Из эксклюзивных уроков Елены Якуниной соткалось немало удачных биографий

новости курган

Ей  довелось встретиться и с настоящей звездой — выдающимся баритоном, гражданином мира Дмитрием Хворостовским.

Музыкант, педагог Елена Якунина убеждена: нет картины отраднее, чем девушка за роялем. Или юноша.

Давайте поверим профессионалу-стажисту, десятилетиями предъявляющему миру талантливых отроков практически в режиме нон-стоп. Естественно, чудо-дети не вынимаются вдруг из шляпы наставника — фанфарам и аплодисментам предшествует весьма душезатратный процесс, сравнимый разве с возделыванием сада.

«Жизнь коротка, искусство — вечно, — нравоучают нас философы древности. — Мгновения триумфа оттого и прекрасны, что редки». Грустная сентенция, увы, но не случай Елены Викторовны, ветерана труда, преподавателя Курганского областного музыкального колледжа имени Шостаковича, областной музыкальной школы, отдельных учеников отдельных ДМШ города, куратора Введенской музыкальной школы. У нашей героини удивительный дар — окрашивать монохромные будни в праздничные тона, регулярно приобщая земляков к успехам своих воспитанников. Разноуровневые олимпы покоряются им с завидным постоянством. Едва, например, стартовал нынешний учебный год, две подопечные Якуниной приняли участие в престижном мастер-классе народной артистки СССР Элисо Вирсаладзе; две стали лауреатами Международного конкурса-фестиваля «Урал собирает друзей!», двое отметились на областном конкурсе технического мастерства гран-при и дипломом лауреата второй степени, а 7 декабря трое заняли все ступени пьедестала почета V Международного фестиваля-конкурса «Волшебство звука», состоявшегося при поддержке благотворительного фонда Владимира Спивакова.

новости курган

Из эксклюзивных уроков Елены Викторовны соткалось немало удачных биографий: и пианистов, и приверженцев других достойных инструментов, и тех, кто, избрав в итоге немузыкальную стезю, пополнил отряд квалифицированных слушателей.

О каждом Якунина, не заглядывая в интернет-шпаргалку, может рассказать нечто любопытное, с большинством контактирует в сетях. Частенько, откликаясь на уличные приветствия, узнает в прохожих повзрослевших девочек и мальчиков: юриста, врача, управленца, директора торгово-развлекательного центра, — чьи судьбы, хочется ей думать, сложились не без влияния классики. Идеально дисциплинирующей, расширяющей сознание, укрепляющей дух.

«Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах — не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути —
чудом,
Не будем это забывать!», — сформулировала поэт Вероника Долина.

Инициированные Якуниной школьники и студенты уж точно не забывают. Хотя типичный вундеркинд, физик энд лирик Саша Симонов пошел в программисты, а Илья Аксенов, изящно зависавший между Рахманиновым и джазом, увлекся видеосъемкой. Недюжинной смелости Александра Горелая по окончании Литературного института имени Горького рецензирует в модных столичных журналах романы Стивена Кинга, обозревает фестивали музыки Фарерских островов. Обладательница роскошного сопрано Евгения Сотникова (ДМШ № 4), по совету Елены Викторовны поступившая на дирижерско‑хоровое отделение Курганского музыкального колледжа и продолжившая образование в Петербургской консерватории, блистает на подмостках Баварской оперы.

новости курган

Преуспевают, впрочем, и хранители пианистической традиции, наследники по прямой. Ольга Селиверстова — концерт-мейстер Курганской филармонии, Елена Скворцова работает в драмтеатре, Елена Сафонова и Алиса Карясова — в ДМШ № 3. Гордость Зауралья Настя Бессонова, рекордсменка по количеству наград, бережно передана с рук на руки Евгению Левитану, профессору Челябинского института культуры. Список обширен, для подробного с ним ознакомления не худо бы обзавестись навигатором и, покружив над родными осинами, двинуться в заграничье: США, Израиль, Германию, Китай, Турцию.

Довелось Якуниной встретиться и с настоящей звездой, причем в самом начале пути, — выдающимся баритоном, гражданином мира Дмитрием Хворостовским. 82-й год чудесным образом соединил их: Елену в статусе педагога, Дмитрия — студента Красноярского института искусств, носящего теперь его имя. К симпатичной, креативной выпускнице Московской консерватории, без пяти минут аспирантке, прилагались темперамент, неиссякаемый энтузиазм, которые начальство, путая с активизмом, пыталось направить по идеологически-административной линии. Недолгое время она числилась замдекана факультета, избиралась секретарем комитета комсомола вуза, но реализовываться старалась исключительно в профессии.

Дмитрий выделялся среди собратьев-вокалистов яркой фактурой, отличным владением фортепиано, никогда не изменявшей ему скромностью. В силу небольшой возрастной разницы, схожести музыкальных пристрастий, понимания юмора оба получали удовольствие от занятий.

Когда программным произведениям Хворостовский предпочел прелюдии Гершвина, Якунина не просто согласилась — одобрила нестандартное решение.

С тех пор определяющим в работе Елены с учениками стали отказ от диктата, уважение к личности, широта в выборе репертуара.

На студенческом концерте Дмитрий, единственный, исполнял романсы под собственный аккомпанемент. Они экспериментировали бы и дальше, но Елену повысили в должности, перевели на спецкафедру — пришлось наблюдать за карьерным взлетом будущей знаменитости со стороны. Якуниной запомнился короткий, оказавшийся прощальным, разговор на фоне урбанистических красноярских пейзажей. Собеседнику не было и тридцати. По-прежнему юноша. Интеллигентный, доброжелательный. Ни капли снобизма. Харизматик, но уже не брюнет — густые черные волосы обильно «декорированы» седыми прядями. «Так вот какова цена славы», — пошутила Елена. Он улыбнулся, мягко парировал дружеский укол: «Что поделаешь, отцовские гены».

Особая примета, своего рода маркер Якуниной — смех. Столь заразительный, звонкий, ободряющий, что впору объявить лекарственным средством и запатентовать. Признак ясной, цельной натуры, гениально описанной Грином в рассказе «Корабли в Лиссе». Вызывающе свободный, не убиваемый как будто никакими драматичными обстоятельствами.

новости курган

Обстоятельства, между тем, не щадили: тяжелый удар — ранний уход из жизни мамы, женщины магического обаяния, историка театра, кандидата искусствоведения. На посту заместителя начальника областного управления культуры в 70‑е Татьяна Петровна создала почти ренессансные условия для местных художников, артистов, музыкантов.

Сестры Ира и Лена словно подхватили эстафетную палочку, в память о маме обязались профессионально состояться и обещание сдержали. Ирина Талан стоит сейчас за штурвалом славящейся традициями ДМШ № 3, возглавляет совет директоров музыкальных школ города. Елена всегда совмещала педагогику с артистической практикой — концертировала сольно, в союзе с оркестрами, хорами, певцами. Дублировала даже (рояль в кулисах) исполнительницу главной роли в спектакле Курганского театра драмы «Лечение музыкой» по пьесе Бернарда Шоу. Ее осыпала аплодисментами публика, а строгое фестивально-конкурсное судейство единогласно выносило вердикт: лучшая. Исполнитель, концертмейстер, преподаватель.

Ведущему музыковеду Курганской филармонии Жанне Питерских не понаслышке известно умение Якуниной расколдовывать сложносочиненных подростков, немножко инопланетян. Сына Жанны, Арсения, система упорно отторгала; несмотря на явные способности, называла необучаемым.

Но подоспела Елена Викторовна, сняла зажимы, развеяла страхи, дала волю пытливому уму, беспокойному воображению: «Расслабь пальчики, попробуй изобразить пирожное безе, мчащийся автомобиль, отъезжающий поезд». Звуки расцвели елочной гирляндой, обрели плотность, вкус, запах, настроение. Юный фантазер воодушевился, расправил крылышки. Спустя два месяца сыграл сольный, вполне академический концерт, разбавленный авторскими пьесками. Из стен музколледжа вышел кларнетистом. С лихостью мультиинструменталиста освоил контрабас. Был востребован Санкт-Петербургской консерваторией, потом — старейшим на территории Сибири Омским симфоническим оркестром. Репетирует, выступает, гастролирует «по европам». А мог бы остаться за бортом.

«Если кто и заслуживает повышенного внимания, то, конечно, непоседливые малыши и сильные, опережающие сверстников, ученики». Опережающие — расшифруем Якунину — по определению, неудобные: взыскательные, независимые, иногда бунтующие. Но только в партнерстве с ними удается достичь желаемых вершин, испытать восторг первооткрывателя.

Настю Бессонову, опытную участницу таких восхождений, кроме компетентности восхищают в любимом преподавателе прямота, искренность, готовность разделить ответственность. Разве не круто в минуту досадного срыва услышать от мэтра вместо ожидаемых упреков — «полезная неудача», «точка роста», «доля моей вины»? Психологи непременно похвалят, ревнители циркуляров возразят: слишком доверительно, по-домашнему, где дистанция? Того гляди, растеряешь авторитет!

«С дистанцией — плохо, — подтверждает чуждая лукавства Якунина. — Природа моя, вероятно, противится, плюс воспитание Людмилы Ивановны Мартыновой (легенда колледжа, многолетняя заведующая фортепианным отделом, сейчас живет в Москве — Г. Б.). Правда, авторитет Людмилы Ивановны не страдал — скорее, наоборот. Ну а здоровью излишняя восприимчивость, конечно, вредит».

Инстинкт самосохранения предписывает ей быть хладнокровней, избегать стрессов, однако из года в год Якунина отстраивает класс по модели семьи. Со всеми вытекающими. Зато здесь царит атмосфера сотворчества и сопереживания. Кадры не куются, а взращиваются. Дружба не отменяет состязательности, доброта — требовательности.

В щедрой палитре методических приемов — масса приятностей: призы за третью подряд (привет Якубовичу!) пятерку, коллективные, с вовлечением родителей, чаепития, походы в филармонию. Коллегиально обсуждаются проводимые сверх учебного плана концерты класса, сулящие дополнительные волнения, но того стоящие.

Задача Якуниной — запустить учеников в музыку, как в космос, на поиски вечно ускользающей от человечества гармонии.

Подобной сложности проекту не обойтись без величия замысла, вдохновения, технической оснащенности. Топливом вдохновению служат книги, фильмы, уникальные аудио- и видеозаписи, образное слово учителя. Техника, извините за прозаизм, добывается потом. Изнурительным повторением пресловутых гамм, этюдов Черни, Клементи, Гедике. К обжигающему сердце Шопену, трансцендентному Листу. Любое публичное выступление, по мнению Якуниной, позволяет исполнителю превозмочь себя, завладеть душой целого зала. Собственно, ради этого божественного ощущения и предаются творцы ежедневной пахоте.

Модель класса-семьи, кстати, прекрасно функционирует за пределами конкретного календарного отрезка. Пятикурсник московской консерватории Алексей Чуфаровский (ДМШ № 4), игравший в ансамбле с Олей Пикаловой, бывая на родине, обязательно наведывается к однокашникам и, откликаясь на просьбы Якуниной, дает дельные рекомендации «молодежи».

С теми же азартом и основательностью, с которой преподает, Якунина посещает бассейн (обожает воду!), погружается в волшебную тишину леса, примыкающего к дачному участку, где она на пару с сыном неспешно хозяйствует, где погожим летним днем собирается шумная компания — десятка два родственников из Кургана и окрест. Работая не только в колледже, но и в школе, она не прочь порассуждать о прикладном характере музыке — верной спутнице шахматистов, лингвистов, математиков и даже сыщиков.

Но что скрывать: ребята, нацеленные на профессию пианиста, ей понятнее, интереснее. И если любителям достаточно наслаждаться шедеврами классики, то будущие профи непременно должны фанатеть, «ловить кайф», по выражению Дениса Мацуева. Она ловила, когда в 6 лет, примостившись возле сцены, жестикулировала в такт дирижеру симфонического оркестра. Она фанатела, занимаясь ночами в большом зале старого здания колледжа при тусклом свете маломощной лампочки.

Надеюсь, в очередной приезд Вирсаладзе Елена Викторовна осуществит давнее намерение и поговорит с ней о важном для них обеих человеке — профессоре Московской консерватории Рудольфе Рихардовиче Керере, своем незабвенном педагоге, коллеге Элисо Константиновны, тоже уроженце Тбилиси. Фигуре поистине эпохальной, находившейся в эпицентре исторических бурь. Позавидуем ученикам Якуниной, несколько рукопожатий отделяют их от знаковых персонажей отечественной культуры: Гилельса, Рихтера, Нейгауза, которому адресованы строки Мандельштама:

Чтобы в мире стало
просторней,
Ради сложности мировой,
Не втирайте в клавиши корень
Сладковатой груши земной.

Р. S. Пока материал готовился к печати, воспитанники Елены Викторовны Елизавета Маркова и Александра Ванькова стали лауреатами I степени Международного конкурса-фестиваля «Сибирь зажигает звезды» в городе Тюмени. А Якуниной вручили диплом лучшего преподавателя.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *