Концерт Михаила Плетнёва и Российского Национального оркестра стал событием в культурной жизни Кургана

новости курган

Очарованный блестящим мастерством музыкантов зал аплодировал стоя

Есть в мировой классике произведения неотразимо притягательные, любимые и музыкантами, и публикой, исполняемые часто и нередко триумфально. К таким шедеврам несомненно относится и Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Он был написан в 1875 году.

Композитор хотел посвятить его своему другу и блестящему пианисту Николаю Рубинштейну, но неожиданно для автора Рубинштейн не сумел сразу принять и оценить органичное для Чайковского сочетание лирической и песенной природы мелодики с глубинным развитием и становлением героических интонаций, не вдруг вырастающих к могучему финалу… Не принял Рубинштейн авторскую свободную трактовку классической формы концерта — он даже предложил композитору переписать, «исправить» концерт. В итоге первое исполнение концерта состоялось осенью 1875 года, но не в Москве, а в Бостоне. За роялем был Ганс фон Бюлов, прекрасный музыкант, которому Чайковский и посвятил концерт… Только спустя три года Николай Рубинштейн стал не просто исполнять, но страстно пропагандировать эту гениальную музыку. К чему нам вспоминать об этом сегодня? Да к тому, что не всегда современники, даже талантливые и близкие автору, способны верно понять и оценить творение гения, его новизну, оригинальное решение формы, его неповторимую индивидуальность.

новости курган

Истории исполнительских традиций, трактовок и версий концерта уже более ста лет. На памяти старшего поколения слушателей и исполнение Вэна Клайберна, лауреата первого конкурса имени П.И. Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист Михаил Плетнев уже в 1978 году играл на заключительном концерте VI конкурса малоизвестную сонату Чайковского. Сегодня же Михаил Плетнев — зрелый музыкант, не только пианист, но и дирижер, и композитор, исследователь, взыскующий истины, обратился к знаменитому концерту в авторской редакции, словно возвращая к первоисточнику, к интонации и строю, к темпам и динамике самого Чайковского. И эта практически не знакомая большинству из нас редакция заново открывает такую любимую и близкую музыку, классику русского искусства, давно ставшую достоянием мировой культуры.

И здесь, конечно же, особенно важно (необходимо!) абсолютное взаимопонимание с оркестром. Каждый штрих, любой нюанс, фраза, интонация рояля требуют совершенной точности ответа, диалога… И дирижер Станислав Кочановский чутко держит ритм этого диалога, управляя великолепным, полным и сыгранным оркестром.

новости курган

Это был настоящий праздник, общий праздник музыкантов и публики. Стихия певучей лирики мелодии, передающейся от солиста к оркестру, к согласно звучащим струнным, выразительным и ярким духовым — фаготу, гобою, флейте, к благодарно и героически звучным медным, ударной группе…

С особой мощью, контрастом к постепенному сдержанному развитию темы звучит финал, в котором в торжествующей гармонии соединяются рояль и оркестр, обрушиваясь в зал лавиной эмоций, ликованием, счастьем.

Поразительна власть музыки. Тишайшая, естественная, как дыхание, Мазурка Шопена коснулась каждой души и в каждой душе задержалась. Гениальная музыка, незабываемое исполнение. Чудо, которое всегда с тобой…

новости курган

Второе отделение концерта было целиком отдано оркестру и властелину оркестровой палитры Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Его волшебная сюита «Шехеразада» по мотивам арабских сказок завораживает роскошью восточной мелодики, то вьющейся «легким золотом по черни», узорчатой и гибкой, то сладостно-томной, медлительной и страстной, то агрессивной, стремительно-наступательной и грозной. А в какие изумительные краски, какие тембровые изыски облечены эти мелодии, как ритмические блестки ударных и всплески бубнов выстраивают развитие темы Календера, или Царевича, или Царевны, или темы скачущих всадников-воинов, или тяжелых морских валов, мощно раскачивающих Синдбада-морехода…

Совершенно завладела залом дивная сказочница Шехеразада в исполнении концертмейстера оркестра Татьяны Поршневой. Ее скрипка, нежная, чувственная и чистая, пела, жила, говорила. Как сама Шехеразада, и обольщала, и мудро вела своего повелителя через самые невероятные истории к пониманию красоты и скоротечности жизни, к тайне любви и верности, к сокровищнице женской души и величию мира.

новости курган

В исполнении сюиты Римского-Корсакова в полной мере проявились и темперамент, и артистизм молодого приглашенного дирижера Станислава Кочановского, и мастерство, и сыгранность Российского Национального оркестра, созданного Михаилом Плетневым в 1990 году, сначала в качестве независимого симфонического оркестра, а с 2009 года получившего статус государственного коллектива. Михаил Плетнев, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер оркестра, готов к сотрудничеству с талантливыми молодыми дирижерами, и Станислав Кочановский, выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу органа, хорового, оперного и симфонического дирижирования, — пример такого сотрудничества. Не в первый раз он, уже весьма востребованный дирижер, выступает с Российским Национальным оркестром, одним из лучших оркестров страны. Дирижер и оркестр отлично чувствуют и слышат друг друга, именно их взаимочувствование приводит к столь выразительному и эмоциональному исполнению, способному захватить и восхитить любую аудиторию.

новости курган

Очарованная музыкой Римского-Корсакова и блестящим мастерством музыкантов публика устроила овацию оркестру, и солистке Татьяне Поршневой зал аплодировал стоя. И оркестр — по выбору дирижера — с тем же виртуозным блеском исполнил «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Поистине сказочный, незабываемый вечер… Счастливая публика выходила в город, унося с собой радость, оживление, какое-то сияние в глазах и благодарность музыкантам. Осталось, пожалуй, только напомнить, что это чудо, этот волшебный концерт не мог бы состояться без поддержки Министерства культуры России, программы «Всероссийские филармонические сезоны». И без помощи партнера концерта — ОАО «Сбербанк».

Музыка, как свет, она может быть радостно-солнечной и меланхолически лунной, обжигающей, как пламя вулкана, и трепетной, как огонек свечи. Но в ней всегда есть нечто мерцающее внутри, как душа человеческая. Как сказал поэт, «в ней что-то чудотворное горит». Этот свет всегда зовет, дарует надежду и веру.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *