Компьютер в роли учебника: чем это грозит нашим детям?

Новости Курган

Разъясняют специалисты управления Роспотребнадзора по Курганской области 

«Сегодня в обучении активно используются информационные технологии. Не вредит ли это здоровью наших детей?», спросила Марина Суворова, г. Курган.

Специалисты управления Роспотребнадзора по Курганской области разъясняют:

— Действительно, сейчас занятия в образовательных организациях ведутся с привлечением специальных технических информационных средств — это персональный компьютер; видео-, аудио-, кино; электронный учебник, который может быть использован только с помощью средств компьютерной техники. Наряду с текстом и иллюстрациями электронный учебник может содержать аудио- или видеозаписи изложения материала.

Гигиенические требования допускают оборудование учебных помещений и кабинетов не только интерактивными досками, но и сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.

Для обеспечения безопасности и безвредности применения информационных технологий обучения в общеобразовательных организациях санитарными правилами установлены временные ограничения непрерывной работы с тем или иным видом технических средств обучения.

Так, например, продолжительность непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре составляет: для учеников 1‑4 классов — не более 15 минут; 5‑7 классов — не более 20 минут; 8‑11 классов — не более 25 минут.

Аналогичная по времени продолжительность установлена для просмотра статических изображений на досках и экранах отраженного свечения. Именно из-за ограниченности использования во времени не следует заменять привычные меловые или маркерные доски интерактивными, а обычные учебники мультимедийными.

Регламентируется и количество занятий с использованием персонального компьютера в течение учебного дня. Так, для учеников 1‑4 классов оно составляет не более одного урока, для 5‑8 классов — 2 урока, для 9‑11 классов — 3 урока.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1‑2 классов — не более 20 минут; 3‑4 классов — не более 25 минут, 5‑6 классов — не более 30 минут, 7‑11 классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы школьников непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1‑4 классах не должна превышать 5 минут; в 5‑11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1‑2 классах составляет не более 25 минут, 3‑4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока.

По санитарным правилам, площадь на одно рабочее место при использовании жидкокристаллического экрана должна составлять 4,5 м2. Помещения для занятий с персональными компьютерами оборудуются одноместными столами с двумя раздельными поверхностями (вторая для клавиатуры), стульями с подъемно-поворотным механизмом регулирования высоты.

Не допускается одновременное использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста.

Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащихся в обуви. Если в одном классе проводятся занятия как для старше-

классников, так и для учеников начальной школы, рекомендуется устанавливать парты трех размеров, а за компьютерными столами использовать подставки для ног, регулируемые по высоте.

Оптимальной защитой от электромагнитных и ионизирующих излучений является расстановка столов, предназначенных для работы с компьютерами, по периметру кабинета; расположение розеток — спереди или сбоку от пользователя (сзади недопустимо). Ученические парты для проведения теоретической части занятий размещают в центре компьютерного класса.

При размещении рабочих мест необходимо учитывать расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов, оно не должно превышать 1,2 м2. Особенностью отделки кабинетов информатики является покрытие пола линолеумом с антистатическими свойствами.

Обязательным условием является соблюдение нормативных значений освещенности. В кабинетах информатики обеспечиваются уровни искусственной освещенности на столах — 300-500 люкс (единица измерения освещённости в Международной системе единиц); на классной доске — 300-500 люкс.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 люкс.

Следует учитывать, что использование средств информационных технологий сопряжено с рядом вредных факторов, к которым можно отнести: снижение относительной влажности воздуха в результате выделений тепла работающей компьютерной техникой; шум от процессора, вентилятора процессора, клавиатуры, принтера; вибрацию от вентилятора системного блока; электромагнитные излучения, ионизирующие излучения (мягкое рентгеновское излучение при использовании электронно-лучевых трубок).

Во всех помещениях, где расположены технические средства обучения, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата, проводятся ежедневная влажная уборка и сквозное проветривание во время перемен с обязательным выходом обучающихся из класса.

Ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил является руководитель образовательного учреждения, в том числе и за наличие документов, подтверждающих безопасность и возможность использования технических средств обучения в образовательном процессе.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *