Кто мы? Куда мы идем?

новости курган

Фестиваль современного искусства «Параллели» задал зрителям серьезные вопросы

Вопросы, вынесенные в заголовок, – известная инсталляция современного искусства, установленная на крыше одного из центральных зданий Екатеринбурга. Современное искусство всех жанров в поиске смыслов бытия заполнило на прошлой неделе подмостки Курганского театра кукол «Гулливер», где состоялся шестой международный фестиваль современного искусства «Параллели», в Год театра проводимый во второй раз.

«Параллельным» курсом выступало несколько блоков – театральный, музыкальный, лекционный, лабораторный, изобразительный и хореографический. Конечно, самым густонаселенным оказался блок спектаклей. Театры из Кургана, Сургута, Екатеринбурга, Саратова, Красноярска и Санкт-Петербурга представили обширную палитру современных тем, обыгранных языком пластики, кукол, драмы, музыки и тишины.

О любви к старикам и детям

Премьера спектакля «Хтонь» (16+)

Открывавшие фестиваль хозяева — «гулливеровцы» погрузили гостей фестиваля в темное и завораживающее царство древнерусской «Хтони» (16+), о премьере которой мы уже подробно писали. Другая премьера этого года – детский спектакль «Мой дедушка» (6+) хорватского режиссера Веры Видов. По-взрослому глубокий, разговаривающий, казалось бы, простым языком о простых вещах, он поднимает острые проблемы одиночества и ощущения ненужности людей серебряного возраста. Трогательная история о мальчике, «взявшем себе в дедушки» обитателя дома престарелых, отозвалась не только слезами на глазах взрослых, но и добрым эхом в сердцах маленьких зрителей, которые на спектакле «Ухти-Тухти» (0+) неожиданно стали спорить за главную героиню: «Это моя бабушка!».

новости курганТема одинокой старости странным образом закольцевалась «Гулливером» в последний день фестиваля, когда именитый драматург Олег Богаев представил зрителям эскиз спектакля «Новая русская почта» по собственной пьесе с участием артистов «Гулливера». Пьесе уже четверть века, в главной роли в ней играли такие легенды российского театра и кино, как Михаил Ульянов и Олег Табаков! Щемящая история оставшегося одного после смерти жены Ивана Сидоровича ставилась на сценах Софии, Парижа, Вашингтона, Лондона… За эту пьесу Олег Богаев был удостоен премии «Антибукер» (1998). А в «Гулливере» драматург отважился на эксперимент и впервые поставил спектакль с участием кукол и предметов, а также закадрового голоса недавно ушедшего из жизни народного артиста РФ Валентина Воронина, актера Екатеринбургского театра драмы. Драматург отметил роль метафизики в своей постановке, где невидимый партнер актеров читает «письма с того света», которые герой пишет сам себе от имени ушедших в иной мир друзей. Печальная история с мягкой иронией и оптимистическим сюрреализмом и сегодня актуальна как никогда. И из эскиза «Гулливера» вполне может вырасти большой спектакль.

В одной параллели с упомянутыми постановками находится и моноспектакль «Белое на чёрном» (16+) Летучего театра из Сургута. Это история про мальчика, у которого нет ни рук, ни ног, мальчика, который живет в интернате для инвалидов, монолог физически беспомощного, но душевно сильного человека на фоне мощной музыки Шостаковича. В постановке Юрия Евдокимова играет его сын Виктор. Актер только в самом начале мимикой и пластикой обозначает нестандартность тела героя, а после живет на сцене обычной жизнью мальчишки, не любящего жаловаться на судьбу. Из прутьев клетки, в которую символически заключен персонаж, он создает своих друзей и врагов, раскладывает свою жизнь бумажными листами в круге.

новости курган

«Работа сложная, мы в ней попытались показать жизнь человеческого достоинства и из чего оно состоит», – объяснил режиссер Юрий Евдокимов.

Спектакль был участником фестивалей в Красноярске, Челябинске и в Испании, где актер исполнял монолог на испанском языке!

Яхина и Достоевский

новости курган

Центр современной драматургии из Екатеринбурга привез моноспектакль «Зулейха открывает глаза» (18+) по нашумевшему роману Гузель Яхиной. На сцене только сухие деревья и печка в сибирской избе, актриса почти неподвижно сидит на печи, рассказывая взволнованно и страстно страшную историю своей жизни, впечатывая боль и правду в долгую память зрителей.

«У нас в театре есть внутренний проект, когда любой актер может предложить свою идею, и в рамках этого проекта спектакль существует как идея актрисы Тани Савиной поставить роман Гузель Яхиной, – рассказал режиссер Антон Бутаков. – Я сначала был удивлен, как его поставить, ведь это очень большой роман! Решили сделать его в форме моноспектакля, и на первый план у нас вышла не история глобального периода в России, а довольно интимная история сложной женской судьбы. Мы познакомились с самой Гузель Яхиной, когда она приезжала в Екатеринбург до премьеры. Потом показывали «Зулейху» пять раз подряд на гастролях в Театре наций в Москве. Яхиной не было в Москве, но приходила её дочка и ей очень понравилась наша постановка. Мы снова повезем спектакль в Москву в феврале, и надеемся, что автор романа наконец-то увидит нашу версию».

новости курган

Театр «Жёлтый квадрат» (Екатеринбург) привез знакомую курганцам по читке немецких пьес постановку «А рыбы спят?» (12+). И снова пронзительная тема смерти и детства, желание заглянуть за завесу тайны бытия и небытия.

Детский спектакль «День и ночь» (0+) Красноярского театра кукол фестивальная публика окрестила «Хтонью» для самых маленьких. Ставил его тот же питерский режиссер Саша Хромов, который умеет соткать нить действия буквально из нитей, бытовых предметов и притягательной атмосферы волшебства и фантазии.

Театр «Балаганчик» из Саратова обратился к рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» (6+) Достоевского, где главный герой, маленький мальчик, потерявший маму, сталкивается с жестокой реальностью. К безупречному саундтреку актеры плюсуют игру в куклы и объекты, театр теней, пластическую игру и хорошо узнаваемое настроение Федора Михайловича.

«Достоевский вообще всегда оставляет очень щемящее ощущение, – делится впечатлениями зрительница Мария. – А когда один день из жизни мальчика, потерявшего самого дорогого человека, рассказывают так интимно, на фоне песен «Гражданской обороны» и «Аквариума», получается очень проникновенно. Актеры поют прекрасно, и работа с тенями великолепна».

Весело, задорно

новости курган

Не грустью единой жив человек, зритель, актер. Вот и участники фестиваля пытались развеселить публику, поиграть с самой юной ее частью. Забавный спектакль «Ухти-Тухти» (0+) театра «Жёлтый квадрат» (Екатеринбург) должен быть взят на вооружение мамами и воспитательницами – так нужно приучать малышей к труду. Через игру и веселье вся малышня с энтузиазмом прошла мастер-класс по стирке носовых платочков. «Мой волшебный носок» (0+) от Красноярского театра кукол из той же жизнерадостной малышковой серии.

Спектакль «Цацики идёт в школу» (12+) Санкт-Петербургского театра «Суббота» стал «бомбой», взрывавшейся хохотом и восторгом публики.

Он вошел в программу «Детский Weekend» «Золотой маски», был призером российских и зарубежных фестивалей. Но важнее наград непосредственность, искренность и великолепие ироничной игры актерского дуэта Софьи Андреевой и Станислава Демина-Левиймана, с такой легкостью превративших и взрослых, и детей в друзей главных героев – первоклассника Цацики и его жизнелюбивой и нестандартной «мамаши»-рокерши. Актеры виртуозно жонглировали множеством ролей и предметами, становящимися в их руках вполне себе одушевленными.

Последний день фестиваля выдался ученическо-экспериментальным. Пока профессиональные актеры трудились над эскизом, студийцы осваивали ремесло драматургов в лаборатории под названием «Подростки пишут пьесы», а помогали им в этом драматурги из Белоруссии Ольга Прусак и Сергей Анцелевич. Темы, волнующие современных подростков: защита окружающей среды, свобода и несвобода, отношения полов, война, травля, равноправие людей, патриотизм.

В форме театрального капустника россыпью смешных хореографических этюдов и номеров в духе КВН закрыл «Параллели» класс-концерт студентов ЕГТИ. Уральцы сумели и «доширак» представить в виде пародии на «Саломею» Романа Виктюка. Так что, несмотря на серьезность основного репертуара, фестиваль завершился на высокой позитивной ноте.

«Увлечение чернухой в театре заканчивается. Люди стали искать выход, и этого было много в спектаклях фестиваля, как и огромного стремления людей к диалогу, попыткам услышать своего собеседника», – выделила основную тенденцию современного искусства театральный эксперт из Екатеринбурга Мария Зырянова.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей: