В «Гулливере» готовят спектакль звёзды уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо»

новости курган

Питерским «арт-хулиганам» рукоплескала публика на площадях Европы и Азии

В театре кукол «Гулливер» на прошлой неделе царила необычная атмосфера всеобщей любви и массового сумасшествия. Выглядывающие из-за углов пугливые существа в белых масках, актеры в очереди на «обнимашки» с разными смыслами – от нежности до братания и снисхождения. Весь этот джаз, творческий задор и головокружительный хаос в курганский театр привезли «Странствующие куклы господина Пэжо» – звезды старейшего уличного театра России.

Им рукоплескала публика на площадях и улицах Европы и Азии, а сейчас они работают над постановкой уличного спектакля в «Гулливере». И посвящен он будет то ли легенде, то ли реальной уральской истории (по крайней мере, многие СМИ печатали фотографии) про найденного под Кыштымом в 1996 году «гуманоида Алёшеньку».

«Странствующие куклы господина Пэжо» – профессиональный уличный театр маски из Санкт-Петербурга, созданный в 1993 году, актеры которого играют в масках в необычной манере. Представления театра проходят без слов и без билетов, с активным вовлечением зрителя в игру.

В Кургане четверо гостей прочитали нашим артистам лекцию про искусство улиц и провели мастер-класс, заразивший своей энергией всех, кто был на сцене или находился неподалеку.

Уметь обнять зрителя

новости курганХудожественный руководитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо» Анна Шишкина, она же Матушка Медоуз, ввела и нас в курс происходящего: «В России сейчас наступил, даже невзирая на пандемию, ренессанс уличных театров. Тенденция, когда профессиональные театры драмы, кукольные коллективы выходят на улицы, становится повсеместной. Наш театр существует более 20 лет, играет и в России и в Европе. Нас сюда пригласили, потому что очень яркая труппа «Гулливера», склонная к экспериментам, наконец, решилась выйти на улицу».

Как отметили питерские «арт-хулиганы», в этом году им поступило множество предложений на постановки уличных спектаклей в профессиональных театрах России, но «Гулливер» оказался самым удачливым. И вот уже «гулливеровцы» получили первые знания по языку интерактива, языку тела, touch -контакта и тому инструментарию, который необходим лицедеям на улице.

«Уличный театр, как и любой театр, бывает профессиональным и любительским, плохим и хорошим, развлекательным и глубоким, – рассказывает Анна. – И каждая труппа, каждый актер обладает своим инструментарием. Тот комплекс, который мы предлагаем, необходимый для постановки спектакля, который мы совместно придумали, – это опыт «театра господина Пежо», который имеет свою школу, свой метод работы, напрямую связанный с такими инструментами, как маска и интерактив. Ребята сейчас пытались понять, как через тач-контакт, через прикосновения передать зрителю определенный комплекс эмоций. Затем мы все пробуем, анализируем и пробуем заново. Тач-контакт – язык прикосновений, которым не пользуется актер в закрытом театре, потому что нет возможности и необходимости в этом. На улице актер работает с большей амплитудой и большей выразительностью. Можно играть в уличном театре и без интерактива, это не обязательный атрибут. Но если театр хочет вступить в интерактив с публикой, он должен делать его неформально и понимать рефлексы человека – эмоциональные, социальные и биологические».

Гуманоид Алешенька

В «Гулливере» после долгих обсуждений решили поставить уличный площадной спектакль на очень неожиданную тему.

«Меня совершенно очаровала местная легенда о карлике-инопланетянине Алешеньке, – восклицает Матушка Медоуз. – Это такая криповая, такая трогательная и такая трагичная история. И местная – Made in Ural! Она – прекрасный фундамент для импровизации, для балаганной игры – трогательной, смешной и по-своему трагической. Я всю ночь читала про Алешеньку, ничего о нем раньше не знала, мне рассказали о нем здесь, в театре. Мне кажется, даже в самом парадоксальном словосочетании «инопланетянин Алешенька» есть уже столько глубокого русского характера, что было бы грешно пройти мимо этой темы. Хотя до этого мы рассматривали тему декабристов, и Бажова, и Карло Гоцци».

– Вы будете работать с куклами?

– Думаю, нет. Мы будем работать с масками. Куклы в силу своего размера не очень эффективны на площади, которая требует больших масштабов. В театре потолок, а на площади – небо. А если куклы будут огромны, то зачем тогда актеры? Они пропадают рядом с ростовыми куклами. Для меня, уже 25 лет ставящей принципиально только уличные спектакли, самая большая ценность в мире – актер. Сколько в нем всего! Я стараюсь придерживаться театра средневекового, когда зритель видит глаза актера. Мы работаем более-менее традиционно, но нас, конечно, будут спрашивать, что мы курили, но не все, – смеется режиссер. – Уличный театр не ограничивается площадными формами, это площадка для экспериментов в жанре «site-specific», спектакля-променада, водных, вертикальных, огненных театров. Это огромное поле эксперимента, который вылупляется на площади и потом переходит на профессиональную сцену. Об этом мало кто знает. На сцене это «новое слово», а ему уже 25-30 лет на улице!

Привет асфальту!

новости курганУличный театр – возвращение к истокам театра, убеждены наши «странствующие» гости. Но это хорошо забытый вид искусства, непривычный и сложный для исполнения.

«Сложность уличного театра, что нет двух одинаковых площадок – они всегда разные, – объясняет тонкости уличного лицедейства Анна Шишкина. – Как нет двух одинаковых городов и двух одинаковых людей. Это каждый раз разная архитектура, разная атмосфера и даже разное покрытие. Когда мы выводим актеров из помещений театров на площадь, мы им объясняем: «Вот этот булыжник называется «кошачья голова» и на нем нельзя делать акробатику. Этот – «черепашья спина», этот – «крокодилья спина» – по ним не ездят моноциклы. А вот это асфальт (дай Бог ему здоровья!) – играть на нем проще, но падать очень больно.

Уличные спектакли уязвимы, они не похожи один на другой, и вписываясь в городскую или сельскую локацию, начинают звучать по-иному. Это тяжелейшее испытание для актеров. Почти нет возможности играть на автомате. Каждый раз актер должен гибко адаптироваться, играть с дистанцией, учитывать время. Это очень увлекательный труд, совершенно необыкновенная жизнь, абсолютная деформация психики – по мне заметно. И в глубине души я вообще не понимаю, почему актеры не уходят со сцены играть на улицу. Это у нас бытует мнение, что если человек играет на улице – значит, бедняжка, в театральный институт не поступил. Нет, это не так. Люди выходят на улицу всегда по экстремальным личным причинам. Но всех их объединяет желание чего-то большего, желание свободы. Я считаю, что именно в России уличный театр – не только искусство, но и терапия, даже если он страшный, криповый и трагический».

Директор театра «Странствующие куклы господина Пежо», организатор Российского Союза уличных театров и артистов Олег Скотников пообещал, что новая постановка экспериментального жанра в «Гулливере» появится к июню. Он отметил: «В городе существуют пространства, и если театр не начнет на них выходить, то эти пространства заполнятся низкокультурным контентом. С другой стороны, в театры по статистике ходит немного зрителей и вопрос бесплатного театрального представления всегда интересен. Поэтому к нам стали поступать запросы на создание таких спектаклей. Курган опередил всех. Спектакль поедет на фестивали, а, значит, для поездок он должен быть компактным и быстро собираемым».

Работа над спектаклем в самом разгаре, и уже летом курганские артисты подарят горожанам новое чудо.

Фото театра «Странствующие куклы господина Пэжо».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *