Седьмая вода на киселе

Новости Курган

Заметки филолога

Будучи на протяжении нескольких лет членом приемной комиссии по русскому языку в Курганской сельскохозяйственной академии, я прочитала множество вступительных работ наших абитуриентов: сочинений, различных заданий, связанных со знанием лексико-фразеологических норм. При проверке комиссия, состоявшая из преподавателей и учителей-словесников, часто не могла сдержать смех, что на несколько минут останавливало общую деятельность. Причиной нашего веселья служили ляпы поступающих, встречавшиеся в работах. Предлагаю вам прочесть некоторые, особенно «восхитившие» меня, перлы.

Среди экзаменационных заданий были такие:

1. Объясните лексическое значение слов и составьте с ними предложения либо словосочетания: некролог, вакантный, рэкет, электорат, тщетно, апелляция, тост, компромисс, пребывать, фамильярно, альтруист.

Ответы абитуриентов:

«Некролог сидел на вакантном месте. Он был в синем костюме. Потом он встал и произнес тост: «За апелляцию!» Но в его душе пребывал компромисс…»
«Некролог — это врач, который возится с мертвецами».
«Для работы людям не хватало только нужного некролога».
«Тщетно — это вычислительная машинка».
«Электорат — это электрический прибор».
«На выборах присутствовала большая группа электоратов».
«Мы с отцом пришли на бал очень вакантные».
«На работу требуется вакантный человек с красным дипломом».
«Фамильярно — это плохая, грубая фамилия, например Хренов».
«Преподаватель перечитывает фамильярно по списку всех студентов».
«Альтруист — это спортсмен, который занимается горным велосипедом».
«Я проснулась в каком-то пребывании».
«Опеляция волос».

2. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними словосочетания или предложения: дать дуба, курить фимиам, без сучка без задоринки, лебединая песня. седьмая вода на киселе.

Ответы абитуриентов:

«Дерево не растет без сучка без задоринки».
«Брат оповестил сестру без сучка без задоринки».
«Лебединая песня — это полулюбовные отношения между мужчиной и женщиной».
«Заяц прислонился к березе и дал дуба».
«Мы дали дуба и ушли с пары».
«Сегодня вечером мы с другом будем курить фимиам».
«Седьмая вода на киселе — это плохой кисель».

Проверяя сочинения, мы также часто сталкивались с настоящими «жемчужинами»:

«Раскольников убил старуху Изергиль».
«Горький написал произведение «Мать на дне».
«Поэт Серебряного века Мандельштамп».
«Персонаж Льва Толстого — Элен Безухов».
«Один день Ивана Деникина».
«Чацкий и Молчалин: взгляд на праздники, на службу, на LOVE, на призвание человека».
«Софья воспитывалась без матери и брала уроки у совецких дам» (по произведению «Горе от ума» Александра Грибоедова»).
«Около 60 персонажей предстоят читателю».
«Что она, купчиха Кабанова, которая наживала все свое добро, достанется им, молодым».
«Сколько было великих полководцев: это Кутузов, Жуков, Темерязев».
«Татьяна Ларина не могла бы сохранить своего образа одухотворенной, чистой, глубоковнутренней девушки без той частицы, присутствующей у нее с детства. И это были любовь, национальность и природность почв».
«Этот текст принадлежит к типу речи — описание. В нем описуется русская деревня».

Тематика сочинений была разнообразной. Абитуриенты писали не только по произведениям классиков, но и на темы: «Мой край», «Мой идеал» и др. Предлагаю выдержки из подобных работ.

«Зауралье очень многообразно растительным и животным миром».
«В нашем краю нет замечательных людей. Был один лось, но его убили браконьеры».
«Мы должны сохранить природу для наших потомков, как они сохранили природу для нас».
«Она была с железной силоволей».
«Девчонкой она похоронила мужа и осталась с детьми на руках».
«И целовала мамины руки, даже когда была далеко от мамы».
«Моя судьба была чем-то похожа на юную Наташу».
«Мой идеал — это я сама. В школу я пошла и там не понимала многие предметы».
«Начальник говорил мне, чтобы я повышала свою строительную лестницу».
«С бродячими собаками должны быть созданы отряды».
«Не зря люди любят деревья, потому что из веток деревьев делают веники, с которыми ходят в баню».

Как вы сами понимаете, подобные ляпы вызывают не только веселье, но и ощущение горечи: незнание норм великого русского языка, отсутствие представления о классиках русской литературы и их произведениях свидетельствуют о низком уровне культуры и образованности наших абитуриентов и школьников.

Накануне нового учебного года хочется еще раз призвать всех: старайтесь больше читать, чтобы думать, говорить и писать всегда правильно.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *