27 марта — Всемирный день театра

новости курган

Театр кукол «Гулливер» во все времена остаётся верен своему юному зрителю.

Когда в 90-е годы отменили идеологию и объявили, что школа только учит, а воспитанием не занимается, в «Гулливере» продолжали объяснять детям что такое хорошо, что такое плохо, учить их быть благородными, быть готовыми к поступкам, говорящим о достоинстве человека, его характере.

Для маленького зрителя, который ещё только набирает свой жизненный опыт, пытается обрести себя, очень важно понять: почему в мире всё так по-разному — кто-то имеет крылья, но даже не пытается взлететь, а кто-то готов всю жизнь положить, чтобы встать на крыло. Мы вместе с нашими зрителями учимся делать выбор, сохраняя достоинство человека, его нравственность, умение любить и творить добро.

Все наши спектакли в итоге — о любви, взаимопонимании, великодушии и готовности прийти на помощь. Но в любом случае каждый спектакль — это про нас! Театр это вообще про нас, даже если на сцене зайчики, гуси, медведи… Это всё равно модель жизни, и важно, чтобы добра в ней было больше.

Поэтому в нашем репертуаре нет спектаклей про одиночество, но есть про то, как важно быть нужным для окружающих, почувствовать себя ответственным за чужую удачу, а может быть, и за чужое счастье.

новости курган

У нас нет спектаклей о том, как здорово разбогатеть одним махом, найдя пещеру с сокровищами, но у нас есть спектакль о том, что самое главное богатство — это доброе сердце и чуткие друзья. У нас нет спектаклей о том, как плохо быть жадиной, но есть спектакли о том, как здорово быть щедрым и как важно уметь отдавать, потому что отданное однажды возвращается приумноженным. У нас нет спектаклей о том, как нехорошо быть равнодушным и чванливым, но есть спектакли о том, как важно проявить сострадание к тому, кто оказался в беде. Это особенности детского театра, а потому положительные моменты в характерах персонажей у нас всегда будут ярче, чем отрицательные, и радоваться мы всегда будем победам над недостатками, которые ещё не успели принять уродливый характер.

Театр не только моделирует жизненные ситуации, он учит юных зрителей принимать правильные решения вместе с героями спектаклей, учит оставаться личностью и уметь говорить «нет», двигаясь против течения.

Последние годы мы наблюдаем, как интернет и модные гаджеты, лишая подростков, молодёжь индивидуальности, превращают их в толпу, подкидывая суицидные игры, приглашая на какие-то непонятные тусовки, которые оказываются провокацией. Быть как все, конечно, проще, чем быть самостоятельной личностью — не надо думать — за тебя всё придумали в интернет-сообществах. Правда, там не учат игре, в которой надо просчитывать на несколько ходов вперёд, а ведут, как стадо, пошагово, до обрыва или тупика. Как всё до страшного просто — взял в руки гаджет, и ты уже не ты…

Как проигрывает театр в плане доступности в данном случае — как трудно попасть в него: надо где-то найти репертуар, выбрать время и спектакль; найти денег на билет, купить его, прийти на спектакль, даже если испортилась погода. А потом сидеть, смотреть и сопереживать, стараться понять, что хотели сказать постановщики, какое послание они отправили в зал… Да, проигрывает театр в сравнении с интернетом, он просто становится недоступным… А, может, и ну его, театр, — всё, что с ним связано, трудоёмко, требует усилий, времени, длительного воспитательного процесса и дома, и в школе… И ну его, этот контакт, ради которого существует театр и его сиюминутность… А ведь ещё к походу в театр иной раз готовиться надо — первоисточник прочитать, на основе которого поставлен спектакль, настроиться на особую атмосферу и восприятие метафорического ряда… Сложно всё как! Нас так тянет к простоте: уже никто не берёт в театр вторую обувь, не надевает наряд «на выход» — теперь всё демократично и в театр можно идти в футболке и джинсах. Исчез ритуал. Всё в жизни становится проще и проще, включая человеческие взаимоотношения. Детский театр не должен опускаться до примитивизма.

Дети растут, обретая личность, учатся выверять ценности, определяют какие-то перспективы, ставят цели… Между играми и учёбой идёт внедрение в реальную жизнь. Чем театр может помочь со своими картонными деревьями и прочими условностями? Уверяю, может! Расширить кругозор, помочь открыть что-то новое — образ жизни, имя интересного художника, образ мысли… Станиславский когда-то положил в основу своей системы слегка изменённый афоризм Пушкина: «Истина страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах» (у Пушкина о драматургии — «предполагаемых обстоятельствах»), всё остальное остаётся незамеченным, когда страсти истинные. Театр моделирует жизнь, но это не значит, что сама жизнь во всех её уродливых проявлениях должна «вываливаться» на сцену. Театр, по моему глубокому убеждению, должен возвышать зрителя, артиста, должен порождать стремление к благородству, будить чувства к прекрасному. Если и провоцировать, то добрые, красивые поступки, тем более тот театр, основная часть зрителей которого — дети! Как ни странно, дети порой понимают смысл спектакля гораздо глубже и точнее взрослых — ведь их жизненный опыт ещё не велик, а значит, многое для них — открытие, сопровождаемое эмоцией.

новости курган

Театр кукол — это не просто театр, это особый вид искусства, определяющий и способ существования артистов на сцене. Здесь при тех же истинных страстях, как в драматическом театре, иной масштаб, другие скорости проживания эмоций. Но обязательно проживания, не обозначения.

Свифт когда-то написал в своём памфлете: «Чтобы лучше узнать особенности человека, надо было придумать кукольный спектакль». Это было в ХVII веке! И предназначались эти кукольные спектакли для взрослых! И почему куклы? В каждой кукле, созданной художником, чаще всего уже заложен характер, вернее, основная его черта, и дети сразу распознают персонажей — кто с кем и за что…

В помощь зрителям и на радость театралам в «Гулливере» работает «Школа театрального зрителя» в которой участники проходят весь путь постановки спектакля — от застольной читки до его премьеры и обсуждения. Все занятия школы проходят на примере ставящегося планового спектакля, если, конечно, постановщики согласны на участие в нашей школе. Такая школа может иметь для кого-то профориентационный смысл, а кто-то увидит сложный путь спектакля к зрителям и поймёт, что аплодисменты достаются непросто. А кто-то в следующий раз в книге отзывов напишет по поводу спектакля не одно «Супер!», а несколько предложений, оценивающих поступки героев спектакля, игру артистов, работу художника.

новости курган

Всегда радует, когда в театр дети приходят с родителями. Возникает надежда на то, что состоится разговор об увиденном, что спектакль поможет разрешить какие-то жизненные ситуации. Вот, к примеру, спектакль «Гадкий утёнок» (0+)… В курятнике шум и гам — всегда есть о чём покудахтать — то зёрнышек побольше ухватить надо, то над яйцом необычным посмеяться… А тут — вылупился утёнок ни на кого из местных не похожий. И вот на необычного утёнка обитатели курятника набрасываются с таким самозабвением, что теряют своё собственное лицо — гусь не замечает, что начинает лаять, как собака…

И зал, который только что закатывался от смеха, глядя на склоки из-за зерна, вдруг затихает, оставляя без поддержки птичью жестокость, осознавая всю несправедливость по отношению к необычному утёнку, обозначив таким образом, на чьей стороне поддержка зала. Это наши с вами дети сделали выбор, возможно, не отдавая себе отчёта, просто сердцем, душой, не испорченной ложью, возмутились несправедливостью. Можно надеяться, что так они будут реагировать и в жизни.

Театр существует ради контакта… Люди понимают, возможно, по-разному, но чувствуют одинаково — эмоции одни, поэтому плачут в одних и тех же местах, взрываются аплодисментами, смеются вместе…

Март — театральный месяц — здесь и День кукольника, и День театра, и хочется пожелать нашим зрителям хороших спектаклей, а театру — не потерять лицо.

Татьяна Андреева, заведующая литературно-­драматургической частью театра кукол «Гулливер»

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *