В «Гулливере» откроют юбилейный 80-й сезон

новости курган

Какие события и премьеры ждут курганцев, рассказал главный режиссер театра кукол Дмитрий Ши

Совсем скоро – 9 октября – нас ожидает открытие юбилейного 80-го сезона в театре кукол «Гулливер». Новый главный режиссер театра Дмитрий Ши успел за время вынужденного культурного затишья поставить два спектакля на курганской сцене и даже стать призером с одним из них – «Ангелочком» (12+) – на международном онлайн-фестивале.

Теперь и курганские зрители смогут наконец-то оценить по достоинству творчество молодого и талантливого постановщика, чей спектакль стал номинантом национальной театральной премии «Золотая маска» в 2019 году. Мы встретились с Дмитрием накануне нового театрального сезона и поговорили о будущих премьерах и о том, каким он видит современный театр кукол.

На спектакли – всей семьей!

Главным режиссером театра кукол «Гулливер» Дмитрий Ши стал в мае 2019 года.

Дмитрий Сергеевич как актер работал в Курском и Мурманском театрах кукол, с 2018 года был актером Красноярского театра кукол. Как режиссер поставил спектакли «Ангелочек» Ярославы Пулинович по рассказу Леонида Андреева в Мурманском театре кукол, «Мария и я» по роману-комиксу Гаярдо в Театре кукол Ханты-Мансийска, спектакль «Озеро» по Брэдбери в театре кукол «Чемоданчик» (Кострома), «Пингвиненок, который хотел летать» в Брянском театре кукол, «Музыкальная азбука» А. Бенуа в Костромском областном театре кукол.

Спектакль «Ангелочек» в 2019 году стал номинантом Российской театральной премии «Золотая маска» в трех номинациях: «лучший спектакль в театре кукол», «лучшая работа режиссера», «лучшая работа художника». А в этом году поделил первое место с «гулливеровским» же «Пелеасом и Мелисандой» (16+) на II Международном фестивале-конкурсе «Театрфест»–2020, прошедшем онлайн.

– «Ангелочек» стал номинантом на «Золотую маску» в Мурманске, но там он сейчас не идет. Нам с художником эта работа очень дорога и мы решили его перенести в курганский театр, – рассказывает режиссер. – В марте я его поставил в «Гулливере», но зрители не успели увидеть премьеру, театр закрыли на карантин. В «Ангелочке» действуют куклы-марионетки – не частые гости на российской сцене. Художник спектакля Валентин Викторов изготавливает уникальные марионетки, с которыми работают только три театра в России. Это театр в Пензе, частный театр в Санкт-Петербурге «Кукольный формат», а теперь и «Гулливер». Обычно марионетки у нас в стране делаются по ленинградским учебникам 80-х годов, где у кукол по 40 нитей. И актерам очень сложно овладеть этой техникой за месяц. А тут кукла, которая сделана под конкретные задачи, освоить её можно за более сжатые сроки.

Оригинальную музыку к спектаклю написал композитор Петр Макаров из Мурманска. В «Ангелочке» играют Сергей Котельников, Артур Алексеев, Александра Зацепилина, Екатерина Блажнова, главную роль подростка Сашки исполняет Елена Ефимова.

– Это будет история о мальчике Сашке, который является чужаком в своей семье. Мать от него требует, чтобы он как-то по жизни продвигался, хорошо учился и вел себя, как принято. А он подросток, живущий в противоречии с собой и миром, пытающийся найти в первую очередь себя. Я бы хотел, чтобы наш спектакль был интересен для семейного просмотра. Чтобы на него приходили всей семьей, и чтобы ребенок мог спросить, что ему непонятно, и родитель бы ему спокойно ответил. Чтобы восстановить ту гармонию, которой не хватает персонажам нашей истории, – отметил Дмитрий.

Премьера «Ангелочка» состоится 29 октября. А откроется сезон другой премьерой от Дмитрия Ши – детским спектаклем «Звёздочка для мамы» (6+), созданным режиссером в июне.

– Одна из целей постановки была поставить спектакль без литературной основы, – рассказывает Дмитрий. – Режиссерское образование я получаю в Белорусской государственной академии искусств, нас учат ставить спектакли не только на Чехове или Шекспире, но и по реальным событиям из жизни. За основу спектакля взята история девочки, которая по дороге к бабушке проезжает свою остановку и оказывается в незнакомой части города. Она попадает в невероятное странное место с удивительными созданиями, но дом и семья остаются так далеко….

Анимацию, сценографию и кукол создал Никита Запаскин, главный художник Могилевского театра кукол (Беларусь). Музыку написал композитор Никита Золотарь из Минска (Беларусь).

Выйти за рамки

– Дмитрий, что для вас театр кукол, каким вы его видите?

– Театр кукол – в первую очередь, конечно, визуальный театр. Все те переживания, которые есть внутри драматического актера, у нас становятся «видимыми». В таком театре актеру не обязательно что-либо играть. Потому что мысль, эмоция могут быть выражены метафорой. Например, пенёк в виде морды коровы, который можно разрубить, и это будет выглядеть, как будто корову зарезали. И на тебя гораздо больше это воздействует, ни один актер так не сыграет. Или сыграет, но ему нужно будет долго готовиться, вживаться в образ. Как у Тарковского Солоницын в «Андрее Рублеве» 40 дней молчал до роли. В театре это невозможно чисто физически при ежедневном переключении на другие роли.

Для меня очень интересна европейская школа кукольников, в том числе, белорусская. Белорусский театр кукол, основанный Анатолием Александровичем Лелявским (а сейчас его дело продолжает его сын, Алексей Анатольевич) удивителен для меня тем, что он не пытается навязывать свое мнение зрителю, а пробуждает в человеке сознание и собственное отношение к проблеме – как зритель с этим внутри будет дальше жить.

При советской системе театр нес одну мысль, был слишком навязчив в плане пропаганды. Зрителю при этом не позволяли быть собой и чувствовать то, что он хочет.

Сейчас много форм театра – иммерсивный театр, стори-теллинг – они все направлены на то, чтобы люди чувствовали себя свободными. И вообще это важно в жизни каждого – быть свободными людьми. Свобода – это ведь не то когда ты делаешь, что хочешь. А когда ты можешь не делать того, что ты не хочешь делать. Очень важно отходить от ограничений советского искусства, норм той жизни.

Я хочу, чтобы актеры чувствовали себя максимально свободными, и стараюсь им показывать разные спектакли на видео — как российских, так и европейских театров кукол, хочу, чтобы они видели, что может быть и по-другому.

– А что еще ждет нас в новом сезоне помимо двух премьер?

– Сезон мы открываем спектаклем Надежды Мошкиной «История одной встречи» (4+). Это мой очередной шаг по внедрению на подмостки современной детской литературы, по обновлению репертуара современными названиями. Ведь молодые родители сегодня хотят воспитывать своих детей отнюдь не на «Красной Шапочке».

К Новому году я сделаю спектакль по современному произведению Дэвида Алмонда «Мой папа – птиц» (6+).

…Для меня очень важно, чтобы спектакли не делились на фестивальные и кассовые. Хороший спектакль должен быть кассовым и на фестивале способен громко прозвучать.

В ноябре мы с заведующей литературной частью Татьяной Петровной Андреевой решили провести режиссерскую лабораторию по произведениям курганского поэта Леонида Куликова. Дадим возможность актерам театра попробовать свои силы в постановке. На показ их эскизов приедет известный театральный критик. Между участниками будет идти конкурсная борьба за возможность постановки полноценного спектакля.

Возобновится показ спектакля для взрослых «Пелеас и Мелисанда» (16+). К сожалению, в этом сезоне уже точно не состоится фестиваль «Параллели», но мы надеемся на «Мечту о полете», которая должна была состояться в мае, но перенесена на следующий год.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *