День рождения джинсов: главному предмету советской фарцы исполняется почти полтора века

курган новости

Для советского человека джинсы значили много: связи и деньги, свободу и успех у противоположного пола.

20 мая — день рождения джинсов. Для нас слово «джинсы» обозначает привычный предмет одежды. Удобный, практичный, иногда – модный, иногда – не очень. Особых эмоций не вызывает. Зато для советского человека послевоенного времени джинсы значили невероятно много. В первую очередь, связи и деньги. А также свободу и успех у противоположного пола.

Достать джинсы было невероятно сложно, это стоило больших денег и, иногда, репутации. Например, в 80-е годы их можно было купить на барахолке в среднем за 200 рублей, притом, что зарплата инженера составляла около 120 рублей в месяц. Покупка была сопряжена не только с колоссальными тратами, но и с риском – «джинсовые» сделки считались спекуляцией, которая могла караться лишением свободы на срок до двух лет.

курган новости

Дороговизной и рискованностью предприятия пользовались недобросовестные торговцы. Обычные брезентовые штаны красили в цвет индиго, пришивали нашивки с лейблами известных джинсовых фирм – и готово. Покупатели не успевали распознать обман: все происходило тайно и очень быстро, ведь из-за угла всегда мог выйти милиционер или слишком любопытный прохожий. Отдав скопленные рубли в обмен на пакет с заветными джинсами фирмы Lee, Levi Strauss, Wrangler или Montanа, советский модник бежал домой, распаковывал обновку, а там – подделка. Или одна штанина — рассказывают, случалось и такое.

Но были, конечно, и счастливчики, сумевшие обзавестись «фирмой». Подлинность джинсов можно было определить несколькими способами. Знатоки распознавали оригинал по качеству прострочки, местоположению заклепок, карманов и нашивок, фирменным значкам на бегунке молнии, цвету ниток. Способ проверки попроще: потереть джинсы мокрой спичечной головкой — если она синела, значит, все в порядке. Способность истираться была основным отличием джинсы от брезентовой подделки. Поэтому особым шиком считались потертые джинсы – модники добивались этого, истязая ткань обломком красного кирпича.

Считается, что все началось с Шестого всемирного фестиваля студентов и молодежи, который прошел в 1957 году в Москве. Тогда приоткрылся железный занавес, и советские люди впервые увидели огромное количество иностранцев – в яркой, непохожей на советскую, одежде. Уезжая, заморские гости обменивались вещами с советскими друзьями. Особо предприимчивые люди быстро поняли, что на интересе к иностранщине можно здорово заработать. Доходы оказались так велики, что оправдывали все риски.

курган новости

Интуристам разрешили въезд в СССР, и они привозили заветные джинсы и другие вещи, которые продавали фарцовщикам. Фарцовка — сленговое название запрещённой в СССР подпольной покупки/перепродажи (спекуляции) труднодоступных или недоступных рядовому советскому обывателю дефицитных импортных товаров. По одной из версий слово происходит от фразы, с которой спекулянты подходили к интуристам: «Do you have anything for sale?» — «Есть что-нибудь на продажу?». От искаженного «фор цейл» и произошла форца. Для борьбы с фарцовщиками даже ввели административную ответственность «за приставание к иностранцам», но они все равно исхитрялись избегать наказаний.

Сначала клиентами спекулянтов были стиляги – модная молодежь, одевавшаяся в западные вещи и слушавшая западную музыку (пластинки с аудиозаписями были, кстати, не менее вожделенны, чем джинсы). А с 1970-х годов – все, у кого имелись деньги и желание выделиться. Сама фарцовка приобрела гораздо больший размах, потому что теперь не обязательно было караулить интуристов. Вещи добывали через знакомых, имеющих право выехать за рубеж — спортсменов, актеров, дипломатов.

Счастливчикам, попавшим в зарубежную командировку, запрещалось привозить из-за границы больше одной пары джинсов. Поэтому, возвращаясь на Родину, советские путешественники невероятно полнели. Они надевали на себя несколько джинсов и рубашек, прикрывая все просторными костюмами. Неудивительно, что перекупить в СССР джинсы по размеру было почти невозможно. Проблема решалась оригинально: нужно было лечь в горячую ванну на пару часов прямо в обновке, чтобы она села по фигуре.

курган новости

На всех желающих запрещенного импорта не хватало, так что 70-е годы в Одессе открылись подпольные цеха по пошиву джинсов. И, наконец, в 1983 году советское правительство решило легализовать производство синих рабочих штанов – в городе Калинин (так называлась Тверь) открыли легальную фабрику, которая шила мужские брюки из индийской джинсовой ткани. А еще через несколько лет Внешторг СССР закупил огромную партию джинсов (правда, малоизвестных лейблов) и они появились в свободном доступе в столичных магазинах.

Но модники, даже в 90-е, стремились обзавестись оригинальными джинсами известных марок. Самыми стильными считались «варенки». Теперь из-за границы их привозили челноки (люди, ездившие за товаром за границу). Правда, чаще всего из Китая и далеко не оригиналы. Только к началу 2000-х страсть россиян к зарубежным джинсовым штанам, наконец, угасла.

А из-за чего, собственно, вся история? Первые джинсы продал американец Ливай Страусс в 1853 году — всего за полтора доллара. Это были рабочие брюки из парусины со множеством карманов и крепкой двойной строчкой (практически то же, что шили советские подпольные цеха). Они были очень прочными и потому пользовались популярностью у золотоискателей. Скоро Страусс основал фирму по пошиву рабочей одежды. А 20 мая 1873 года его компания получила лицензию на единоличное право производства брюк с заклепками на карманах. Эта дата и считается днем рождения джинсов. Синими они тогда не были. Только со временем брезентовую ткань заменили прочным материалом «деним» — из французского города Ним. Так джинсы приобрели привычный советскому покупателю цвет.

В ХХ веке производство джинсов освоили другие компании – известные и малоизвестные. Они экспериментировали с тканью, фасонами и цветом, так что из рабочих штанов джинсы превратились в повседневную одежду для мужчин разного социального уровня. Женский вариант такой одежды появился только в 1981 году.

После ухода некоторых западных брендов с российского рынка весной этого года, отечественные предприниматели поспешили представить импортозамещающую продукцию, в том числе – джинсовую. Гарантируют прочность и стиль. Но ценители западных брендов, вероятно, чувствуют себя вернувшимися во времена Советского Союза. Так недалеко до новых фарцовщиков и челноков. Хотя если модники успели купить фирменные джинсы до санкций, сверхпрочные штаны должны служить им еще не одно десятилетие. А иначе — какой в них прок?

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus