В Кургане выпускают уникальные снегоболотоходы для Арктики и Антарктики

Их запас хода достигает 2500 километров и автономность — месяца

Огромный, мощный, не боящийся самого лютого холода – это всё про вездеход-амфибию «Бурлак», который производят в Кургане. Его конструкция целиком является отечественной разработкой, российские и 90% комплектующих. Курганские журналисты познакомились с энтузиастами и профессионалами, создавшими и серийно выпускающими эту уникальную машину, в ходе пресс-тура по промышленным предприятиям города.

Первый экземпляр снегоболотохода на шинах низкого давления был построен в 2015 году, а в следующем году его уже протестировали в длительной арктической экспедиции. Вездеход преодолел около 3000 километров до Северного Ледовитого океана. Экспедиция отправилась из Ивделя Свердловской области, прошла через Приполярный Урал и достигла его наивысшей точки — горы Народной, преодолев перевал Дятлова. Через Инту и Воркуту путешественники добрались до Байдарацкой губы Карского моря. Спустились на воду с острова Левдиева, далее двигались по льдам и открытой воде, вышли на берег и через Салехард и Саранпауль вернулись к месту старта. Весь маршрут преодолели за 16 дней, хотя рассчитывали потратить на это три недели.

Таким образом, конструкция себя зарекомендовала с самой лучшей стороны, и далее её выпуск продолжил развиваться. Сегодня модификации «Бурлака» работают на Севере и Дальнем Востоке: Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Коми и Якутия, Красноярском и Забайкальском краях, Свердловской и Магаданской областях.

Шесть таких вездеходов применяются для работ по строительству нового зимовочного комплекса российской антарктической станции «Восток», которая расположена на Южном Полюсе холода.

Серийное производство снегоболотоходов в Кургане началось в 2020 году. В настоящий момент производится 3-4 вездехода в месяц. На предприятии трудятся более ста человек. В основном это курганцы – и конструкторы (КБ насчитывает порядка 20 человек), и технологи, и обладатели рабочих специальностей.

Однако машина становится востребованной не только у спортсменов-экстремалов, туристов и учёных, но и в силовых ведомствах. Например, «Бурлак» 6х6 с медицинским модулем вызвал большой интерес на прошлогоднем форуме «Армия-2021». Кроме того, машина соответствует ГОСТу для данного вида техники, поэтому может закупаться в том числе и государственными органами. А ещё «Бурлак», оказывается, эффективен и рентабелен на Севере у небольших торговых компаний, ведь везти товары по суше гораздо дешевле, чем вертолётом, плюс авиация зависит от погоды.

Таким образом, интерес к вездеходу растёт, поэтому, после ввода в эксплуатацию нового производства планируется выпускать от 20 до 30 машин в месяц, а среди их покупателей видят крупные нефтегазовые компании, причём такой опыт уже есть.

И вот мы на территории предприятия ООО «Вездеходы «Бурлак». Заходим в цех, и мастер сборочно-сварочного производства Артём Петров подробно рассказывает о технических подробностях и об особенностях технологии. Наш собеседник также является водителем-испытателем, он и его команда вносят предложения о совершенствовании конструкции снегоболотохода по результатам тестирования на полигоне. То есть, сам «Бурлак» и нюансы его производства наш экскурсовод знает, как мало кто другой.

новости курган

Например, шины низкого давления позволяют машине двигаться по слабонесущим грунтам – собственно, поэтому она и называется «снегоболотоход». Выпускаются модификации как грузовые, так и грузопассажирские. Есть специальные вездеходы для геологоразведки с буровой установкой, есть машины, оборудованные краном-манипулятором. «Бурлак» может оснащаться прицепами различных модификаций, длиной до 7 метров, также на шинах низкого давления.

Что касается технологии, то завод является предприятием полного цикла сборки. Все узлы и агрегаты монтируются на раме, которая производится на курганской площадке. Панели обшивки и металлоконструкции нарезаются на лазерных и плазменных станках. На заводе, конечно же, используют станки с ЧПУ и целенаправленно занимаются совершенствованием технологии производства. На этом же предприятии собирается автоэлектрика, начиная от разработки жгутов, заканчивая их вязкой и монтажом.

Надо отметить — это важный вопрос, ведь что представляет собой «Бурлак», например, в экспедиционной модификации? Это самый настоящий дом на колёсах, здесь восемь спальных мест, а по грузоподъёмности машина рассчитана на перевозку до 15 человек. Пространства хватает, чтобы обустроить кухню с газовыми горелками, для пользования которыми предусмотрена вытяжка. Еду можно готовить на откидном столе. Воды, вроде бы, в полярных широтах много, но только вот как её получить из твёрдого фазового состояния? Поэтому экспедиционный «Бурлак» оснащён снегоплавильней на 20 литров для получения горячей питьевой воды. Кстати, потом жидкость не надо черпать ковшиком – есть система автоматической подачи воды. От холода спасёт автономный обогреватель для салона. Заметим, что вездеход рассчитан не только на экстремальный холод, но и на жару – эксплуатационный диапазон температур от – 60 до + 40 градусов.

Немалый набор необходимых вещей путешественники могут компактно разместить на полках и в рундуках. А чтобы народ не скучал среди «белого безмолвия» пассажирская кабина оборудована USB-разъёмами для гаджетов, аудиосистемой и телевизором. Более того, места хватает, чтобы установить в качестве опций биотуалет, душ или сауну. А эти удобства совсем не лишние – путешествовать или работать на «Бурлаке» можно очень долго. Запас хода на встроенных баках составляет до 2500 км, при этом автономность — месяц!

Количество модификаций машины, а также её техническое совершенство продолжает расти.

«Нужно понимать, что все сотрудники нашего предприятия являются энтузиастами, снегоболтоход «Бурлак» модернизируется, в том числе, благодаря их инновациям», — подчёркивает Артём Петров.

Так, например, раздаточная коробка, бортовые редукторы снегоболотохода – это собственные разработки курганского предприятия, и выпускаются на участке механической сборки. Надо отметить, что и окраска готовых машин осуществляется на заводе в специальном цеху. В целом же производственный цикл в среднем занимает неделю.

Итак, мы прошли по всей технологической цепочке сборки вездехода, и тут Артём Петров неожиданно предлагает на нём прокатиться. И вот мы у «Бурлака» в стандартной медицинской окраске – белого с красной полосой. Именно эта машина экспонировалась на «Армии». Карабкаемся в кабину и оказываемся на высоте второго этажа. При этом органы управления и в целом дизайн рабочего места водителя выглядят не так, как у «Камаза» или «Урала», а как у легковой машины. Ладно, как у «Газели». Пятиступенчатая коробка передач. Есть, конечно, масса органов управления специальным оборудованием, например, системами изменения давления в колёсах или перекачки топлива.

Вездеход под управлением Артёма Петрова, плавно трогается с места, быстро набирает скорость, легко преодолевает препятствия. Находясь в кабине «Бурлака», просто чувствуешь, как в этой уникальной машине слились арктическая романтика и продвинутые технические решения – нет, не перевелись ещё на Руси Левши и Кулибины.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *