КМЗ «переодевается в штатское»

новости курган

О перспективах развития производства гражданской продукции на Курганмашзаводе

Новинки изделий военного назначения производства ПАО «Курганмашзавод» широко известны — это и БМП-3, и платформа «Курганец-25», БМД-4М, БТР-МДМ «Ракушка»; на недавнем форуме «Армия-2020» была впервые представлена БМП «Манул». А вот о новых гражданских изделиях на фоне того, что МКСМ-800 и ТМ-140 давно хорошо себя зарекомендовали, не было слышно уже много лет. Кроме того, как известно, Президент России Владимир Путин поручил к 2030 году, к тому времени, когда перевооружение армии на новую технику в основном завершится, довести выпуск мирных изделий на предприятиях ОПК до 50 % в общем объеме производства. О том, какие планы на этот счёт есть у флагмана зауральской промышленности, рассказывает директор по гражданской продукции ПАО «Курганмашзавод» Сергей Бочаров.

Арктическая стратегия

На Курганмашзаводе сформирована стратегия развития гражданского направления на период до 2025 года. Она носит характер, отвечающий исторически сложившимся компетенциям предприятия, — созданию гусеничной техники. В ней предусмотрены как развитие традиционной линейки машин повышенной проходимости — снегоболотоходов ТМ-140 — так и создание принципиально нового универсального шасси УТС-140. Этот проект прошёл защиту в Министерстве промышленности и торговли РФ, и ему гарантирована серьёзная финансовая государственная поддержка из Фонда развития промышленности. Курганмашзавод готовится представить на рынке унифицированное гусеничное шасси, на базе которого можно разместить 15 изделий. Это пожарные машины для работы в труднодоступной местности, бензовозы, самосвалы, краны, «ремонтки», пассажирский транспорт, одним словом, практически вся номенклатура специализированной техники, которая обычно передвигается на колёсах.

Речь идёт в первую очередь о работе в арктической зоне, ведь сегодня развитие приполярных территорий является одним из стратегических приоритетов нашей страны. В то же время использование старых образцов техники, уничтожающей при своём движении тончайший плодородный слой, наносит непоправимый урон тундре. Это вызывает целую лавину экологических последствий, таяние вечной мерзлоты, негативно сказывается на жизни коренных народов Севера. Поэтому на новом этапе освоения Арктики во главу угла ставится сохранение её уникальной и очень ранимой природы. В эту идеологию органично вписывается КМЗ со своим вездеходом, который отличается исключительно низким удельным давлением на грунт и особенностями гидравлической трансмиссии, исключающей пробуксовки.

Нельзя оставлять без внимания и факторы рыночной экономики. Символом освоения Севера в советское время были вертолёты, но тогда и стоимость керосина никто не считал. Сегодня же эксплуатация винтокрылых машин влетает в копеечку, поэтому их целесообразно использовать в экстренных случаях, например в санитарной авиации, а людей и грузы везти по земле. Кстати, новое шасси будет в два раза более грузоподъёмным, чем ТМ-140 — не 4, а 8 тонн.

Следующее генеральное направление развития гражданской продукции — это модернизация многоцелевой коммунально-строительной машины, знаменитой МКСМ, которая стоит на конвейере Курганмашзавода уже 30 лет. Кто-то скажет, что в современном динамичном мире это уже «ветеран», кто-то кивнёт на её неказистый дизайн. Но её концепция по-прежнему актуальна и незаменима, а машина продемонстрировала свою живучесть. Вокруг неё создалась целая индустрия сервисных центров, ремонтных мастерских, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса. Нет нареканий и у тех, кто эксплуатирует МКСМ.

курган новости

 

Цифровой «Пионер»

При развитии гражданского направления учитываются современные тенденции глобальной цифровизации и использования искусственного интеллекта. На форуме «Армия-2020» внимание экспертов привлёк роботизированный противопожарный комплекс «Пионер» на базе лесопожарной машины ПМ-160, который Курганмашзавод представил совместно с ВНИИ «Сигнал» из города Коврова. Оба предприятия входят в холдинг «Высокоточные комплексы». Машиной на гусеничном шасси удалённо управляет оператор из мобильного пункта на базе «уазика-буханки» или же с носимого пульта. Благодаря тепловизору можно обнаружить очаг горения. Комплекс оборудован пожарным стволом, бульдозерным отвалом, а также собственной системой пожаротушения и внешнего орошения. Кстати, если на минутку вспомнить об оборонном профиле завода, то тот же институт разработал комплекс «Параллакс», благодаря которому можно использовать в качестве робота боевую машину, управляя ею при помощи джойстика и очков виртуальной реальности.

КМЗ вплотную занялся техникой для огнеборцев: на базе нового унифицированного шасси совместно с Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования планируется создание мощной пожарной машины повышенной проходимости.

Гражданской продукцией Курганмашзавода заинтересовались силовые ведомства — Росгвардия и Погранвойска ФСБ России. Первая из служб дала высокую оценку ТМ-140 после трёхмесячных испытаний в Ленинградской области; пограничники же планируют использовать вездеход, в кузове которого можно разместить хоть vip-салон, хоть солдатский кубрик, для дислокации удалённых нарядов. Интересно, что в первый же день испытаний машины пограничниками у нас в Петуховском районе удалось задержать нарушителей, которые спутали звук двигателя ТМ с урчанием трактора «Кировец».

новости курган

Особое внимание привлекает возвращение Курганмашзавода к производству машин для лесного хозяйства. Ещё в 90е годы под флагом конверсии завод наряду с транспортной машиной представил лесопромышленную МЛ-107, очень продвинутую даже по сегодняшним меркам. Но если первая с тех пор стабильно выпускается, то вторая, к сожалению, ограничена малой серией. МЛ разработана в качестве трелёвщика, то есть предназначалась для того, чтобы тащить 14 кубометров деревьев к месту обработки и распилки. На смену МЛ-107 создается и выходит на испытания в 2021 году на базе унифицированного шасси лесопромышленная машина УТС-140 (форвардер). Другими словами, тем, кто будет использовать новое изделие, не придётся тащить через всю чащу «хвосты», сминая подлесок, сдирая мох. Опять же, экология и рациональное использование лесного фонда.

Есть договорённость с Уралвагонзаводом, который, как и Курганмашзавод, входит госкорпорацию «Ростех», о совместном выходе на рынок техники для лесного хозяйства. Танкостроители из Нижнего Тагила планируют производить машину другого типа — харвестер. Задачи этих машин можно кратко охарактеризовать так: «вы пилите — мы вывозим». При этом и на «старой» МЛ и тем более на новой обеспечивается комфорт и безопасность работы водителя. Раньше не каждый, кто работал на трелёвке, на тракторах ТТ-4, мог дотянуть до пенсии, не получив инвалидность.

Наконец, нельзя не сказать об ещё одном важнейшем гражданском направлении, теперь уже не связанном с выпуском техники. Речь идёт о литейном производстве, которым КМЗ всегда славился, и, в отличие от многих других предприятий, его удалось сохранить. На техперевооружение литейного комплекса планируется выделить значительные финансовые ресурсы — более одного миллиарда рублей.

В рыночных обстоятельствах

С учётом фактора себестоимости сейчас на Курганмашзаводе проходит реконструкция и модернизация производства гражданской продукции. Например, формируются отдельные цеха, где концентрируются технологические цепочки её изготовления.

Понятно, что снижение затрат на производство, особенно на таком гиганте как КМЗ, зависит не только от внутризаводских мероприятий. Поэтому Сергей Бочаров и как топменеджер Курганмашзавода, и как общественный деятель, председатель регионального отделения Союза машиностроителей России, поддерживает работу губернатора Курганской области Вадима Шумкова по снижению энерготарифов. Это внесёт заметный вклад в уменьшение себестоимости всей продукции предприятия. Высокую оценку вызывают у нашего собеседника и другие шаги, которые предпринимает глава региона и правительство области, — создание особой экономической зоны, организация технопарков, комплекс мер по поддержке бизнеса.

Нельзя здесь не упомянуть и пресловутые санкции. Потребитель сейчас, как известно, ценит не только прикладные функции любого товара, но и его дизайн. Его и придали новому поколению малых коммунально-строительных машин Курганмашзавода — МКСМ-1200 (цифра здесь означает грузоподъёмность), которые готовятся выйти в серийное производство.

Предприятие, которое намерено продвигать на рынке свою продукцию, обязательно будет с кем-то конкурировать. Поэтому продажа машин — сегодня самый ответственный участок работы. Можно только приветствовать честное соперничество, но, к сожалению, Курганмашзаводу зачастую приходится сталкиваться и с недобросовестными компаниями.

новости курган

Впрочем, в этой сфере есть и хорошие новости — в прошлом году Государственная Дума РФ, откликаясь на пожелания отечественной промышленности, приняла поправки, предусматривающие введение квот по закупкам российской продукции. Правительству РФ предоставлено право устанавливать для государ-ственных и муниципальных заказчиков, а также для заказчиков по Федеральному Закону № 233 обязательную долю закупок товаров, произведенных в России. Эти поправки направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса при диверсификации производства, то есть при увеличении выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.

Постоянной практикой при продвижении на рынок гражданской продукции КМЗ является использование лизинговых схем, для чего предприятие заключило лизинговые договоры с восемью банками.

Необходимым элементом развития гражданского направления является расширение сети сервисного обслуживания. Любой покупатель, приобретающий сложную технику, хотел бы видеть сервисные центры, сопровождающие изделия в течение всего их жизненного цикла.

Здесь имеются сложности — тот же снегоболотоход работает не в черте города, а на необжитых территориях, где населённых пунктов раз, два — и обчёлся. Тем не менее сервисные центры развиваются, при этом важно, что в процессе участвует местные малые предприниматели, с которыми Курганмашзавод сотрудничает.

На мирные рельсы

курган новости

Подводя итог, стоит отметить, что гражданские гусеничные машины Курганмашзавод серийно выпускает с 2000 года, активно используя наработки оборонного производства. Пройден путь от создания первых опытных образцов ТМ-1 до серийно выпускаемой сегодня гусеничной плавающей машины ТМ-140. Более 30 лет на рынке мини-погрузчики МКСМ-800. Проводится её модернизация. Продукт становится лучше год от года. Но на их выпуск не переведешь весь огромный завод, изначально «заточенный» под выпуск военной продукции. Поэтому необходимо кардинально менять идеологию и подходы к производству изделий гражданского назначения, доля которой общем объёме производства КМЗ занимает пока 1012 процентов. До 2030 года остаётся не так уж много времени.

При этом, как отмечает исполнительный директор предприятия Пётр Тюков в интервью «Российской газете»: «Курганмашзаводу, может быть, тяжелее других предприятий ОПК наращивать объем гражданской продукции, поскольку изначально предприятие строилось как оборонное. Под изготовление большого количества боевых машин пехоты БМП-2, БМП-3 формировались технологические потоки, подбиралось оборудование, определялся масштаб промышленных площадей. Поэтому гражданская продукция, которую предложили для рынка наши конструкторы, — мини-погрузчики, снегоболотоходы, — находится в жесткой конкурентной среде, где с подобными продуктами представлены как российские, так и иностранные производители, обладающие более адаптированными к современности производственными мощностями. Мы стараемся удержать свою долю рынка в этих агрессивно-конкурентных условиях, но даже эта задача требует огромных усилий».

В то же время в приоритете остается безусловное выполнение гособоронзаказа.

Но если внимательно поразмышлять над тем, о чём рассказал руководитель гражданского направления Сергей Бочаров, становится очевидным огромный потенциал, которым обладает Курганмашзавод для того, чтобы занять солидную нишу на рынке высокотехнологичной «мирной» продукции. Таким образом предприятие будет обеспечено ритмичной работой на десятилетия вперёд, а это — уверенность в завтрашнем дне не только для многотысячного трудового коллектива предприятия, но и для всего Кургана.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *