В 1971 году знаменитый летчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев был гостем Кургана
В феврале 1945 года на немецком бомбардировщике «Хейнкель» с острова Узедом бежали советские военнопленные. Эту почти фантастическую историю я услышал в 71м году из уст Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева.
Его направил гостивший в том же году в Кургане ответственный секретарь Советского комитета защиты мира Алексей Петрович Маресьев. Знаменитый летчик, оставшийся на войне без ног, выступал перед курганцами, а на прощание пообещал горожанам откомандировать в наш город такого героя, о котором, как он сказал, «когда-нибудь снимут фильм». Он восторженно говорил о Девятаеве: «Был в немецком плену, прошел несколько концлагерей, а потом угнал фашистский самолет и спас от смерти еще несколько военнопленных!»
И вот Девятаев в Кургане. Крепкого телосложения, в кителе капитана теплохода с золотыми нашивками на рукавах. На груди Золотая Звезда Героя. «Вы не стесняйтесь, задавайте вопросы», — говорит мне герой, видимо, почувствовав смущение молодого журналиста.
Михаил Петрович говорил о том, что больше всего ему запомнилось — о войне, пленении и, конечно же, о том, как сумел бежать.
Цифра 13 для него была роковой. Родился 13 июля. 13-й ребенок в семье. Когда ему исполнилось два раза по 13, — 13 июля 1944 года — очутился в плену.
В небе дрался до последнего. Когда его самолет загорелся, услышал по рации команду: «Горишь, прыгай!..» С трудом открыл «фонарь» и тяжело вывалился из кабины. Как летел к земле на парашюте — не помнил. Очнулся. И сразу же услышал немецкую речь: «Кто командир? Покрышкин? Сколько вылетов? Сколько сбил самолетов?» Он долго не отвечал — его били. А потом почувствовал такую злость — даже боль куда-то ушла. И начал отвечать, да так дерзко, что на секунду промелькнула мысль: «Ну, вот сейчас расстреляют. Лучше умереть, чем видеть этих ублюдков». А его снова и снова били. Девятаев плевался кровью и, глядя в глаза немецкого офицера, кричал: «Сто вылетов! Ваших самолетов сбил девять! Раздавим вас!»
Его не убили. А потом, уже в Варшаве, куда доставили всех пленных летчиков, стали заигрывать с ним. Вернули форму, награды и предложили перейти на их сторону. Получив отказ, отправили всех летчиков в лодзинский концлагерь.
Он всегда пытался бежать. Не получалось. Вместе с такими же пленными, как и он, делал подкоп. Кто-то их сдал. Били жестоко, изобретательно — лишь бы больнее. А потом грузили в вагоны и отправляли в новый лагерь.
В Заксенхаузене на его полосатую робу прикрепили нашивку смертника — треугольный знак предстоящей дороги в крематорий. Фашисты понимали: с таким, как он, возиться нечего. Упрям, предан советскому строю, пользы от него не будет.
Последний лагерь — на острове Узедом. Это был испытательный полигон. Рядом холодное Балтийское море, свинцовые волны. Отсюда не сбежишь. На этом острове Вернер фон Браун готовит самое секретное оружие — «ФАУ-1» и «ФАУ- 2». Гитлер надеялся на эти ракеты, как на самое великое чудо. Такие «ФАУ» имеют самую высокую дальность полета, достаточную, чтобы поразить Лондон и Нью-Иорк.
Все это скоро понял Девятаев. И удивился: неужели наши не знают о базе ракет? Бомбят, да не там… А пока Михаил присматривается к бомбардировщикам «Хейнкель».
Мощные двухмоторные машины всегда готовы к вылету — заправлены, прогреты и упакованы в чехлы. На таких можно далеко улететь. Но как? Важно попасть в «планирен-команду». И такой случай представился. В команде обслуги остались самые выносливые — русские. Другим не по силам работать днем и ночью — на морозе и пронизывающем ветру.
Восьмого февраля 1945 года Девятаев с группой военнопленных принимают решение: совершить захват самолета и — лететь! Тот день впечатался в его памяти во всех подробностях. К одному из «Хейнкелей» немцы подвозят горючее, прогревают моторы. А это значит, что самолет готовят к вылету. Подходит время обеда. Пунктуальная охрана уходит в столовую. Девятаев убеждает конвоира о необходимости расчистить капонир. Мол, это задание мастера. Конвоир не соглашается, ругается, а потом выводит всю команду на расчистку земляного укрытия.
И началось главное: заключенные убивают конвоира, тело прячут в снег. Чтобы не привлекать внимание, строем выходят к самолету. Сзади в форме конвойного с винтовкой Иван Кривоносов. Подходят к самолету, торопливо расчехляют его. И — почти влетают в кабину. Ключ на зажигание. Мотор не реагирует. Еще секунда и Девятаеву становится понятно — нет аккумуляторов! Его пробивает холодный пот, сердце готово выскочить из груди. Кривоносов бросается к соседнему самолету и обнаруживает там тележку с аккумуляторами. Вот они — готовые к подключению! А дальше все как в кошмарном сне: тяжелые вспомогательные источники тока мгновенно закидывают в самолет, отчаянные пленные также быстро их подключают. И вот уже заработал один мотор, затем другой. Пытаясь понять бортовые приборы, Девятаев выруливает самолет по бетонке и набирает скорость. Впереди море.
Самолет не отрывается от полосы и продолжает мчаться вперед. Еще мгновение и море поглотит «Хейнкель». Михаил видит, как из столовой выскакивают немцы и бегут к самолету. Мысли скачут, голова идет кругом. И тут Михаила озаряет догадка: триммеры руля высоты установлены не на «взлет», а на «посадку». Но где найти эти рычажки на сложной панели самолета?! Сколько есть сил кричит команде «Помогите»! Те налегают на штурвал, чтобы отжать его и поднять хвост самолета — на взлет! «Хейнкель» нехотя отрывается от земли и начинает набирать скорость. Все! Они в воздухе…
Самолет держит курс на север. А впереди еще немало опасностей. Если над морем относительно спокойно, то над сушей смогут сбить. Встретили «Фоке-Вульф», тот прошел рядом, но не стрелял. Девятаев уводит самолет в облака. Так спокойнее. В разрыве белоснежных «подушек» видит караван немецких судов, сопровождаемых «Мессершмитами». Увидев одинокий «Хейнкель», два истребителя пытаются приблизиться к нему. Но и здесь тоже все обошлось! Оказалось, что немецкий летчик увидел у «Хейнекеля» убранные шасси и пытался привлечь к ним внимание пилота.
С двумя полными баками прошли в небе всю Балтику, потом покружились над польской территорией. И, наконец, приземлились в Восточной Германии. Везение?
На весь полет ушло около трех часов. Когда сели и открыли кабину, громко стали кричать бежавшим к самолету советским автоматчикам: «Не стреляйте! Мы свои! Мы из плена!»
Чуть позднее Михаилу Девятаеву предоставят возможность встретиться в штабе 61-й армии с боевым командиром, Героем Советского Союза Павлом Беловым. Летчик доложит ему о секретной базе на острове Узедом, где немцы готовили ракеты «ФАУ». Генерал удивится: «Так мы их регулярно бомбили!» Оказалось, бомбили макеты-приманки, а настоящие «ФАУ» немцы надежно припрятали.
Были такие разговоры: осведомленный о настоящей немецкой ракетной базе Сталин тут же сообщил главам союзных миссий: бомбите не там. Чуть позже станет известно о том, что союзники нанесли удар по настоящей ракетной базе и уничтожили ее. Вот так немцы не смогли воспользоваться «ФАУ». Большие города союзников были спасены от тяжелых ракет.
Спустя годы Михаил Девятаев сможет с радостью освободиться от проклятого клейма: бывший пленный. До этого были и плевки в его сторону, и выкрики «сволочь». Многие боялись с ним общаться — таких как он не жаловали. Но в августе 1957 года вышел Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Фронтовик сразу же получил трехкомнатную квартиру, а потом стал капитаном современного теплохода «Метеор».
Знаменитый летчик прожил долгую жизнь, был почетным гражданином Мордовии, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия). Написал две книги «Побег из ада», «Полет к солнцу». О нем сняли фильм в нашей стране и две документальные киноленты в Германии.
Михаила Петровича особенно любили мальчишки. К каждому он находил добрые слова. Умел по-приятельски пожать им руки и сказать доброе слово. А они в своих играх повторяли подвиг знаменитого летчика.
Теги: война, девятаев, история, память
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости