В Курганском театре кукол «Гулливер» состоялась премьера фантасмагорическо-ритуального спектакля «Хтонь»

новости курган

Эта атмосферная и мистическая история – предупреждение человечеству

Мир, дремучий, погруженный в дрему, – это сон разума и души, когда сердце спит, ничем не потревоженное, опустевшее и немое. Таким мир предстает в чаще заповедного леса, что произрастает в древнем царстве жуткого существа по имени Хтонь, существа, возникающего на месте, где прежде была Любовь, а теперь ее нет…

Необычайно философской, богатой на музыкальную составляющую и роскошный визуальный ряд премьерой спектакля «Хтонь» (ритуальные фрески) (16+) открыл свой VI международный фестиваль современного искусства «Параллели» Курганский театр кукол «Гулливер».

новости курган

Над постановкой работала сильная питерская команда — режиссёр Александр Хромов, художник Мария Матвеева и композитор Анна Булгакова и не менее мощная команда актеров «Гулливера».

В основе спектакля древнерусские мотивы, и режиссер обозначил «точкой входа», ключом к сюжету историю древних божеств — Лады и Сварога, воплощений Любви и Творчества. Остальное – полет фантазии зрителей, их со-творчество с авторами премьеры, попытка разгадать глубоко спрятанные в медитативном действии смыслы и аллюзии.

новости курган

В спектакле почти нет слов, но при этом он звучит на все лады и гармонии. Свой голос спектакль обретает еще до начала действия – зрители проходят к рядам через живой коридор «людей в черном», издающий протяжный гортанный гул. Гул разрастается, как чернота на сцене, мрачная непроглядность темного леса, где лишь пеньки да колдобины, и пустошь, в которой нет места ничему человеческому. И как начало всех миров – супружеская пара (почти по Библии, но по сути языческий миф). Сварог (Владимир Лазарев) и Лада (Анна Лазарева) увлечены со-творением – под тяжелое дыхание мира они замешивают тесто.

Смотрите фоторепортаж Леонида Архипова.

«Меси свое тесто, да неси свое тесто на злобное место!» — призывал поэт. Уже скоро-скоро появится со-здание, общее и живое. Гул и шепоты, рев и вздохи наконец обретают единую звуковую линию, один на всех красивый лад, сливаясь в нежную мелодию. Но Сварог злится и нервничает, ему не нравится то, что выходит из-под общих рук, божество увлекается собственным творчеством, оставив в стороне кроткую Ладу. И вот уже тревожно гремит барабан, а затем внезапно молкнут все звуки, на смену которым приходит гробовая (или загробная?) тишина. Лада, а с ней и лад, и любовь исчезают.

новости курган

У людей течет их простая, сотканная из обрядов жизнь: под удары в шаманские бубны проходят ритуальные пляски, в славянских хороводах звучат народные песни, а красна девица выбирает добра молодца. На голове мешок, а под мешком не тот, не любимый. Отвергаемый несет не-любовь дальше – злом и жестокостью передавая ее по миру.

В мифологическую ткань спектакля сплетаются стихи и песни – о поисках голубки, о случившейся беде, об улетевшем сизом соколике… Как красивы эти тоскливые протяжные песни, сколько в них сожаления о потерянных чувствах!

новости курган

Темный лес с корягами и пнями становится местом обитания чудовищ рогатых и кривых, выходящих из горящей бездны. И лукаво ухмыляется бес или леший с рогами, неведомое чудище (Александр Романюк), ведь всё больше заблудших попадает в его сети. И сам Сварог спускается в этот мистический загробный мир за Ладой подобно другому герою старинных мифов – Орфею, искавшему в аду свою Эвридику.

«Хтонь» — спектакль многослойный, в нем всюду намеки, загадки – визуальные и звуковые. И предметы крестьянского быта – ухват, лопата, серп, люлька, прялка, висящие под потолком, — тоже герои действия. Как нежно две прялки льнут друг к другу, когда судьба протягивает между ними невидимые нити любви!

новости курган

Актеры в спектакле совершают немыслимые акробатические трюки, перемещаясь по качающимся березовым полешкам, поют прекрасные песни (Анна Лазарева), издают неведомые звуки…

«Здесь не так важен нарратив, рассказывание самой истории, тут важны атмосфера и образы, которые без слов создают некое пространство для размышлений, — говорит об идее постановки режиссер Александр Хромов. — Мы, создатели спектакля, приглашаем зрителей поразмышлять о том, что является утерянным, утрачиваемым или уходящим, о том, к чему мы так мало обращаемся. Это рассказ не о том, какая у нас интересная и богатая культура, а скорее о том, что мы о ней мало что знаем. И посмотрите, как это бывает страшно, если этого не знать. А Хтонь — это по большому счету обстоятельства, в которые ты попадаешь при отсутствии любви».

Первыми впечатлениями от премьеры поделилась зрительница Марина Прокопьева: «Этот спектакль — не ретроспектива язычества, это перспектива человечества. Опасная и ужасающая, как эта самая Хтонь. Некое предупреждение, но сказанное в аллегорической форме. И знаете, у меня текли слезы».

новости курган

Заведующая литературной частью театра Татьяна Андреева добавила: «Не обязательно глубоко знать древнерусскую культуру, чтобы понять: мало того, что всё живое должно любить, но и неживое имеет мужское и женское начало, и поэтому тянется друг к другу. Людям тем более нужно дорожить теми чувствами, что возникают между нами. А когда это теряется, становится страшно жить».

Чтобы глубже погрузиться во все слои непростого и атмосферного спектакля, пожалуй, стоит посмотреть его не один раз, и найти ответы, как не оказаться в мире Хтони.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *