Журналист газеты «Курган и курганцы» открывает для россиян бельгийский футбол

«Я популяризатор, проводник, консультант», — так описывает свою деятельность Артём Прожога
Корреспондент газеты «Курган и курганцы» Артём Прожога ведёт блог о бельгийском футболе, который крупный спортивный портал номинировал на победу в категории «Лучший блог о лигах/странах» — даже сама эта номинация появилась во многом из-за его активности.
Как всё начиналось
— Почему бельгийский футбол? Неочевидный выбор, согласись.
— Восемь лет назад я посмотрел на «пиратском» сайте трансляцию матча чемпионата Бельгии, сделанную будто на калькулятор. «Пиратки» вообще качеством не отличаются.
— Полагаю, это был не первый футбольный матч в твоей жизни?
— Конечно. Футбол я начал смотреть ещё в 2008 году. До этого наблюдал только за топовыми лигами — Англии, Испании. Писал о них короткие заметки. Мне тогда было лет пятнадцать. Потом начал обозревать Сегунду — вторую испанскую лигу, даже вёл сайт о чемпионате. Тогда ещё сайты пользовались популярностью. А в 2014-м увидел тот матч и понял, что за футболом в Бельгии интересно следить. Для расширения кругозора начал погружаться в тему. Постепенно знания росли, и я понял, что больше ничего искать не хочу, мне и так нормально.
— Блог завёл не сразу?
— Сначала за бельгийским футболом я просто следил. Окружение знало об этом увлечении, но никак не комментировало. Первые тексты появились году этак в 2016-м — написал серию постов для чужого блога как приглашённый автор. Потом начал писать о бельгийском футболе в «Твиттере» и пару лет вёл о нём сайт.
Подробности о блоге
— Когда создавал блог, рассчитывал, что станешь популярным?
— Я был уверен, что это произойдёт. У меня достаточно знаний, которыми я могу поделиться, и я неплохо пишу. Хотя сначала это был скорее вызов для себя — научиться простым языком рассказывать о сложных вещах. Бельгийский футбол — тёмный лес для многих. Хотел стать проводником, показать, что там тоже интересно.
— Бывало такое, что тебе кто-то написал: «Спасибо, я почитал ваш блог и заценил бельгийский футбол»?
— Постоянно пишут. После Нового года — особенно активно начали. Дело в том, что получить информацию из других источников трудно. Пресса по теме либо на нидерландском языке, либо на французском. Даже на английском мало кто пишет. Так что в этом смысле я людям нужен.
— Пишут только футбольные фанаты или ещё кто-то?
— Ещё журналисты, комментаторы. Они знают, что с вопросом на тему бельгийского футбола надо идти ко мне. Это, наверное, была моя основная задача — чтобы в России выработалась чёткая ассоциация между мной и бельгийским футболом.
— И ты много для этой привязки сделал. Например, пишешь сумасшедшие объёмы текста.
— Да. Весь прошлый сезон писал большие обзоры туров. Большие — это от 18 до 20 тысяч знаков. Решил то же самое делать в этом сезоне. Помимо обзоров есть ещё тематические материалы. За позапрошлый год больше 700 тысяч знаков набралось, а за прошлый — больше миллиона. Чтоб было понятно — это две толстых книжки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Как ты всё это успеваешь?
— Ради достижения целей я готов многим жертвовать — спать по пять часов в сутки, например. По будням я в пять ложусь, в девять встаю. Конечно, так делать не надо. Но мир таков, что надо работать над собой, чтоб чего-то добиться. И меня никто не заставляет — к счастью, никогда не было проблем с самоорганизацией и самомотивацией.
— Ты не любишь, когда тебя называют экспертом. Почему?
— У меня ведь нет конкуренции: в России нет других гиков, которые столько писали бы о бельгийском футболе. Легко быть лучшим, когда ты единственный.
— Тогда скажи не как эксперт, а просто как погружённый в тему человек. Почему стоит начать следить за бельгийским футболом?
— Давай на конкретном примере. В Бельгии есть команда под названием «Юнион». Она вернулась в высшую лигу через 48 лет после вылета оттуда. Им как новичкам предрекали очень тяжелый сезон: команда почти без финансирования, в самом крутом дивизионе давно не выступала. Но «Юнион» сначала оказался в верхней половине таблицы, а теперь начал лидировать. В начале чемпионата такой расклад был ещё понятен, но сейчас уже с трудом поддается логике. Они, только-только вернувшись, могут победить. Это как сюжет для фильма!
О немонетизируемых (и немного о монетизируемых) бонусах деятельности
— Твоя блогерская деятельность денег не приносит?
— Чаще всего работаю по бартеру: даю информацию, а меня приглашают на площадки. Я популяризатор, проводник, консультант. И мне это нравится. Всегда думал, что эти знания будут просто так лежать в чертогах разума, но вот пригодились. Я рад.
— Ну, это всё-таки не про деньги…
— Да, это чисто пиар такой — я даю информацию другим журналистам в обмен на то, что моё имя появляется в СМИ. Удивлён ли я? Нет, был к этому готов. В большом футболе много денег, потому что люди покупают билеты на матчи, каналы оплачивают трансляции — и так далее. Бельгийский футбол массовому читателю пока неинтересен.
О деятельности Артёма узнали и в Бельгии: интервью с ним вышло на футбольном портале Walfoot— Но ты ведь пробовал писать для СМИ?
— В прошлом году нашёлся сайт, который заказывает у авторов превью малоизвестных чемпионатов. Он собрал команду авторов, которые увлекаются непопулярными командами. Ещё летом обозревал Кубок Америки для «Чемпионата» — спортивного портала. Устроился внештатником. Но в спортивную журналистику всё-таки не тянет.
— Почему так?
— Я блогер, поэтому могу сам выбирать темы. А в каком-нибудь спортивном журнале заставляли бы быстро и хорошо писать о том, что мне неинтересно.
О будущем
— Поговорим о планах. Чем хочешь заняться?
— Собираюсь в таком же нездоровом режиме доработать до конца сезона — то есть до мая. Потом, возможно, всё уйдет в более фастфуд-формат.
— Ты еще и переводчик, не только блогер. Хотел бы соединить эти две ипостаси?
— Да. Был бы рад, например, перевести книгу о футболе. Издательства, на которые я работаю, об этом знают. Может, что и выйдет.
— Как насчёт того, чтоб для других стран писать? Проблема языкового барьера для тебя неактуальна?
— Русским всё равно владею лучше. Так что пока пишу для российской аудитории, а потом, возможно, сделаю что-нибудь другое.
Об иностранных языках
— Знаю, что учишь нидерландский. Как этот процесс протекает? Всё-таки не в мегаполисе живем.
— А что, в Кургане языки не учат? Ты, наверное, привыкла ими заниматься с учителем или репетитором. А мне хватает знания принципов и языкового чутья, чтоб самостоятельно осваивать новые языки. Другие люди нужны только для практики. Но оговоримся, что нидерландский не слишком хорошо знаю. Постоянно погружён в него, потому что изучаю архивы и прессу. Понимаю многое, но не говорю.
— А как было с испанским?
— Испанский начал учить в тринадцать лет с помощью самоучителей. На начальном уровне было даже проще, чем с английским. Взялся за него из-за испанского футбола — чтобы проще было следить за любимым чемпионатом. База уже была, поэтому решил углублять знания в вузе. Теперь испанский — мой второй рабочий язык. Когда я решил стать представителем испанского футбольного клуба, это очень помогло.
— Дай напоследок совет читателям.
— Спите больше.
На фото: Артём Прожога в форме сборной Бельгии с ретрофутболками «Андерлехта» и «Брюгге» — самых титулованных бельгийских клубов.














Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.