Пять минут до фронта

курган новости

Музейная экспозиция «Аллея славы» хранит истории курганцев-фронтовиков

В фильме «Доживем до понедельника» кто-то сказал, что от большинства людей остается только тире между двумя датами. Кто – не помню, смотрела давно. Но не согласна до сих пор: остаются истории. Истории, которые порой вмещаются даже не в музейный стенд, а небольшую рамку.

Например, история семьи Елистратовых. Под любовно протертым стеклом висит потрепанное свидетельство о браке, такое, будто его сгибали много раз – уже и расползаться начало по линиям сгибов. Григорий Петрович и Антонида Ивановна… что там принято писать в таких случаях? Создали семью до Великой Отечественной войны, в общем.

На фотографиях – у каждого своя, слева и справа от свидетельства о браке – они оба еще молодые. Все же люди на черно-белых фото выглядят совсем по-другому, не как сейчас: старше, строже. Никакой игры с ракурсами и надутых губ, просто снимок в анфас — очень красивая Антонида Ивановна и темноволосый Григорий Петрович.

Предполагали ли они, что Григорий Петрович, по образованию тракторист-машинист, вскоре отправится воевать, а молодая жена останется его ждать?

Краткая биографическая справка услужливо сообщает, что всю войну она проработала истопником – обеспечивала теплом школу. А ее муж в звании младшего сержанта шел на Берлин. Дошел и привез медаль «За боевые заслуги» – ее можно увидеть рядом с его фотографией.

И это только одна история.

курган новости

Музей-экспозиция «Аллея славы», расположенный слева от известного каждому курганцу Вечного огня, хранит их во множестве. Ведь каждая вещь, выставленная там, могла бы много рассказать о свинцовых годах Великой Отечественной, умей говорить – рассказать о подвигах, мужестве, ранениях, смерти. И о жизни; о ней говорила бы зимняя гимнастерка Ивана Филипповича Витязева, которую тот передал в музей на хранение собственноручно. Или песенник – на пожелтевших страницах мелким убористым почерком выведены «Катюша» и ответ бойца на нее. Думала, чернила такие странные, оказалось – свекольный сок. Писать свекольным соком… даже не верится.

Музей весьма компактный. Если не приглядываться, его можно полностью обойти минут за десять, ведь там всего два не слишком больших зала – зал фронта и зал тыла. А вот если приглядываться, если внимательно рассматривать разложенные по стеллажам и городам предметы, читать поясняющие таблички…

Вот экспозиция Бреста. Там, в старой крепости над Бугом, война сделала первый шаг. Крепость защищали восемь тысяч человек, одиннадцать из них – зауральцы. В стеллаже их фото и биографии, обломок стены и патрон, а еще – ржавая каска и котелок из-под Ржева. Второй – с патронным ящиком, кобурой, пулеметной лентой и той самой «счастливой» гимнастеркой вернувшегося домой бойца. И еще стеллажи, стоящие в ряд – посвященные медикам, Сталинградской битве, танкистам. Стеллажи, хранящие предметы простые и страшные: вот ложка, вот котелок, а вон там петля колючей проволоки из концлагеря. И небольшая черная перчатка оттуда же. Ее происхождение деликатно не уточняется, но мысли до сих пор бродят нехорошие.

курган новости

Эти экспонаты трогать нельзя. Зато стол, изображающий стол кого-то из командования – судя по лежащей в хрустальной пепельнице трубке, аж Иосифа Виссарионовича – вполне можно. Можно даже за ним посидеть. Провести ладонью по зеленому шершавому ворсу, полюбоваться на лампу с массивным основанием или даже полистать газету.

В музее есть даже фронтовой блиндаж. Все как полагается: растянутый поверх брезент и маскировочная сетка, деревянный пол и длинный шершавый стол в центре. На гвозде висит темно-зеленый плащ, рядом стоят сапоги. И белые шерстяные носки висят неподалеку – сушатся, наверное. А еще там есть пилотки и комплект формы, который всегда можете примерить. Сотрудники музея вас с удовольствием сфотографируют.

курган новости

Во втором зале, зале тыла, внимание сразу привлекают школьные парты старого образца. Ну да, ведь война – никакой не повод для пропуска уроков. Парты, правда, крохотные: дошколенок или ученик начальной школы еще поместятся, а вот все прочие рискуют застрять. Зато просто смотреть на них весьма интересно, где теперь такое увидишь.

Вместился в зал и уголок сельской жизни: открытый большой сундук с теплыми шалями и смешной плюшевый мишка. К сундуку прислонены ухват, кочерга и предмет, который я сначала неуверенно идентифицировала как весло, потом – еще более неуверенно как «может, штука, чтоб что-нибудь перемешивать». Как мне рассказали сотрудники музея, загадочной штукой раньше вынимали из печи хлеб.

Хлеб в то время был таким же стратегическим продуктом как и оружие.

Его хранили, берегли. Особенное отношение к нему у ленинградцев, которые помнят, что такое кусочек блокадного хлеба в 125 грамм на целый день. Окруженный город смог выстоять, выжить. Потому что у каждого была своя линия фронта: на огневом рубеже, в тылу, в быту, в школе, на заводе. Ради одного — ради Победы.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *