Вернувшийся орден Илюшина

новостьи курган

Про топ-менеджера из прошлого века

Безмерно жаль, что об этом интереснейшем и талантливом человеке приходится писать в прошедшем времени: был, жил, работал, любил, творил…

Весной этого года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Алексея Федоровича Илюшина, внесшего огромный вклад в развитие промышленности Зауралья, в рост города Кургана и арматурного завода — бывшего ОАО «Икар» (Курганский завод трубопроводной арматуры).

Биографические вехи Илюшина до трагической перемены в его жизни легко можно восстановить по его же книге «Обретая судьбу. Записки генерального директора», изданной в Челябинске в 1983 году. На мой взгляд, книга эта и сегодня не устарела, думаю, может оказаться полезной и нынешним директорам промышленных предприятий. Публицистиче­ские размышления автора удивительно созвучны сегодняшним нашим проблемам. Вот что, например, Илюшин писал о профессии инженера.

«В годы довоенные, помню, слово «инженер» приводило в трепет. Оно было окутано магическим ореолом высокой науки. В век нынешний звание инженера стало рядовым и даже заурядным. Заводские девчонки смеются над подругами: «Фу-у-у-у. Замуж вышла за инженера». Массовый выпуск инженеров привел к тому, что на завод приходят люди с дипломами и совершенно несформировавшимся индивидуальным багажом. Лишь через несколько лет мы узнаем, кто есть кто. Или действительно инженер, или человек, имеющий диплом инженера. Сегодня промышленность требует от инженера энциклопедических знаний, знания мировой практики. Нужны специалисты с широким кругозором, глубоко интересующиеся технической наукой, философией, культурой, знающие иностранные языки».

Книга насыщена подобными публицистическими пассажами, диалогами, удивительными историями, что, несомненно, выдает в авторе литературный дар. Писал Алексей Федорович и стихи, для внуков сочинил сказку «Вега». Я с удовольствием поговорил бы с ним сегодня о литературе, о Маяковском, творчество которого он так любил. И, конечно, о заводе, может быть, даже о моем отце, которого Алексей Федорович знал и уважал за фронтовое прошлое, за честный четвертьвековой труд с самого начала существования арматурного завода.

новости курганСам Илюшин был назначен директором арматурного в 1969 году и возглавлял предприятие до середины восьмидесятых годов. Это время выдвинуло в Кургане плеяду блестящих организаторов промышленного производства. Михаил Александрович Захаров (КМЗ), Евгений Васильевич Таранов («Курган­прибор»), чуть позже — Анатолий Николаевич Соболев (автобусный завод), Анатолий Васильевич Чернов («Корвет»). Илюшин, бывший в год своего назначения самым молодым директором в Курганской области в Министерстве химического и нефтяного машиностроения, не затерялся в кругу опытных руководителей. Таких иногда называли и называют «красными директорами». Но в наше время в этом пропагандистском термине, родившемся в эпоху сталинской индустриализации тридцатых годов, смысловой плюс изменился на большой минус. Сегодня названных директоров и прежде всего Илюшина называли бы эффективными топ-менеджерами.

Корни у Илюшина самые русские — рязанские, крестьянские. Родился он в селе с хорошим, ласковым названием — Добродушное. И хоть говорят, что не место красит человека, но что-то в каждом из нас есть от того места, где мы родились. В данном случае, может быть, как раз добродушие. А Алексей Федорович точно был человеком доброй души.

К началу войны, когда семья перебралась в Калужскую область, Леньке стукнуло девять лет. Но он работал, как большой мужик, и за себя, и за отца, который ушел воевать. Жизнь всему научила.

Отец остался жив, и после семилетки Алексей Илюшин двинул в Москву. Учеба в техникуме была прервана на четыре года службы на Северном флоте, но диплом о среднем техническом образовании он все-таки получил. Доучился, добился своего уже после службы, как и впредь будет добиваться любой цели, поставленной перед собой. К тому времени Илюшин считал себя «тертым калачом» и в Курган по распределению ехал с легким сердцем и с молодой любимой женой. Тамара, москвичка, окончила тот же техникум. Был август 1957 года.

Молодую семью на первых порах поселили в подсобных помещениях инструментального цеха будущего курганского завода «Химмаш». Было трудно. «Всем первым трудно», — говорил Илюшин, но масштабы всесоюзной комсомольской стройки, какой считался «Химмаш», вдохновляли.

Как только Илюшины приехали в Курган, Алексей поступил в Уральский политехнический институт, но вскоре перевелся в КМИ, где впервые набирали студентов. Учился по вечерам без отрыва от производства, одновременно набираясь и теоретических знаний, и практического инженерного, управленческого опыта. Природная одаренность Илюшина, стремление всегда доводить дело до конца, умение организовать людей на решение сложных задач — вот секрет его довольно скорой карьеры. От цехового технолога за короткий срок он шагнул до заместителя главного инженера «Химмаша».

После назначения в 1969 году директором соседнего, арматурного, завода Илюшин, проанализировав ситуацию, разделил задачи на две стороны: для руководителя, то есть для себя, и для заводского коллектива. Для себя приоритетам считал кадровую политику, техниче­ское перевооружение и научную организацию труда, строительство и завода, и объектов соцкультбыта, жилья. А перед коллективом поставил задачу стать первыми по министерству. Многие посчитали это фантастикой. Только не молодой директор. За фантастическими планами Илюшина стояли реальные дела и вера в людей, ведомых им. «Никто со стороны к нам не придет, — говорил он рабочим и инженерам, — и не решит наши проблемы. Только мы сами своим трудом сможем вывести завод в передовые».

И они добились своего! Уже через три года арматурный завоевал первое место в соревновании промышленных предприятий Кургана, оставив у себя переходящее Красное знамя на несколько лет подряд. Вскоре пришли победы и в министерском, и во всесоюзном соревновании. Итог — орден «Знак Почета», врученный заводу в 1976 году. Так был отмечен труд и всего коллектива, и директора, измеряемый в совершенно конкретных цифрах. За первую директорскую пятилетку А. Ф. Илюшина завод увеличил выпуск продукции на 60 %, повысил производительность труда на 48 %, освоив 65 типов новых изделий для химической, нефтяной и атомной промышленности, для тысяч строек страны.

Уже через год арматурный завод и «Химмаш» сливают в производственное объединение «Курганармхиммаш». Альтернативы на назначение директором нового предприятия в министерстве даже не рассматривали — только Илюшин!

Семь лет колоссального труда Алексей Федорович потратил на то, чтобы сделать «Курганармхиммаш» образцовым предприятием. На двух заводах, составляющих объединение, была проведена глубочайшая реконструкция, интенсивно строилось жилье для заводчан, выросли лучшее в области подсобное хозяйство «Благодатное», два детских лагеря, свой комбинат питания «Русь». Особая любовь и забота Илюшина — люди творческие. Он любил живопись, театр, музыку, литературу. При нем на «Курганармхиммаше» было создано бюро промышленной эстетики, появились мастерские для заводских художников, дей­ствовал художественный совет, который, кроме образцов промышленного дизайна, утверждал программы илюшинских «творческих пятниц», а также многочисленных концертов и выставок, в которых наряду с заводчанами участвовали самые известные в области музыканты, поэты, художники.

Мечту об образцовом предприятии Илюшину не дали довести до конца, аорту творческого поиска как бы перерезали.

Все началось с заводского ЧП. В одном из цехов украли несколько плат со станков с числовым программным управлением. А раз станки эти стояли в цехе, производящем оборудование для атомных станций и «оборонки», делом заинтересовался КГБ. Доложили в Москву о «диверсии», ну и завертелась машина. Хотя кража та была пустячной, просто пэтэушник хотел удивить друзей домашней цветомузыкальной установкой, сооруженной с помощью злополучных плат. Но ходу назад уже не было. Из Москвы прибыла комиссия в составе работников КГБ и КРУ, которые «накопали», не обращая внимания на кражу, совсем другое.

Далее последует объяснение, которое Алексей Илюшин давал и во время суда, и в прижизненных интервью прессе. И нет у нас никакого права менять в этом объяснении хоть одну запятую или не верить ему.

«Мы нарушили инструкцию по сдаче готовой продукции, — говорил Алексей Федорович. — Даже не закон. Мы никого не обокрали и в государственный карман не залезли. Просто я как директор и профком приняли решение из фонда предприятия выдать 32 тысячи рублей премии работникам завода. Мы считали их работу хорошей, а комиссия нашла, что часть продукции была сдана с нарушением инструкции. Но деньги-то эти были уже заработаны заводчанами и находились в фонде предприятия. Сам я не получил ни копейки, по всему делу не проходит никакого криминала моего лично, никаких денег я не присваивал, шкурного интереса у меня так и не нашли. Перед людьми и Богом я чист. Но нарушение было, и государство за это строго, очень строго спросило. Я сразу понял, что бодаться теленку с дубом бесполезно. Главное — выстоять, не сломаться. Такую цель я себе ставил. Хотя обидно было, конечно, до слез…»

Я тут подсчитал своими совершенно не экономическими методами, и получилось у меня, что каждый работник «Курганармхиммаша» должен был тогда получить примерно по 150 рублей премии. По тем временам — месячная зарплата рабочего очень средней квалификации. За это Илюшин и отсидел 2 года и 7 месяцев.

О несправедливости наказания говорил весь город. По­сле снятия судимости друзья ходатайствовали о возвращении Алексею Федоровичу трудовых наград, которых он был лишен. Но Москва отказала. И даже тогда Илюшин не сломался, лишь тверже повторяя услышанные за решеткой слова: «Главное — не сколько раз ты падаешь, а сколько раз поднимаешься».

И к удивлению многих он вновь начал подниматься. Оказалось, что его управленческий талант и опыт по-прежнему востребованы, он щедро делился ими с новыми командирами производства. Не дремал и сам. Заброшенные автомастерские превратил в современное предприятие по выпуску автозапча­стей, наладил промышленную разработку месторождения бентонитовых глин в Курганской области, которые ранее везли из Армении и Болгарии. Даже открыл цех мороженого и помог встать на ноги фирме «Грибы Зауралья». Всех его дел хватило бы на несколько жизней. Но у него-то была одна!..

Он умер зимой, месяца за полтора до своего 71-го дня рождения. Прогуливался с женой под ручку, и вдруг Тамара Аркадьевна почувствовала, как муж начал оседать. Их подобрала машина скорой помощи, но, видимо, уже поздно.

Нет, не напрасно он жил, любил, страдал и работал. Всегда много работал. На памятнике, который помогли установить над могилой Алексея Федоровича Илюшина его ученики и друзья, высечен орден Трудового Красного Знамени. Его орден. Этот не отобрать…

Материал публикуется при содействии бывших руководителей промышленных предприятий Кургана А. Н. Соболева, А. Н. Симанова, Н. Д. Багрецова.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *