги, которая будет лежать в столе у писателя? Для кого ты это писал? Тогда не реализуется божий промысел, а он заключается в том, что человек должен сделать какую-то работу и отдать ее людям. И она либо продается и начинает служить в другом месте, либо дарится, либо уходит в чулан. Художник уже не является ее собственником. Да и по большому счету с самого начала он не ее собственник».

Сегодня в планах уральского мастера создание большой серии панно о людях разных профессий – сталеварах, учителях, металлургах, инженерах, врачах, хлеборобах…

«Такие как я синтезировали в себе образование и в широком смысле воспитание советского периода и периода современности, — говорит художник. – Получился очень интересный синтез, когда от понимания темы значимости труда как социально-классовой реализации человека мы переходим к осознанию, что труд – это часть огромной благодати, которую Господь нам подарил. Он дает возможность нам реализовывать свой божественный промысел, то есть творческое начало в человеке. И пусть этот труд – сложный, долгий, иногда почти невыносимый, но все трудности можно преодолеть с Божьей помощью».

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *